Переключиться • 20 мая 2021

Драйв, вайб и серфинг. Как Бали превратился в место силы для русскоязычных предпринимателей

Драйв, вайб и серфинг. Как Бали превратился в место силы для русскоязычных предпринимателей

Текст: Наталия Боева

Фото: Stephanie Keith/Getty Images


В зимний сезон 20202021, когда туристический бизнес по всему миру терпел убытки, а туристы страдали без привычного отдыха, на индонезийском острове Бали в местных кафе особенной популярностью пользовались сырники. По оценкам россиян, которые живут на острове давно, на соотечественников пришлось до 80% всего въездного потока. Большинство приезжих заплатили от 100 тыс. руб. только за перелёт в одну сторону и оформление бизнес-визы (туристические правительство Индонезии не выдаёт с прошлой весны). Позволить себе такое могли в основном предприниматели, не привязанные к офису. Inc. попытался разобраться, что из себя представляет русское бизнес-комьюнити на острове и действительно ли Бали стал центром притяжения молодых российских предпринимателей.

Условно всех предпринимателей, оказавшихся на острове, можно разделить на два типа: тех, кто давно работает в реальном секторе Бали, и тех, кто приезжает на время, занимаясь бизнесом удаленно. Среди вторых довольно отчетливо выделяется группа инфобизнесменов в широком смысле — ведь продавать вебинары о том, как стать счастливее и сделать свою жизнь лучше, гораздо эффективнее с райского острова с репутацией курорта для богачей. Кроме того, здесь частые гости — цифровые кочевники и просто предприниматели, приезжающие сюда на зимовку — параллельно управляющие бизнесом. Много и тех, кто приезжает на випассану или просто разгрузиться и подпитаться энергией перед новым марш-броском (серьезной сделкой, запуском нового бизнеса или пивотом). Особняком стоят крупные бизнесмены, давно переехавшие из России, например основатель QIWI Сергей Солонин.

Так или иначе, но русскоязычных предпринимателей на Бали достаточно, чтобы сложилось бизнес-комьюнити с достаточно регулярными мероприятиями и встречами — от спонтанных бесплатных «кружков по интересам» до больших конференций (например по инфобизнесу) и бизнес-завтраков на несколько сотен человек. Легко можно зайти в местное кафе и неожиданно для себя оказаться на конференции для предпринимателей, где они делятся опытом, как заработать первый миллион, продавая планеры.

Свой среди чужих

Алексей Вимана год назад думал, что его бизнесу пришёл конец. Он — основатель компании Relictium, которая занимается выпуском и экспортом изделий из экзотических пород древесины. На Бали он впервые оказался в 2016 году, переехав из Москвы. Идея основать компанию по производству предметов интерьера возникла спонтанно, когда он увидел, как работают балийские мастера по дереву. Ставку сделали на тех, кто мог позволить себе обставить дом необычной мебелью. Когда начался локдаун, работа встала, ничего не отправляли в течение 5 месяцев. А к лету пошли новые заказы от luxury-аудитории: появился спрос на обеденные столы за $25–50 тыс. Производство переориентировали, в месяц продавали один-два таких стола, в итоге год завершили в плюсе, увеличив основные показатели. Клиентов из России из-за кризиса и падения покупательной способности стало меньше, но появились заказчики из Европы, США, Австралии (в апреле 2021 года компания открыла там шоу-рум). «За год можно было вырасти и в 3 раза, но мы этого не сделали, потому что сами стали размеренными индонезами… Другой менталитет у них, не деньги важны, а сама жизнь, — констатирует предприниматель. — Когда мы с женой начинали бизнес, жили в московском режиме 80/20, где 80 — работа, 20 — семья, а сейчас наоборот. Интегрировались настолько, что стали непродуктивными».

Регистрация бизнеса на Бали

Экспаты на острове в основном открывают компании, связанные с ресторанным бизнесом, производством продуктов, арендой недвижимости и туризмом. На все эти виды деятельности необходимо получать лицензии. Важно, что по закону иностранец не может на 100% владеть бизнесом, поэтому для открытия любой компании нужен будет «номинальный директор» — индонезиец (лучше балиец, если ваш бизнес на Бали), который будет формально выступать владельцем. В зависимости от размера бизнеса существуют различные формы регистрации:

  • CV подходит для маленьких магазинчиков и кафе. Иностранец выступает лишь «спонсором» для индонезийцев, на которых оформляются учредительные документы, нельзя оформить рабочую визу (китас) и получить лицензии на многие виды деятельности;
  • PT — более сложная форма, наиболее популярная для мелкого и среднего бизнеса, для регистрации такой компании нужно два индонезийца, а иностранец не может быть собственником, но может официально трудоустроиться в эту компанию и получить рабочую визу. Кроме того, можно оформить от 2 до 7 рабочих виз для других иностранцев — при этом взяв на работу столько же индонезийцев;
  • PMA подходит для более крупных компаний, тут иностранец уже может быть вписан в учредительные документы и быть одним из директоров. Количество рабочих виз не ограничено, но зависит от оборота компании и количества нанятых индонезийцев.

