17 февраля 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал
Газпромбанк и цифровизация: как «чёрный лебедь» коронавируса помог полностью перестроить рабочие процессы
Текст: Анастасия Стаханова
Иллюстрации: Кирилл Клиппентшейн
Быстрая цифровизация бизнеса стала краеугольным камнем для предпринимателей в пандемию коронавируса. То, что для одних компаний стало непреодолимым препятствием, для других оказалось возможностью выйти на новый уровень работы. Inc. на примере Газпромбанка — третьего по величине активов кредитного учреждения России — рассказывает, как проходила трансформация работы крупной компании, насколько изменились запросы клиентов и чего удалось добиться за два года пандемии.
Вызов цифровизации: проблемы и решения
В пандемию коронавируса Газпромбанк вошёл, уже понимая важность цифровизации бизнеса и рабочих процессов, и активно работал в этом направлении. По факту цифровизацию компания запустила ещё в 2018 году. Это было продиктовано временем и ситуацией, которая сложилась на рынке к тому моменту благодаря спросу на такие услуги и продукты со стороны клиентов. Например, если раньше мобильным банкингом в основном пользовались молодые россияне, то теперь среди активных юзеров много тех, кто старше 50 лет. Клиенты хотели не только пользоваться цифровыми сервисами — у них был запрос на то, чтобы оформлять продукты в цифре от начала до конца, а также пользоваться результатами коллаборации их банка с нефинансовыми компаниями в рамках одной экосистемы. Появился ощутимый спрос на дополнительные, непрофильные для банка услуги. Например, страхование и инвестиционные продукты.
Для того чтобы оставаться среди технологических лидеров на финансовом рынке России и закрывать «боли» клиентов, Газпромбанк в последние годы полностью перестроил IT-инфраструктуру, внедрил новые сервисы для улучшения клиентского опыта, а также перезапустил мобильный банк. У компании появилась лаборатория продвинутой аналитики. Она позволяет проводить глубокие исследования данных, разрабатывать максимально персонализированные предложения для клиентов, строить сверхточные модели оценки рисков, модели речевой аналитики для определения паттернов общения с клиентами, определять лучшие способы и время CRM-коммуникаций.
Активная работа над цифровизацией продолжилась и в пандемию. Параллельно с этим возникла ещё одна задача — обезопасить собственных сотрудников от инфекции, не прерывая бизнес-процессы. При переводе большей части сотрудников на удалёнку банк сразу столкнулся с двумя проблемами. Первая — как технически наладить работу компании масштаба Газпромбанка в новых условиях. Ведь у него более 420 отделений от Калининграда до Южно-Сахалинска, а число сотрудников переваливает за 20 тыс. Вторая проблема заключалась в том, что далеко не всех сотрудников можно перевести на удалёнку. Есть те, кто должен оставаться в офисе и контролировать системы, обеспечивающие бесперебойную деятельность компании. Поэтому банку пришлось придумать, как обезопасить здоровье тех, кто остался трудиться в офисах. Компания разделила сотрудников на три категории: тех, чьё присутствие на рабочем месте жизненно необходимо, тех, кто должен появляться там периодически, и тех, кто может работать из дома (их оказалось подавляющее большинство).
Новые возможности и поддержка сотрудников
Подразделения, контролирующие процесс перевода на удалённый доступ третьей и самой большой категории работников, в момент столкнулись с огромным количеством заявок. Инфраструктура банка выстояла, оказавшись готовой к коронакризису. Работникам оперативно подключили мобильный доступ для внутренних систем банка, корпоративную почту, системы документооборота и внутреннюю конференц-связь. Для обеспечения эффективной работы банк закупил и выдал сотрудникам ноутбуки с уже настроенным софтом.
Появился собственный частный Telegram-канал для информационной поддержки работы. В течение первого месяца число его подписчиков перевалило за 11 тыс.
Стремительный перевод сотрудников на удалёнку удался. Тысячи людей смогли ежедневно пользоваться внутренней телефонной конференц-связью, а число звонков по видеосвязи превысило 1400 в день. Среди несомненных плюсов удалёнки оказалась эффективность управления персоналом. Например, взлетела скорость взаимодействия сотрудников друг с другом. Если в «офисные» времена на то, чтобы организовать большое совещание, уходило один-два дня, то в «коронавирусные» — с любым человеком можно связаться по Zoom за считаные минуты. А на организацию и проведение такой встречи уходит от силы пара часов.
