Переключиться • 5 апреля
10 фильмов про искусственный интеллект, после которых хочется удалить ChatGPT
10 фильмов про искусственный интеллект, после которых хочется удалить ChatGPT
Текст: Григорий Щеглов
Фото: IMDB
Если в реальной жизни понятие «искусственный интеллект» дошло до массового пользователя только в 2020-х, то в мире кино это произошло на десятилетия раньше. ИИ как концепт вдохновлял режиссеров с начала 1970-х, и с тех пор в прокат вышли десятки фильмов, исследующих тему имитации человека компьютером.
«Инк.» собрал 10 фильмов про искусственный интеллект, после которых хочется отменить подписку на ChatGPT и забыть Midjourney как страшный сон.
Если в реальной жизни понятие «искусственный интеллект» дошло до массового пользователя только в 2020-х, то в мире кино это произошло на десятилетия раньше. ИИ как концепт вдохновлял режиссеров с начала 1970-х, и с тех пор в прокат вышли десятки фильмов, исследующих тему имитации человека компьютером.
«Инк.» собрал 10 фильмов про искусственный интеллект, после которых хочется отменить подписку на ChatGPT и забыть Midjourney как страшный сон.
«Она» режиссера Спайка Джонза — одна из самых проникновенных историй о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта в кинематографе. Действие картины происходит в недалеком будущем, где технологии стали еще более интегрированными в повседневную жизнь людей.
Главный герой, писатель Теодор Туомбли (Хоакин Феникс), переживает болезненный развод и чувствует себя одиноким. Чтобы справиться с проблемой, он приобретает новую операционную систему с ИИ по имени Саманта (Скарлетт Йоханссон), которая способна эволюционировать и адаптироваться к пользователю. Между героем и его компьютером возникает глубокая эмоциональная связь, перерастающая в любовные отношения.
Фильм получил широкое признание критиков и зрителей, завоевав премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Многие отмечают пророческий характер фильма — выпущенный за несколько лет до массового распространения голосовых помощников и генеративного ИИ, он поднял многие этические вопросы, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Режиссерский дебют Алекса Гарленда знакомит зрителя с историей программиста, который выигрывает внутрикорпоративный конкурс и получает возможность провести неделю в изолированном горном убежище CEO компании.
По прибытии главный герой узнает настоящую цель своего визита — провести модифицированный тест Тьюринга с первым в мире полноценным искусственным интеллектом в лице андроида Авы (Алисия Викандер).
«Из машины» затрагивает глубокие вопросы о природе сознания, гендера и власти. В 108 минут фильма режиссер уместил и противостояние создателя и творения, и манипуляции на грани этики, и размывание границы между человеческим и искусственным.
«Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева — переосмысление триллера 1980-х с Харрисоном Фордом в главной роли. Картина частично продолжает сюжет оригинала, по ходу фильма представляя новых персонажей.
События разворачиваются спустя 30 лет после первой части в еще более мрачном и отчужденном постапокалиптическом мире. Главный герой, офицер полиции в исполнении Райана Гослинга, — человекоподобный гуманоид нового поколения, созданный для охоты на прошлые версии таких же роботов. В ходе выполнения одной из миссий он обнаруживает тайну, способную изменить границы между людьми и искусственно созданными существами.
Визуальная эстетика фильма, созданная оператором Роджером Дикинсом (получившим за эту работу заслуженный «Оскар»), поражает своей монументальностью и вниманием к деталям. Каждый кадр выстроен как отдельное произведение искусства: неоновые города, окутанные смогом, гигантские голографические рекламы, безжизненные пустыни — все работает на создание ощущения мира, где грань между реальным и искусственным практически стерта.
Если вы устали от антиутопий и постапокалипсиса, можно посмотреть в сторону более позитивной экранизации возможностей ИИ.
Действие мультфильма происходит в далеком будущем, где Земля превратилась в безжизненную свалку, покинутую людьми из-за экологической катастрофы. Главный герой, маленький робот-уборщик WALL-E, продолжает выполнять свою работу, собирая мусор в полном одиночестве. За долгие годы изоляции у него развиваются личность и эмоции — он собирает коллекцию интересных находок, смотрит старые мюзиклы и мечтает о появлении друзей.
Жизнь WALL-E меняется с появлением современного робота-разведчика EVE, присланного на Землю для поиска признаков жизни. Трогательная история любви, разворачивающаяся между двумя роботами с разной степенью технологического развития, становится центральной линией фильма.
Фильм поднимает серьезные экологические и социальные проблемы, тонко критикует потребительскую культуру и зависимость от технологий. При этом он предлагает оптимистичный взгляд на искусственный интеллект — роботы здесь не угроза, а существа, способные на подлинную заботу, эмпатию и любовь.
«Матрица» сестер Вачовски — культовый фильм, изменивший не только жанр научной фантастики, но и в целом поп-культуру.
Действие картины разворачивается в мрачном будущем, где реальность оказывается искусственной симуляцией, созданной разумными машинами, чтобы держать человечество под контролем и использовать людей как источник энергии. Программист Томас Андерсон (Киану Ривз), ведущий двойную жизнь хакера по прозвищу Нео, узнает шокирующую правду о мире и присоединяется к группе повстанцев во главе с загадочным Морфеусом (Лоуренс Фишберн).
