Спецпроект • 09 Декабря 2020

Наука — хит сезона: зачем учёные становятся блогерами

Спецпроект • 09 Декабря 2020

Наука — хит сезона: зачем ученые становятся блогерами

Автор: Дмитрий Ишков

Иллюстратор: Маша Костевич


Благодаря цифровым медиа наука сегодня становится поп-культурным явлением. Вместе с блог-платформой Яндекс.Дзен и научпоп-блогерами разбираемся, как интернет и свободный обмен информацией изменили отношение общества к науке и зачем современному учёному нужен свой канал.

Зачем делать науку популярной

До XX века наука была закрытой средой, недоступной человеку без образования. Научные сообщества не поощряли популяризацию и открытость, а учёного могли лишить членства в клубе, если он делал добытые научные знания доступными для широкой аудитории.

Чтобы повысить интерес к науке, в 70—80-х годах начали запускать публичные мероприятия, но безрезультатно: пропасть между обычными людьми и учёными не сокращалась. Итальянский социолог Массимиано Букки объяснял это тем, что медиа часто жертвуют научностью в пользу сенсационности, — поэтому у общества сформировалось неадекватное представление о науке и учёных.

За последние десятилетия ситуация изменилась: в научной среде появляется всё больше энтузиастов-популяризаторов, а общество заинтересовано в получении новых знаний. Дистанция между наукой и аудиторией сокращается, и научпоп-блогеры играют в этом важную роль. Для популяризации знаний есть все условия: чтобы заинтересовать читателей, учёным достаточно завести канал в интернете и доносить научную информацию доступным языком. Александр Дементьев, автор канала “Популярная наука” в Яндекс.Дзене, считает: нужно чаще напоминать людям о богатстве окружающего мира и добавлять в него адекватные и структурированные мысли.

“Люди, интересующиеся наукой, должны понимать, что любые знания даются с трудом. А учёные, нацеленные на популяризацию науки, — что для обывателя необходимо отходить от строгого формализма, принятого в научных кругах”, — говорит Денис Юшин, автор блога Science & Future. Он уточняет, что цель популяризации не в упрощении, а в привлечении интереса к науке в целом. Вовлечение общества в научную жизнь позволяет участвовать в производстве знаний, а не только потреблять их. Теперь помогать учёным просто: например, можно вносить свои наблюдения в открытую базу данных, с которой будут работать исследователи.

В игре Foldit игроки придумывали лучшее решение для сворачивания структуры протеина. В 2011 году они за 10 дней помогли расшифровать структуру вируса, вызывающего СПИД у обезьян, — учёные не могли решить эту задачу на протяжении 15 лет.

Участие непрофессионалов в научном процессе называется научным волонтёрством, или гражданской наукой (citizen science). Пожалуй, самый масштабный проект такого рода — SETI@home, цель которого заключалась в поиске сигналов внеземных цивилизаций. К проекту мог присоединиться любой человек, у которого был компьютер: от волонтёров требовалось установить программу, которая анализировала массивы радионаблюдений, поступающие с телескопа “Аресибо” в Южной Америке. В России научным волонтёрством занимаются участники проекта “Люди науки”. Они проходят опросы, участвуют в экспериментах, тестируют технологии или помогают в исследованиях, собирают и анализируют данные.

Как быть научпоп-блогером в эпоху пост-правды — массового контента и фейков

Популяризацию обычно связывают с традиционными форматами: научными журналами, книгами и телепередачами. Но сейчас научпоп активно осваивает блог-платформы и соцсети, например Яндекс.Дзен, Telegram и YouTube. На платформах появляются популярные блоги, где разбирают функции иммунной системы человека, рассуждают об археологии и ядерной физике.

Научные блогеры ориентируются на широкую аудиторию и общие знания читателей с разным уровнем подготовки, поэтому научная информация подаётся в облегчённом и развлекательном виде. В медиа есть понятие sciencetainment (от англ. science и entertainment — наука в развлекательном формате) — к привычным форматам добавляются игровые, интерактивные и иммерсивные формы, которые помогают легче усваивать материал.

Существуют и более серьёзные форматы, например интернет-издание N+1 и проект “ПостНаука”, где ссылаются на научные труды и опираются на базу источников. Часто авторами этих изданий становятся ведущие учёные, которые говорят о сложных вещах простым языком, сохраняя при этом системность и объективность.