Минимальная стоимость оформления бизнеса через посредников — $1,5 тыс. Верхней планки не существует. К примеру, Relictium Алексея Вимана оформлен как PMA, в последний раз он заплатил около $6,5 тыс. за продление документов для компании и своей семьи.

Не так повезло тем россиянам, чей бизнес связан с туристами. Светлана Осипова, управляющая школой серфинга SurfDiscovery (школе 11 лет), говорит, что компанию пришлось практически закрыть: «Стало на 98% меньше клиентов, чем было. Мы ориентированы на русскоязычных отдыхающих. Сейчас работаем только по звонку. Если есть клиенты, то проводим занятие».

Роман Голубятников, владелец ресторана Two Moods в Чангу (Canngu), открыл заведение полтора года назад, буквально за несколько месяцев до пандемии (сам предприниматель родом из Воронежа, там он — совладелец ресторанной сети Just Family). Отбить вложения удалось достаточно быстро (сумму не раскрывает, но указывает, что порог входа на ресторанный рынок — от $200 тыс). «С мая по ноябрь было тяжеловато. Спасло то, что аренда была проплачена на несколько лет вперед. Минимизируя убытки, мы плюс-минус работали, — вспоминает ресторатор. — В декабре правительство начало выдавать бизнес-визы и сюда приехало много русскоязычных: примерно 80% от всего потока. А к новому году мы вернулись к докризисным показателям даже с определенным приростом». Сейчас бизнесмен строит второй ресторан на Бали и ищет площадку под третий.

Интересно, что предприниматели с магазинами и ресторанами, оформленными на Бали, почти не участвуют в жизни стихийного бизнес-комьюнити. «Ярко выражен крен в сторону онлайн-бизнеса, мне это неинтересно, — поясняет Голубятников. — В качестве лектора меня не приглашали, никому там не нужен опыт ведения ресторанного бизнеса».

Хронология локдауна на Бали

Апрель 2020: иностранным гражданам запрещен въезд в Индонезию.

Август 2020: Бали открылся для внутреннего туризма.

Октябрь 2020: запустили новые электронные бизнес-визы (E-VISA B211*).

30 декабря 2020: прием заявок на новые визы закрыт.

Апрель 2021: снова разрешено выдавать E-VISA B211.

*E-VISA B211: оформление стоит от 25 тыс. до 50 тыс. руб. (в зависимости от агентств и сроков), действует 2 мес., можно продлить несколько раз (до 6 мес.), каждое продление — 4 тыс. руб.

«Понаехавшие»

После длительного локдауна с апреля по октябрь 2020 года власти Индонезии в середине осени начали выдавать новый тип виз — E-VISA B211. Оформление бизнес-визы обходится в $250–$500 (с января по апрель 2021 г. также приостанавливали выдачу). Туристам по-прежнему въезд запрещен (ранее россияне могли бесплатно въехать на срок до 30 дней или оформить туристическую визу за $50, которую впоследствии можно было несколько раз продлить).

Прямых международных рейсов в Денпасар сейчас нет. До Бали можно долететь только местными авиалиниями из Джакарты. Туда добираться тоже придется с несколькими пересадками: в Стамбуле или Дубае. Перелет из Москвы может занимать до 50 часов. А с конца декабря при въезде в страну необходимо отсидеть пятидневный карантин в Джакарте в сертифицированных отелях (с ограниченным выбором еды и запретом покидать номер) и сдать два ПЦР-теста. Все расходы иностранцы оплачивают самостоятельно.

«На остров в этом году приехали те, кто привык зимовать, и те, у кого есть деньги. Средний сегмент отвалился, бизнес-виза для них была дорогая, — полагает Светлана Осипова. — Остались те, у кого прибыльные онлайн-бизнесы, те, кто зарабатывает на крипте, и те, кто зарабатывает на удаленке».

Инфобизнесмены

«Состав приехавших на Бали по сравнению с прошлыми годами отличался инфоцыганами (ранее их было намного меньше), — описывает свои впечатления коммерческий директор Impulse Neiry Татьяна Александрова, которая зимой ненадолго вырвалась на остров. — Еще в этом году было намного больше „успешного успеха“: неосознанных представителей общества потребления».

