Спецпроекты • 22 января 2021
Куда едет московское метро? Обновления и инновации, которые меняют столичную подземку
Автор: Дмитрий Шаров
Фото: Арсений Несходимов
Метро — сложный и непонятный стороннему наблюдателю механизм, в котором общая точность зависит от мелких деталей. Чтобы все работало как часы, за каждым элементом нужно внимательно следить и вовремя обновлять. Про то, чем живет и как меняется метро, узнали у первого заместителя начальника Московского метрополитена — начальника дирекции инфраструктуры Дмитрия Алексеевича Дощатова.
Кажется, что работа метро — это сплошной «день сурка», но на самом деле оно постепенно обновляется. Какие самые значимые инфраструктурные изменения произошли за прошедший, 2020 год?
— Кроме той части метро, которую видят пассажиры, — вестибюли, вагоны, эскалаторы, — есть и другая, которая обычно не попадает в поле зрения. Это целая система инженерных коммуникаций: кабельные линии, вентиляция, тоннели и многое другое. Всё это также необходимо постоянно обновлять, чтобы поддерживать весь организм метро в тонусе.
В прошлом году мы обновили почти 90 километров путей, это примерно 10% всего метро, и свыше 300 км кабельных линий, которые питают электроэнергией весь метрополитен. Для этого некоторые технические участки мы поочерёдно перекрывали незаметно для пассажиров, а на остальных работали по ночам, во время «технологического окна». Кроме этого, обновили оборудование 12 вентиляционных шахт и поставили в них новые мощные вентиляторы, которые пропускают на 30% больше свежего воздуха. Также на самих станциях в прошедшем году отремонтировали больше 100 эскалаторов, а на станциях «Смоленская», «Рижская и «Новослободская», которые закрыли в прошлом году, кроме установки новых эскалаторов, мы отреставрируем вестибюли, проведём ремонт технических помещений и инженерных коммуникаций.
Что ещё ждать пассажирам в 2021 году, кроме открытия этих станций?
— В 2021 году у нас не менее амбициозные планы. Чтобы сделать движение поездов ещё безопаснее, мы продолжим переход с релейной на микропроцессорную систему управления поездами на Кольцевой линии. Продолжим и модернизацию «легких» метро — вентиляционных шахт, замену пути, кабельных линий. Кроме того, откроем три станции, которые пока закрыты на реконструкцию, — «Смоленскую», «Рижскую» и вестибюль «Новослободской».
Ещё одно важное изменение — интеграция трамвайной инфраструктуры в московское метро. Единый центр управления всем рельсовым транспортом — это распространённая мировая практика. Также сделали в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне. Для пассажиров это изменение пройдёт незаметно, но технологии московского метро помогут лучше следить за состоянием трамвайных путей.
Мы до сих пор ничего не сказали про сами поезда. Как проходит их обновление?
— Состав вагонов тоже молодеет каждый год. В 2020 году мы получили более 500 новых вагонов, в том числе самые современные — «Москва-2020», которые можно увидеть на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Также получали вагоны предыдущей модели «Москва», их запускали на Таганско-Краснопресненской и Сокольнической линиях.
500 вагонов сложно представить, но если сравнить темпы обновления московского метро с мировыми, то мы окажемся впереди всех.
В Москве с 2010 по 2023 год на рельсы поставят 4549 новых вагонов. За это же время в Гонконге — только 2030 вагонов, Лондоне — 1771, а в Нью-Йорке — 918.
Какие вагоны заменяют новинками?
— Всё зависит от линии. На Сокольнической и Калужско-Рижской линиях они заменяют «номерные», которые возят москвичей ещё с 70-х. На Таганско-Краснопресненской линии «Москва» заменила вагоны Еж3, также разработанные почти полвека назад. Кстати, летом мы простились с последним поездом этой серии. Теперь по самой востребованной линии курсирует исключительно «Москва». На Кольцевой линии новейшие вагоны «Москва-2020» заменяют «Русичей», которые когда-то были первыми вагонами с кондиционерами. Но так как их срок службы ещё не вышел, они переходят на службу на Арбатско-Покровскую линию.