Проблемой остается то, что в интернете много фейков и лженауки. Яркий пример — популярность Общества плоской Земли, члены которого не верят в шарообразность нашей планеты. Организация была основана ещё в 1985 году, но с помощью интернета теория плоской земли набрала такую популярность, что Netflix снял об этом документальный фильм “За изгибом”.

У научного сообщества есть понятные инструменты для проверки знаний, требующие высокого уровня погружения в материал. Когда читатель видит статью от известного и уважаемого научного издания, он обычно не сомневается в её достоверности.

Однако в условиях сверхпотребления медиаконтента появляются издания и площадки, готовые жертвовать достоверностью информации ради роста охватов. С ростом популярности научпопа возникает больше возможностей и соблазна маскировать под научные данные фейки, привлекающие внимание широкой аудитории. Издатель N+1 и сооснователь KuJi Podcast Андрей Коняев говорит, что наплыв фейков — плата за свободное распространение информации.

Опасность фейков заключается не только в искажении истины как таковой. Подобный контент может создавать угрозу здоровью и жизни людей, поскольку сегодня возможность распространять свои взгляды есть даже у авторов, отрицающих опасность COVID-19. В этих условиях у медиа возникает ответственность за распространение ложной информации, а платформы начинают ограничивать доступ к недостоверным данным. Например, Facebook уже сообщил, что будет удалять посты с дезинформацией о вакцине от COVID-19. А Яндекс.Дзен запустил программу фактчекинга, в рамках которой эксперты анализируют публикации блогеров на возможную недостоверность, а также помогают развивать системную работу с фейками на платформе.

“Фейки могут быть совершенно безобидными, как, например, моя любимая история про доктора Джеймса Роджерса или карантинное стихотворение, якобы принадлежащее перу Пушкина. А могут приводить к страшным последствиям. Есть такое ‘письмо бельгийских врачей’ — нашумевшая публикация, на которую любят ссылаться отрицатели коронавируса. По большей части письмо — фейк, за ним не стоят авторитетные медики и учёные. Кроме того, список подписавших вызывает сомнения: там есть даже подпись Елены Малышевой, вот только реальная телеведущая не имеет отношения к этому документу. Авторам подобных посланий стоило бы подумать о жизни и здоровье людей, которые могут пострадать от очередной публикации типа ‘Как при помощи лимона и соли вылечить COVID’”.


Илья Бер, создатель и редактор фактчекингового проекта “Проверено”

Как правило, фейки негативно отражаются на репутации авторов, которые их распространяют. Поэтому учёные и блогеры, всерьёз развивающие свои научпоп-проекты, выдвигают фактчекинг на первый план. Репутация авторитетных в своей области авторов становится даже более серьезным гарантом качества контента, чем репутация площадки. Автор видеоблога на YouTube “Всё как у зверей” Евгения Тимонова уверена, что можно сложную информацию подавать просто, но при этом не искажать её суть и проверять достоверность.

Кто сегодня популяризирует науку в интернете

Онлайн-форматов популяризации много: от коротких объясняющих видео и подкастов до иммерсивных выставок и видеоигр. Например, с помощью расширения Science Subject Kit в игре Minecraft: Education Edition рассказывают о возобновляемой энергии, устройстве солнечных панелей и строительстве мостов. Для каждого формата найдутся авторы, темы и подачи. Вот семь блогеров, которые популяризируют науку онлайн сегодня:

1

Голый землекоп” — подкаст биолога и научного журналиста Ильи Колмановского, где он разговаривает с учёными о научных открытиях и затрагивает как актуальные темы, например борьбу с COVID-19, так и не совсем очевидные, вроде влияния музыки на деменцию.

2

Блог научного сотрудника ракетно-космической отрасли Дениса Юшина Science & Future, в котором он рассказывает о достижениях науки и современных технологиях, используемых на Земле и в космосе.

3

Блог и YouTube-канал биолога и популяризатора Александра Панчина — о генной инженерии, ошибках мышления и борьбе с лженаукой.

4

YouTube-канал Артура Шарифова, в котором автор объясняет интересные события и явления, например рассказывает, почему мы по-разному воспринимаем время, или обсуждает стигматизацию женской сексуальности.

5

Канал “Популярная наука” Александра Дементьева. В прошлом ведущий работал в лаборатории физики МПГУ, был преподавателем философии и научным журналистом. Сейчас канал Александра Дементьева один из самых крупных научпоп-блогов в Яндекс.Дзене с аудиторией более миллиона читателей.

6

Ася Казанцева — научный журналист и автор книг о мифах и открытиях в нейробиологии.

