Бизнес не доверяет аутсорсу разработку продуктов, потому что не верит в его экспертизу и способность быстро погружаться в специфику проектов.
Доказывая обратное, Михаил и Валерия Розовы запустили кейс-чемпионат Position Oneum , где студии и агентства показывают потенциальным клиентам, на что способны. Inc. подробно рассказывает о соревновании и публикует рейтинг участников с лучшими продуктовыми решениями.
Position oneum, или P1*, — это соревнование для дизайн-студий и digital-агентств. Целый месяц участники решали бизнес-кейсы, созданные по образу классического Harvard Business Case: глубокий контекст, проблематика и открытый вопрос, на который нужно ответить, спроектировав продуктовое решение. Поскольку студии и агентства работают в конкретных специфических направлениях, кейсы для них были распределены по двенадцати индустриям: healthcare, financial services, retail, foodtech, и т. д. Категоризации разработала HR-компания TYPICAL.
Я знаю, что у продуктовых команд есть потребность во внешней помощи, — непонятно только, как выбрать нужное агентство или студию. Методология существующих премий не делает выбор более прозрачным: работы оценивают продуктовые дизайнеры, а не люди со стороны бизнеса. Также не учитывается, была ли решена проблема клиента. Мы составили методологию P1 таким образом, чтобы студии на деле показали, как они могут помочь бизнесу решить его текущие задачи.
Среди клиентов есть стереотип о том, что студии делают только сайты или какие-то второстепенные проекты. На деле экспертиза некоторых агентств уже давно позволяет им проектировать продукты.
Работы дизайн-студий и digital-агентств вслепую оценивали топы компаний по открытой методологии: например, им было важно, чтобы решения совпадали с целями бизнеса и были удобными для пользователя.
Все работы были анонимными, поэтому меня не отвлекали штуки вроде статуса компании на рынке. Порадовало, что один из участников проработал кейс на бизнесовом уровне, уделив внимание не только дизайну и разработке, но и продуктовому развитию, маркетингу и пиару. У меня давно нет иллюзий, что топовые дизайн-студии — это только про дизайн в его узком понимании UX и UI. Очевидно, они проектируют клиентский опыт полного цикла, занимаются продуктовым развитием и ориентируются на метрики. Всё равно было неожиданно увидеть, что появились команды, которые пошли дальше и освоили консалтинг.
Мне понравилось оценивать работы, потому что задание для участников невероятно похоже на проблему, которую я и моя команда сейчас решаем. Отдавал предпочтение идеям, которые были прозрачными с точки зрения реализации, и каждое спроектированное решение примерял на свою компанию. Порадовало, что три из четырех работ мне захотелось «купить». Раньше я не задумывался про сотрудничество со студиями: большинство продуктовых задач мы решали внутри. Вероятно, после P1 что-то поменяется.
Оценивалось умение команды провести качественные исследования среди пользователей и конкурентов, определить проблему и в сжатые сроки глубоко в неё погрузиться.
Оценивалось умение взвесить потенциальную пользу для бизнеса, мыслить на долгосрочный результат и понимать уровень сложности реализации решения, а также риски проекта.
Оценивалось умение команды выстроить интересный сторителлинг, качество визуальной составляющей презентации и вера в своё решение.
Оценивались объём и качество проработанных сценариев, в том числе визуальной составляющей.
На оценку работ я потратил около 20 часов: изучал задачу, продукт, отсматривал видео, далее разбирал решения по методологии. Бизнес-кейсы — очень классная штука. Они чётко показывают, как команды подходят к работе. На примере решений было видно, кто привык хватать задачу и быстрее приступать к реализации, а кто вдумчиво погружается в проблему, ищет базу для гипотез в исследованиях, думает шире поставленных вопросов. Я обратил внимание, что многие не могут объективно оценить стоимость, потому что проседает проработка операционной части. Анализ рынка у большинства на среднем уровне, визуал — на хорошем.
Мне запомнились решения, для которых участники нашли ниши, исходя из исследований, отказались от изначальной широты задачи и нащупали бизнес-потенциал. Приятно удивило, что агентства могут делать достаточно глубокую аналитику проблем и потребностей пользователей — даже для международных кейсов. Моё отношение к способностям студий проектировать продукты изменилось в лучшую сторону, но всё равно остаётся вопрос: подходят ли участники так к каждому кейсу или это «конкурсная работа»? Хватит ли энергии и сил найти пользовательскую проблему, а не просто взять деньги и сделать решение?
Казалось, студии недостаточно уделяют внимания исследовательской части, а делают только то, что просят заказчики. Видимо, ситуация меняется: теперь они развивают полный набор компетенций, который раньше был только у самых крупных ребят вроде AIC. Правда, мне не хватило MVP-подхода, в рамках которого всегда должны думать продуктовые компании: как максимально дёшево проверить гипотезы. Некоторые команды предлагали 6–8 месяцев на реализацию MVP — это колоссально много для непроверенных идей. Ещё не было продуктовых метрик для решений, чтобы всегда была возможность вернуться к ним и ответить на вопрос: «А не фигню ли мы сделали?»