Чем хороши новые вагоны «Москва-2020»?
Они на 15% тише предыдущего поколения, а в салоне, в зависимости от модели, есть 320 или 368 USB-зарядок, интерактивные схемы для построения маршрута и более 150 информационных мониторов. Кроме технических улучшений, новые вагоны стали комфортнее — теперь в них самые широкие дверные проёмы и межвагонные переходы за всю историю московского метро — по 1,6 метра.
Свой след в новых вагонах оставила и пандемия. В них работает система обеззараживания воздуха. За это отвечают невидимые пассажирам ультрафиолетовые лампы, а информация о температуре собирается с датчиков в салоне на пульте управления машиниста.
Важно, что новые поезда — полностью отечественная разработка, от технических требований до финальной реализации. И мы особенно гордимся этим, потому что наши составы ничем не уступают зарубежным аналогам. Наоборот, даже во многом превосходят их. Если сравнивать новые вагоны с аналогами от Siemens, Alstom, Hyundai и CAF, в глаза бросается разница в цене. Вагоны для московского метро получились на 30% дешевле ближайшего конкурента. При этом система раннего обнаружения дыма, интерактивные дисплеи и персональные USB-зарядки, кроме российского поезда, есть только в новейшем Hyundai Rotem H10.
Сколько новых вагонов и на каких ветках ждать в 2021?
— В этом году мы запускаем ещё 337 вагонов на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Большую кольцевую выбрали, потому что это новая линия, а Кольцевую — потому что она в центре города и тут много пересадок. Кстати, уже в этом году по ней будут ходить только вагоны «Москва-2020».
Уже ведутся разработки вагонов, которые когда-то заменят и «Москву-2020»?
— Срок службы «Москвы-2020» — 30 лет. Поэтому заменять их будем только ближе к 2050 году, но это не значит, что мы не работаем над новыми вагонами. За последние десять лет мы вывели на линии несколько моделей. Это «Ока», четыре модификации «Москвы» и, наконец, «Москва-2020».
Если говорить о будущем, мы внимательно следим за современными тенденциями и уже работаем вместе с «Метровагонмашем» над следующей моделью.
Думаю, новинку можно ждать уже через 2—3 года.
Как метро изменилось во время пандемии?
— Мы увеличили частоту дезинфекции на станциях в 10—12 раз. Теперь сотрудники каждые два часа обрабатывают двери, кассовые зоны, турникеты, поручни и остальные элементы, до которых чаще всего дотрагиваются пассажиры. По ночам, помимо генеральной уборки, мы проводим дезинфекцию станций и служебных помещений с помощью парогенераторов. Дезинфицируем и вагоны. Напомню, в новых моделях поездов стоят системы автоматического обеззараживания воздуха, а в более старых используется метод кварцевания с помощью ультрафиолетовых ламп.
Естественно, мы нанесли разметку, чтобы напоминать пассажирам про социальную дистанцию, поставили около 2 тыс. бесплатных санитайзеров и начали продавать маски и перчатки в кассах, в торговых павильонах и вендинговых аппаратах дешевле, чем в городских аптеках, — по 5 руб. за маску. Также мы внимательно следим за сотрудниками, которые общаются с пассажирами, — каждый день проверяем температуру и выдаём им перчатки и маски.
Менялось ли расписание поездов?
— Нет. Хоть пассажиров и стало меньше, мы не стали сокращать количество поездов, чтобы не было нарушения социальной дистанции.
Сейчас в час пик на самых востребованных линиях по-прежнему ходит по 38—40 поездов. Получается, один состав в 90 секунд.
Откуда понимали, «как правильно»: смотрели на иностранных коллег или были какие-то внутренние инструкции?
— Наши регламенты разрабатывал Роспотребнадзор, в других странах этим также занимались местные ответственные органы. Кстати, Всемирная организация здравоохранения отдельно отметила наши меры дезинфекции как одни из самых показательных. А ещё некоторых иностранных коллег заинтересовал наш метод кварцевания вагонов. В целом, меры, принимаемые в Московском метрополитене, стали одними из самых строгих в мире.