Чтобы люди не чувствовали себя выпавшими из коллектива и общей работы компании, банк начал проводить расширенные совещания и демодни и организовывать тренинги, флешмобы, культурные события.
Технологии здоровья
Другая важная задача, вставшая перед компанией, — обеспечить безопасную работу для сотрудников из первой и второй категорий, которые оказались наименее массовыми. Это те люди, которые должны постоянно работать из офисов или периодически в них появляться. Так, компания закупила миллион масок, респираторов и перчаток для работников и членов их семей. Все офисы и отделения в стране снабдили санитайзерами, усилили обработку и дезинфекцию помещений. Сотрудникам перед началом рабочего дня начали в обязательном порядке измерять температуру, а офисным работникам регулярно проводить обязательное ПЦР-тестирование. Кроме этого компания ограничила командировки и участие в представительских мероприятиях.
Следующая мера защиты касается пути между работой и домой. После дня в офисе сотрудника просят не снимать маску до самой квартиры, в которой он живёт. Так шанс подхватить COVID-19 меньше. Чтобы добраться до дома, работник может воспользоваться не общественным транспортом, а специально созданным сервисом карпулинга «Нам по пути». Его суть в том, что работники Газпромбанка, живущие по соседству, могут объединяться для совместных поездок на личном автомобиле или на одном из более 100 специально подготовленных автомобилей каршеринга. Траты на бензин и аренду покрываются банком.
Курс на диджитал: отказ от бумаги и новые продукты
В пандемию коронавируса стали меняться и потребности клиентов банка. Во-первых, россияне захотели получать доступ к финансовым продуктам банков быстро и без бумажной волокиты, а сами продукты должны были максимально облегчать жизнь. Во-вторых, в начале 2020-х кредитным организациям уже недостаточно просто выполнять основные банковские функции, выдавая кредиты и принимая деньги на депозит. Теперь они должны предоставлять комплексные предложения по финансовым продуктам, которые позволяют человеку закрыть сразу несколько своих потребностей в рамках одной платформы.
В ответ на первый запрос Газпромбанк взял курс на «безбумажный офис» — проект, который позволяет клиентам открывать любые продукты компании без оформления тонны бумажек (причём даже в отделениях банка). К концу 2021 года Газпромбанк завершил перевод всей своей базовой линейки банковских продуктов в цифровые каналы продаж.
То есть уже сейчас клиент может открыть счёт и заказать цифровую карту с помощью приложения, там же оформить кредит, взять заём через курьера, получить кредит по паспорту без справки о доходах и оформить рефинансирование долга.
Разрабатывая новые финансовые продукты, банк активно использует возможности agile-команд. Пример такой работы — «Умная карта», которая стала прорывом для российского рынка. Суть в том, что карта сама определяет категорию максимальных трат клиента за месяц и по ней выдает максимальный кешбэк. То есть клиенту банка не нужно анализировать свои будущие покупки на 30 дней вперед, чтобы заранее выбрать категорию с максимальным кешбэком. Также в конце 2020 года Газпромбанк вслед за некоторыми конкурентами запустил собственного мобильного оператора — «ГПБ Мобайл».
Еще одним важным направлением пандемийной эпохи стал рост интереса россиян к инвестициям. С началом глобальной эпидемии жители страны бросились изучать, как работает фондовый рынок, и скупать акции и облигации. В результате за последние пару лет количество брокерских счетов, открытых на российском рынке, удвоилось и достигло 12 млн. В ответ на это Газпромбанк запустил собственную платформу «Газпромбанк Инвестиции». По данным Московской биржи на декабрь 2021 года, платформа находится на восьмом месте по числу активных клиентов.
Ставка на искусственный интеллект
Газпромбанк продолжит активно цифровизироваться. Будет появляться все больше услуг, которые можно оформить дистанционно.
Чтобы добиться цели, банк делает ставку в том числе на развитие технологий машинного обучения (ML) и искусственного интеллекта. На данный момент в разработке более 150 новых моделей ML с общим потенциалом не менее чем 12 млрд руб. в год уже к 2024 году.
В конечном счёте такая стратегия позволит предлагать клиентам-физлицам лучшие условия и программы лояльности, подбирать наиболее выгодные активы для инвестиций и готовить предложения об оформлении налогового вычета на основе трат. Юрлица среди прочего смогут получать выверенный прогноз по финансовому состоянию, предложения по субсидиям, кредитам и рекомендации по оптимизации расходов.