1 июня 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал
Учимся у младших: что общего у предпринимателей и детей
Текст: Джейхун Мамедов
Иллюстрации: Александр Черепанов
Чтобы начать бизнес, нужно быть достаточно смелым и открытым миру. С возрастом многие люди держатся за комфорт и безопасность, что естественно. У предпринимателей всё несколько иначе. Они схожи с детьми, которые не фокусируются на прошлом, быстро забывают неудачи и исследуют мир дальше. Вместе с «Траекторией жизни» Inc. выделил пять качеств, которые есть и у детей, и у предпринимателей.
Исследовательское поведение
Детям интересен мир в разных его проявлениях. Им хочется трогать, щупать, рассматривать — словом, изучать то, с чем они раньше не сталкивались. Исследовательская мотивация может проявляться сильнее других потребностей ребёнка, так как в ней заложено его развитие — новые впечатления и знания.
Предприниматель так же исследует мир. Перед запуском стартапа, например, нужно проверить идею, изучить рынок. Исследование позволяет увидеть нишу для развития бизнеса, проблему людей, которую необходимо решить. Так предприниматель приходит к новой информации, а значит, и к новым возможностям. Без этого бизнесу не выжить.
Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров говорил, что хорошие идеи для бизнеса находятся случайно, но для этого необходимо постоянно искать. «Под лежачий камень вода не течет — нужно носом землю рыть, беспрерывно заниматься поиском. Это может быть чтение деловой прессы — даже глянцевых журналов! Могут быть инсайды, полученные во время работы в крупных компаниях».
Мышление вне рамок
У детей нет стереотипов и ограничений касательно того, как жить. Поэтому они свободны в восприятии мира, а следовательно, и в креативности. С возрастом мы мыслим привычными путями, из-за чего страдает креативность. В мире бизнеса нужно уметь мыслить вне рамок — придумывать бредовые на первый взгляд идеи. Многие успешные компании сталкивались с критикой и сомнениями со стороны на этапе запуска, но спустя время доказывали, что были правы. Мышление вне рамок позволяет предложить рынку что-то оригинальное — и это козырь.
Основатель Dyson Джеймс Дайсон рассказывал, что, когда он впервые представил пылесос без мешка, его обсмеяли чуть ли не все производители бытовой техники. Сейчас его пылесосами пользуются по всему миру. По мнению предпринимателя, глупые на первый взгляд идеи ведут к открытиям, пускай и сквозь ошибки: «Только так вы можете найти подход, который до вас никто не применял».
Толерантность к неудачам
Сооснователь Qiwi Сергей Солонин подчёркивал, что в бизнесе обязательно нужно совершать ошибки. «Как дети учатся на своих ошибках. Моему младшему ребенку полтора года, и я вижу, он постоянно что-то делает, экспериментирует, падает. Это обучение через игру, через восприятие мира и познание нового», — рассказывает предприниматель.
Ошибки для детей, действительно, не преграда (при должной поддержке от близких). Например, не все сразу умеют ездить на двухколёсном велосипеде, но у всех в итоге получается. То же самое — в мире бизнеса. Если вы боитесь ошибиться, то лучше не начинать бизнес, потому что в этой сфере неудачи будут повсюду.
По словам Джеффа Безоса, провалы для предпринимателя неизбежны и надо быть к ним готовым. «Каждый раз это было всё равно что вырвать зуб без анестезии. Это совсем не весело. Но мы не придаём этому значения», — так описывает боль неудачи основатель Amazon.
Гибкость
Дети способны быстро переключаться на новое и осваивать его. Часто можно увидеть картину, когда ребёнок объясняет родителю, как пользоваться тем или иным устройством. Такова природа мозга: с возрастом людям сложнее учиться чему-то новому.
Что ещё важно — дети не фокусируются на прошлом опыте (потому что у них его и так немного!) и открыты для изменений. У них изначально гибкое мышление, и в процессе развития важно поддерживать познавательную инициативу ребёнка, помогать ему исследовать неизвестное и показывать ценность перемен. Тогда адаптивность к меняющемуся миру сохранится и во взрослом возрасте.
В предпринимательстве гибкость важна, так как бизнес существует в постоянно меняющихся условиях рынка. Если не уметь на них вовремя реагировать, то высок риск остаться позади конкурентов и проиграть. «Мы подвергаем сомнению старые решения. И если находится идея получше — всегда готовы к изменениям», — говорил основатель IKEA Ингвар Кампрад.
Любовь к делу
Ребёнок всячески будет избегать занятий, которые ему не по душе (или заниматься нехотя). Он чувствует, что ему нравится, а что — нет, и выбирает в пользу первого. Чтобы подросток быстрее нашёл своё призвание, важно дать ему максимально широкое представление о современных профессиях и возможность на практике ознакомиться с ними. На это направлена профориентационная программа «PRO Призвание 3.0» от школы «Траектория жизни».
Наталья Капируля
основатель частных школ «Траектория жизни»
Когда ребёнок выбирает профессию, часто обозримые варианты скудны. Он просто не знает всего многообразия видов деятельности. Поэтому хорошо бы знакомить ребёнка с представителями разных профессий, чтобы он увидел, как живёт человек, в каких условиях работает, какой у него график, какими предметами чаще всего пользуется (кинестетика для детей очень важна), на что смотрит, часто ли общается, какую пользу приносит, что его вдохновляет, о чём он мечтает. Главное — сформировать представление о том, что такое быть хирургом, экономистом, фотографом, — какой это труд и стиль жизни. Тогда ребёнок сможет выбрать то, к чему он предрасположен, что даётся легко и приносит много радости.
Успех предпринимателя напрямую связан с тем, любит ли он своё дело или нет. Любовь позволяет проходить трудности и идти до конца, а по дороге отсекать всё ненужное, сохраняя фокус на главном. Если любви нет, то высока вероятность расколоться при первой неудаче, растратить потенциал впустую. «Люди должны следовать за своей страстью. Это сделает их более счастливыми, чем что-либо другое», — отмечал основатель Tesla и SpaceX Илон Маск.