Поделиться • 8 апреля 2025
Почему рынок труда «обнаглел» и что делать бизнесу
Почему рынок труда «обнаглел» и что делать бизнесу
Текст: Татьяна Долякова, HR-эксперт, генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel
Фото: Unsplash
Проблема дефицита кадров в разных сферах существует не первый год, но сейчас ситуация особенно острая. По данным «Мониторинга предприятий» Банка России, во II квартале 2024 года обеспеченность российских компаний кадрами достигла исторического минимума — минус 30,8 пункта.
Нехватку специалистов в ряде сфер организации стараются компенсировать ростом заработной платы, но это эффективно не всегда. Рассказываю, какими еще способами можно привлечь сотрудников.
Проблема дефицита кадров в разных сферах существует не первый год, но сейчас ситуация особенно острая. По данным «Мониторинга предприятий» Банка России, во II квартале 2024 года обеспеченность российских компаний кадрами достигла исторического минимума — минус 30,8 пункта.
Нехватку специалистов в ряде сфер организации стараются компенсировать ростом заработной платы, но это эффективно не всегда. Рассказываю, какими еще способами можно привлечь сотрудников.
В 2025 году дефицит квалифицированных специалистов обещает стать рекордным. Главные причины:
Факторы следующие.
Исследование, проведенное Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ, hh.ru и группой «Анкор» в 2024 году, показало, что около 75% компаний стали прилагать больше усилий для удержания специалистов, чем в 2019 году.
Традиционные методы поиска и привлечения новых сотрудников, такие как размещение вакансий на специализированных сайтах, по-прежнему популярны, но их эффективность снижается. Соискатели становятся более избирательными, а конкуренция за их внимание растет.
Какие стратегии могут сработать
Однако далеко не все компании могут эффективно привлекать сотрудников на внешнем рынке даже с использованием перечисленных методов. Это связано с высокими затратами на поиск и адаптацию специалистов, конкуренцией за таланты.
Вместо того чтобы тратить время и деньги на постоянный поиск новых специалистов на внешнем рынке, можно организовать внутренние ярмарки вакансий. Это позволит сотрудникам узнать о доступных ролях в компании и подать заявку на более высокие должности с соответствующим повышением заработной платы.
Подобные программы проходят не только внутри организаций, их организовывают карьерные платформы и сервисы по подбору персонала.
Например, платформа SuperJob регулярно проводит мероприятия, посвященные построению карьерного трека. В апреле 2024 года была организована ярмарка «PrоРаботу» для студентов МГИК, ориентированная на PR и журналистику. В рамках мероприятия состоялись презентации компаний и выступления экспертов. Участники могли бесплатно получить помощь в анализе резюме от специалистов и приглашения на стажировки.
Исследование, опубликованное в International Journal of Organizational Analysis, показало, что сотрудники, чьи ценности совпадают с ценностями компании, работают эффективнее и менее склонны к выгоранию. В то же время несоответствие культурному коду компании может снизить производительность и даже разрушить команду.
Цена ошибки при найме крайне высока. Чтобы снизить ее вероятность, можно подключить ИИ на этапе отбора резюме по ключевым показателям, в том числе — соответствию ценностям компании.
Вот что ждет тех, чьи резюме прошли первичный отбор.
Соискатели относятся к таким неординарным методикам тестирования по-разному. Кто-то видит в этом возможность открыться и продемонстрировать свои неочевидные преимущества.
Но кто-то — и эта точка зрения тоже имеет право существовать — воспринимает тесты как излишнюю бюрократию и отрицает связь между коммуникабельностью и психотипом человека и его профессиональным потенциалом.
Например, если речь идет про наем работников в более консервативных индустриях физического труда — простых «работяг»: строителей, водителей, операторов станков и др.
Важно не только объяснить кандидатам цель тестирования, но и дать им качественную обратную связь по результатам. Это помогает снять напряжение и сформировать позитивный имидж компании. В результате кандидат сможет соотнести собственные ценности с ценностями работодателя.
Рассмотрим пример корпоративной культуры «СИБУРа», которая базируется на трех ключевых ценностях:
Индексации зарплат не всегда оказывается достаточно. Поэтому работодатели активно внедряют дополнительные меры стимулирования, о чем свидетельствует доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», опубликованный в декабре 2024 года. В их числе:
Например, при найме мы предлагаем сотрудникам возможность самостоятельно выбирать наиболее приоритетные позиции в соцпакете. Такой подход позволяет не только выявить интересы сотрудников еще на этапе трудоустройства, но и поддерживать их мотивацию в дальнейшем.
Подобный подход использует авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). Для сотрудников был разработан сервис «Крылья заботы», который позволяет им самостоятельно формировать набор преимуществ, исходя из своих потребностей. Уровни и лимиты льгот разработаны на основе принципов грейдирования — распределения сотрудников по группам, чтобы оптимизировать затраты на оплату труда.
Анкетирование сотрудников помогло компании сформировать перечень из 200 актуальных услуг. Среди популярных направлений — туризм, спорт, образование, страхование и пенсионное обеспечение.
Полученные данные помогли топам познакомиться с коллективом, чтобы вместо изматывающих, «подстегивающих» работников к индивидуализму премий в номинации «Лучший сотрудник [недели/месяца/года] (нужное подчеркнуть)» дать людям то, чего они хотят.
Проект выиграл номинацию «Северная столица» в престижной отраслевой премии «HR-бренд» 2023 года.
В нашей практике был опыт работы со строительной организацией, которая хотела внедрить систему бонусов для своих сотрудников. Вот как мы реализовывали программу мотивации.
Провели опрос среди сотрудников, чтобы выяснить их предпочтения в отношении соцпакета. Предложили анкету:
Ответы помогли выявить наиболее востребованные опции:
Разработали систему баллов, которые работники могли использовать для выбора опций. Бонусы человек получал за выполнение своих обязанностей, инициативу или сверхурочную работу.
Свои баллы сотрудники могли обменять на выбранные ими услуги. Например, 100 баллов — на дополнительные дни к отпуску, 200 баллов — на медицинскую страховку на определенную сумму (конкретную сумму не разглашают. — Прим. ред.).
Предложили сотрудникам возможность комбинировать различные опции для создания индивидуального соцпакета:
В течение календарного года работники, по их собственным словам, почувствовали себя счастливее на работе. Существенно сократилась текучесть кадров — примерно на 20% за исследуемый период. Повысилась лояльность сотрудников, особенно среди поколения зумеров, для которых важен отдых и социальные привилегии.
Кейсы, которые я описала выше, наглядно дают понять, что разумная, умеренная адаптация к требованиям коллектива приносит результаты, которые можно измерить в цифрах.
Есть и другие программы, которые использует российский бизнес.