Сложно точно оценить, стало ли в этом году на Бали больше именно инфобизнесменов, но довольно заметно, что представителей этой категории предпринимателей на острове традиционно много.Многие из них продают свои услуги, продвигая их через демонстрацию собственного роскошного образа жизни. Бали же дает для этого отличные возможности, будучи сам по себе символом роскоши — вне зависимости от того, живете ли вы на дорогой вилле или в дешевом гестхаусе без горячей воды.

В одном из местных чатов в Телеграме («Асоциальный бизнес 2021») свыше 300 участников: все они плюс-минус инфобизнесмены. Кто-то учит в интернете, как зарабатывать в TikTok, кто-то — как делать успешные бизнес-презентации, другие — как продавать продукт на Amazon. Многие — выходцы из «Бизнес-молодости» (основатель сообщества Петр Осипов также регулярно бывает на острове, выступает как на собственных мероприятиях, так и на конференциях Accel).

«Инфобизнес — тема очень актуальная, один из самых легких и быстрых способов заработка, если у тебя есть экспертность, компетенция передавать людям знания и доводить их до результата, — считает предприниматель Михаил Приходько, ранее он занимался экспортом товаров через Amazon, был тренером в „Бизнес-молодости“. — Когда началась пандемия, запустил онлайн-школу в сфере психологии. Сейчас консультирую компании онлайн по маркетингу». В Москву Приходько планирует возвращаться не раньше лета.

Основатели Акселератора онлайн-образования Accel Дмитрий Юрченко, Екатерина Иноземцева (жена Юрченко) и Сергей Капустин уверяют, что онлайн-школы — это не инфобизнес. Сами они перебрались на остров еще в 2018 году. Тогда же познакомились с известным на Бали архитектором и девелопером Андрэ Фреем (немцем, проживающим там более 15 лет). В тот момент он приступал к строительству Parq Ubud: сам создатель называет его «городом будущего». Это пространство для предпринимателей, творческих людей и их семей с арендным жильем, коворкингами, ресторанами, концертным залом, бассейном, велнесс-центром. По словам Фрея, россияне стали первыми сторонними инвесторами (доли не раскрывают) и внесли неоценимый вклад в развитие проекта. Екатерина Иноземцева сообщила, что Accel отвечает за привлечение аудитории онлайн-предпринимателей, только благодаря этому в Parq собралась большая русскоязычная аудитория.

В интернете можно найти ролик про Accel Village, в котором показаны объекты Parq. Возникает некоторая неразбериха: что на самом деле считать «русской деревней»? «Да, есть путаница в названиях, Parq действительно иногда называют „русской деревней“. Но я бы никогда не стал возводить никакую деревню, — иронизирует Фрей. — Для себя и своих партнеров Юрченко и Иноземцева действительно строят клубный поселок Accel Nest на соседней с Parq земле, это их собственная инициатива». Помимо жилых вилл, на участке планируют возвести здание школы Accel Kids на 500 человек (пока школа для 50 детей базируется в Parq).

В прошлом году другую стройку на Бали в своих аккаунтах активно рекламировал выходец из «Бизнес-молодости» блогер Сергей Косенко (5 млн подписчиков в Instagram). Виллы строит его друг Феликс Дёмин (известный по сети отелей Bubble Hotel Bali). Стоимость — от $290 тыс. Только за резервацию земли бизнесмены просили 200 тыс. руб. В своем Instagram Дёмин недавно сообщил, что почти все виллы распроданы. Косенко был депортирован из Индонезии в январе за организацию вечеринки. Проект с виллами отошел на второй план, блогер активно продвигает свой закрытый онлайн-клуб предпринимателей.

Зимовщики и digital nomads

Алина Ковалевич продала свой сервис мобильных АЗС «Топливо в бак» «Яндексу» еще в 2018 году, затем в течение двух лет выполняла обязательства: разворачивала заправки для каршеринга «Яндекс.Драйва». Примерно год назад вышла из сделки. «Решила дать себе небольшой перерыв. Сейчас работаю как эксперт с запросами развития и масштабирования бизнеса. Могу это делать удалённо», — объясняет предпринимательница. Изначально Ковалевич с семьей планировала приехать на Бали только на зимовку, но теперь каждый месяц продлевает визу.

На месте она быстро нашла «своих». Стала посещать бизнес-завтраки, которые организует физиогномист Сергей Дюпин. Тематика — самая разная: от встреч с крупными бизнесменами (Андрэ Фреем, Сергеем Солониным) до прокачки soft skills. Еще Дюпин организовал бизнес-клуб Enlight, членство в котором стоит $4 тыс. в год (в локдаун снизил цену в 2 раза). Ковалевич еще не оформляла членство, так как пока не понимает, сколько пробудет на острове. Зато регулярно бывает на завтраках импакт-инвестора Александра Лёвочкина. «Создалось комьюнити про инвестиции. Собираемся каждую неделю в какой-то кафешке. В телеге заявляем интересную тему. Тот, кто из нашей тусовки может эту тему подсветить, просто рассказывает, как он это делает и понимает. Это реально классная практика», — делится впечатлениями Ковалевич.