7

Telegram-канал “Намочи манту” о доказательной медицине от журналистки Дарьи Саркисян. Здесь речь идёт о популярных медицинских проблемах, заблуждениях и о том, как заботиться о здоровье.

Как работают популяризаторы и что их мотивирует

“Учёные, которые заводят собственные блоги, следуют базовому человеческому стремлению — получать единицы внимания”, — рассуждает Владислав Горбачев, основатель и главред одного из научно-популярных каналов в Дзене, “Книга животных”. Проводя несколько недель в непроходимых болотах в поисках выхухолей, зоологи хотят делиться впечатлениями. Поэтому их главная мотивация — удовольствие от работы.

В “Книге животных” работают главред, выпускающий редактор, видеоблогер, корректор и около десяти авторов-зоологов. Небольшой командой они набрали более 2,6 млн читателей. Основной доход команда получает с рекламных блоков в Яндекс.Дзен (есть ещё монетизация в группе “ВКонтакте” и донаты на стримах) — это позволяет содержать редакцию из 14 человек.

Денису Юшину с канала Science & Future важно показать, как сложна и многогранна наука и что на пальцах невозможно объяснить абсолютно всё. Читатели ценят его публикации про космонавтику, особенно когда речь идет о сравнении отечественных и зарубежных успехов, например об отличиях американского Crew Dragon и российского “Союза”.

Популярны тексты, где можно подискутировать в комментариях, — скажем, о том как могли бы выглядеть люди после колонизации Марса. Аудитория Дениса приближается к 500 тыс. читателей, а самые популярные материалы набирают более 100 тыс. дочитываний.

Сейчас задача автора — сделать блог Science & Future не только интересным для аудитории, но и коммерчески привлекательным для рекламодателей, чтобы увлечение наукой и желание её популяризировать стали источником дохода.

Александр Дементьев любит работать с материалами, где нужно погружаться в тему, общаться с экспертами и героями. Один из самых значимых для него текстов — история про Айнана Коули, мальчика с самым высоким IQ. Для материала автор связался с отцом вундеркинда, чтобы изучить биографию мальчика. Публикация стала одной из самых популярных на канале и набрала более 600 тыс. дочитываний.

Журналистский опыт Александра показывает, что в редакции сложно реализовывать свои идеи, потому что у издания есть свои формат и задачи, — а в блоге автор может рассказывать то, что важно для него, и собирать лояльную аудиторию. Александр не ставил цели сделать блог популярным и зарабатывать на нём. Но, по его мнению, Яндекс.Дзен дает научпоп-блогерам большие возможности: платформа сама ищет аудиторию и платит за рекламу — это помогает автору фокусироваться на качестве своего контента и не беспокоиться о продвижении.

Научпоп-сегмент Яндекс.Дзена в цифрах

С 2018 года количество авторов научно-популярной тематики увеличилось в 4,5 раза, а аудитория их материалов — в 3 раза.

С января 2020 года аудитория по направлениям “Наука”, “История” и “Интересные факты” увеличилась на 1 млн пользователей.

Сейчас каждый пятый пользователь Яндекс.Дзена интересуется научной тематикой, в 2018 году наукой интересовался лишь один из десяти пользователей.

Научпоп-сегмент Яндекс.Дзена в цифрах

С 2018 года количество авторов научно-популярной тематики увеличилось в 4,5 раза, а аудитория их материалов — в 3 раза.

С января 2020 года аудитория по направлениям “Наука”, “История” и “Интересные факты” увеличилась на 1 млн пользователей.

Сейчас каждый пятый пользователь Яндекс.Дзена интересуется научной тематикой, в 2018 году наукой интересовался лишь один из десяти пользователей.

Свободный и быстрый обмен информацией с помощью интернета совершил трансформацию в научпопе, которую раньше было сложно представить: учёные становятся блогерами и хотят говорить о том, что им важно. Ожидание, что онлайн заново откроет науку для широкой аудитории, возможно, преждевременно. Но интернет больше чем просто способ распространения знаний — это создание прямой связи между учёными, блогерами и обществом.

По мнению Андрея Коняева, количество научпопа в онлайне действительно растёт, но связано ли это с повышением интереса к науке или с тем, что растет общее количество информации, — пока неясно. Как бы то ни было, работа с источниками, проверка информации и соблюдение баланса между формой, содержанием, “тяжёлой наукой” и развлечением остаются константами качественного научпопа.