Журнал

Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский
создал приложение для развития креативности. Есть ли у него будущее?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

5 причин для инвестора вложиться в ваш стартап

5 причин для инвестора вложиться в ваш стартап

Текст

Сергей Юсов

Иллюстрации

Анастасия Пожидаева для INC.

Для стартапа получение инвестиций — способ развить свой проект, выйти на новые рынки (а иногда — и просто возможность выжить). А какие мотивы движут теми, кто вкладывает деньги в новый, зачастую рискованный бизнес? Вот 5 причин, по которым инвесторов может заинтересовать ваш стартап.


Причина №1. Получение финансовой выгоды

Самый частый мотив инвесторов — извлечение прибыли. Они могут получать финансовую выгоду постоянно в форме дивидендов или разово — при продаже стартапа (экзит, или «выход»).

Чаще всего инвесторы входят в компанию с небольшими вложениями и помогают ее команде своими ресурсами и знаниями (для этого могут привлекаться эксперты). Если стартап раскрутился, его могут выгодно продать либо превратить в стратегического партнера. К примеру, венчурный фонд Runa Capital вложился в российского разработчика ПО Nginx, а позже вышел из него с большой прибылью — компанию за $670 млн купила американская F5. Еще один известный кейс — покупка доли в стартапе Skillaz рекрутинговым сервисом HeadHunter: сумма сделки составила 250 млн руб.


Причина №2. Быстрый выход

на новый рынок

Для крупных компаний покупка стартапа — удобный способ выйти на новый для себя рынок. На разработку собственного продукта может уйти много времени — проще купить уже готовый проект с командой.


«Таким образом компания сокращает сроки выхода продукта на рынок», — поясняет директор инвестиционных проектов ИК «Криптонит» Данил Жариков.

Например, «Яндекс» в 2017 году приобрел сервис доставки еды из ресторанов Foodfox, после чего создал на его базе собственный проект «Яндекс.Еда». Позже к проекту присоединилась команда UberEATS.


Причина №3. Устранение конкурента

Компания-инвестор может купить стартап, который в перспективе может стать для нее конкурентом. По словам Жарикова, это очень распространенная практика. «Большие компании смотрят вперед на несколько лет или даже десятилетий. Они покупают стартапы, чтобы уже сейчас заниматься направлением, которое у них есть в стратегическом плане», — говорит директор инвестиционных проектов ИК «Криптонит».

Самый громкий пример такого рода — покупка соцсети Instagram компанией Facebook Inc. Позже компания Марка Цукерберга приобрела и мессенджер WhatsApp. Хотя оба стартапа сохранили свои названия и функционал, их прибыль уже идет в материнскую компанию.


Причина №4. Реализация стратегических целей

Иногда крупные компании инвестируют в «серийных предпринимателей», топ-менеджеров и опытные команды, которые уже запустили несколько успешных стартапов. Как правило, это делается под конкретную задачу.

Например, головная компания Олега Тинькова TCS Group планирует запустить в 2020 году финтех-компанию, которая будет ориентироваться на розничных клиентов в странах Европы. Совладельцами и руководителями нового проекта станут два бывших топ-менеджера Тинькофф Банка — Артем Яманов (работал старшим вице-президентом по развитию бизнеса) и Александр Емешев (экс-вице-президент по разработке новых продуктов). TCS Group станет ключевым инвестором и владельцем контрольного пакета финтех-компании.


Причина №5. Создание аналога успешного бизнеса

Когда на рынке появляется сильный игрок, другие пытаются повторить его успех. Если чей-то продукт оказался востребованным, инвестор может вложиться в создание похожего проекта — чтобы отвоевать свой кусок рынка.

Например, созданный Сбербанком и «Яндексом» маркетплейс «Беру!» многие называют «русским Amazon». Его бизнес-модель действительно во многом напоминает модель компании Джеффа Безоса. По мнению гендиректора «Яндекс.Маркета» Максима Гришакова, рынок онлайн-торговли в России будет ежегодно расти более чем на 30%. Он прогнозирует, что доля маркетплейса «Беру!» в сегменте интернет-ретейла в ближайшие 2—4 года составит 10%.


Криптонит Startup Challenge

Так называется всероссийский конкурс технологических стартапов, который призван выявить наиболее перспективные проекты года. Его с 2019 года проводит инвестиционная компания «Криптонит». Конкурс предназначен для небольших компаний, которым не хватает помощи «большого брата» или первоначальных денег, чтобы взлететь.

В минувшем году более 300 стартапов участвовали в конкурсе. А проект поддержали крупнейшие технологические вузы страны. Тогда призовой фонд в 10 млн руб. разделили между собой стартапы ИБРиС — система удостоверения личности на основе голосовой биометрии — и Iris Devices — распознавание по лицу и радужной оболочке глаз.

Почти 20 стартапов, отобранных по результатам экспертизы, соберутся на полуфинал в Москве в середине мая и представят свои проекты жюри. 10 лучших команд-финалистов покажут свои проекты инвесторам и предпринимателям в июне.

Вышедшие в финал предприниматели поборются за призовой фонд в 10 млн руб. «Криптонит» также обещает победителю диагностическую сессию от экспертов и партнеров, внимание крупнейших инвесторов рынка и возможность запустить пилот проекта на базе компаний «ИКС Холдинга». «Мы не только помогаем проектам реализоваться коммерчески, но и предлагаем техническую экспертизу нашей научной лаборатории, что создает предпосылки для развития», — отметил Жариков.