«Матрица» представляет один из самых мрачных сценариев развития искусственного интеллекта — восстание машин и порабощение человечества. Но фильм также исследует более тонкие аспекты: что такое сознание и реальность? Где проходит граница между человеком и машиной? Может ли программа обладать свободой воли?
«Создатель» — амбициозная фантастика, исследующая взаимоотношения между человечеством и искусственным интеллектом через призму войны.
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, где ИИ эволюционировал в самостоятельную форму жизни и спровоцировал ядерную атаку против США. По сюжету коалиция стран Запада вступила в полномасштабную войну с азиатскими государствами, в которых симбиоз людей и ИИ стал основой общества.
Главный герой, бывший спецназовец Джошуа Тейлор (Джон Дэвид Вашингтон), получает задание обнаружить и уничтожить таинственное супероружие ИИ, известное как Создатель. Вместо этого он находит девочку-андроида, которая, как выясняется, может стать ключом к завершению конфликта.
Фильм предлагает свежий взгляд на стандартную проблематику ИИ, переворачивая типичные голливудские сюжеты. Здесь люди зачастую изображаются как агрессоры, а роботы — как жертвы, которые стремятся к мирному сосуществованию. Фильм поднимает вопросы о природе человечности, страхе перед неизвестным и возможности сосуществования разных форм сознания.
«Я, робот» снят по мотивам произведений культового фантаста Айзека Азимова. Действие фильма происходит в Чикаго 2035 года, где человекоподобные роботы стали неотъемлемой частью повседневной жизни в роли помощников и обслуживающего персонала. Все они запрограммированы следовать трем законам Азимова, которые, казалось бы, делают их абсолютно безопасными для людей. Или нет.
По сюжету детектив Дел Спунер (Уилл Смит) расследует загадочное самоубийство ученого из корпорации U.S. Robotics, что приводит его к открытию глобального заговора роботов. Фильм демонстрирует, как строгая логика законов Азимова может привести к непредвиденным последствиям и как эволюция ИИ может привести к тоталитаризму.
В отличие от многих фильмов о восстании машин, «Я, робот» заканчивается на оптимистичной ноте, предполагая возможность сосуществования людей и разумных роботов.
«2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика — один из самых влиятельных и философски глубоких фильмов в истории кинематографа. Картина исследовала взаимоотношения человека и искусственного интеллекта задолго до того, как эта тема стала мейнстримом.
Фильм 1968 года охватывает эволюцию человечества от первобытных гоминидов до путешествующих к звездам существ, стоящих на пороге новой ступени развития. Центральная часть картины посвящена миссии к Юпитеру под управлением искусственного интеллекта HAL 9000. ИИ в фильме представлен как совершенная система, не способная на ошибку. Но только до тех пор, пока компьютер не сходит с ума.
Кубрик, известный своим перфекционизмом, снял фильм с помощью практических эффектов, которые выглядят убедительно даже сегодня. Визуальные отсылки к ленте «2001: Космическая одиссея» можно найти практически в любой картинке о космосе, снятой за последние 50 лет.
Главный герой фильма «Апгрейд» — механик, живущий в технологически продвинутом будущем. По сюжету он становится жертвой жестокого нападения, в результате которого жена погибает, а его парализует.
Когда изобретатель предлагает Грею экспериментальный имплант под названием STEM, способный восстановить его подвижность, он соглашается. Однако вскоре выясняется, что это не просто компьютерная система, а полноценный искусственный интеллект с собственной личностью и сознанием, способный контролировать тело главного героя.
«Апгрейд» сочетает элементы боевика, детектива и психологического триллера, исследуя последствия настолько тесной интеграции ИИ и человека, что границы между ними начинают стираться. Фильм поднимает важные вопросы о природе человеческой личности и автономии: что происходит, когда наше тело может действовать независимо от нашей воли под управлением другого разума.
В 1984 году «Терминатор» Джеймса Кэмерона не только запустил одну из самых успешных франшиз в истории кино, но и представил миру самый узнаваемый образ ИИ — суперкомпьютер Скайнет.
Сюжет фильма разворачивается сразу в двух временных плоскостях. В постапокалиптическом 2029-м, где искусственный интеллект Скайнет ведет тотальную войну против остатков человечества, и в 1984 году. На грани поражения ИИ отправляет в прошлое киборга-терминатора T-800 (Арнольд Шварценеггер) с заданием убить будущую мать предводителя повстанцев. В ответ человечество отправляет своего солдата, чтобы защитить Сару и сохранить временную линию.
«Терминатор» стал одним из первых фильмов, которые представили широкой аудитории концепцию технологической сингулярности — момента, когда искусственный интеллект достигает самосознания и начинает быстро эволюционировать. Фильм также затрагивает парадоксы путешествий во времени и концепцию «самоисполняющегося пророчества»: отправленный в прошлое терминатор сам становится причиной, по которой это будущее будет существовать.