Александр Лёвочкин в течение последних семи лет с семьёй зимует в Азии. Бизнес позволяет: он основатель IT-компании «101 Интернет», которая базируется в Рязани. Были разные страны и курорты, но, по его заключению, максимально комфортные точки — тайский Пханган и Бали. Лёвочкин настаивает, что напрямую от инвест-завтраков (для участников они бесплатные) ничего не получает. «Это убыточное мероприятие. Организую, плачу за помещение, сам трачу, всем покупаю вкусняшки, — объясняет инвестор. — Но ребята могут предлагать такие идеи, которые делают X10 за месяц. И потом мы вместе на этом зарабатываем. Так что по сравнению с этим заработком мои затраты нулевые».

На острове есть и другие тематические тусовки. Предприниматели, с которыми поговорил Inc., рассказывают, что в зависимости от сезона стихийно образуются самые разные сообщества: для людей из венчура, выпускников «Сколково», IT-предпринимателей и пр.

Разумеется, остаются те, кто абсолютно равнодушен к подобным активностям. «Никакие тусовки подобного рода, за очень редкими исключениями, я не посещаю ни в Москве, ни на Бали, — говорит Руслан Зайдуллин, основатель сервиса Doc+, директор по международному развитию Profi.ru, провел на острове 2 месяца. — Бали — это тропический рай с идеальными условиями как для отдыха, так и для работы. Работал я дистанционно, а островом наслаждался вне мастермайндов, бизнес-завтраков и прочей мороки».

Кристина Вазовски в середине декабря буквально сбежала из Лондона перед жестким британским локдауном и до сих пор находится на острове: «Бали был одним из немногих мест, куда можно было приехать зимой. Я хотела увидеть несколько своих российских друзей, хотели где-то встретиться», — объясняет подкастерка. Ее день начинается с занятий серфингом, потом она работает удаленно. Помимо выпуска подкастов, Кристина запустила курсы по их производству. Она планирует пробыть на Бали еще пару месяцев. «Я тут попала в комьюнити, но это те друзья, с которыми я тусовалась в Москве, или друзья друзей, кто-то из них — предприниматели, с кем-то из них я познакомилась через свой подкаст или соцсети», — говорит Вазовски.

Среди предпринимательниц, с которыми на Бали общается Вазовски, — Елена Сахарова, которая живёт на острове уже почти два года и ведет «духоподъемный курс» по созданию текстов для соцсетей. «Я здесь общаюсь с предпринимателями творческого типа, среди них иллюстраторы, фотографы, художники. Плюс йоги, остеопаты, те, кто преподают курсы по массажу лица или делают косметику, — говорит Сахарова. — На Бали можно заниматься любимым делом и при этом позволить себе прекрасный образ жизни. Качественная еда, интернет, погода — всё это дает классное ощущение от жизни и позволяет продуктивно работать».

Почему Бали?

Поражающую воображение концентрацию бизнес-комьюнити на Бали в этом году можно объяснить несколькими факторами. Это одно из немногих теплых мест, куда можно было прилететь прошедшей зимой (без обязанности соблюдать длинный карантин, как, например, в Таиланде). Относительно (например, по сравнению с Мальдивами) низкие цены и комфортные условия для работы. Местные жители практически поголовно говорят на неплохом английском. На Бали много удобных коворкингов и с каждым годом их становится всё больше, стабильный интернет — претензии к скорости есть только у внутридневных трейдеров и представителей венчурной индустрии — и жилье на любой вкус. Активно развивается коливинг, когда знакомые предприниматели, блогеры и в широком смысле единомышленники снимают на всех одну виллу и с пользой проводят время, обмениваясь опытом из различных сфер.


Стоимость жизни на Бали в месяц (при умеренных запросах)

Аренда жилья — $500–1 тыс.

Аренда скутера/мотоцикла — $70/$150

Бензин — $10–20

Еда вне дома — $300–700

Спортзал — $40–150

Развлечения — $200–$1 тыс.


Стоимость жизни на Бали в месяц (при умеренных запросах)


$500–1 тыс.

аренда жилья.


$70/$150

аренда скутера/мотоцикла.


$10–20

бензин.


$300–700

еда вне дома.


$40–150

спортзал.


$200–$1 тыс.

развлечения.

Почти все герои, опрошенные Inc., делают акцент на особой балийской атмосфере, которая притягивает. «Я рациональный человек. Но здесь, помимо серфа, мотика и шлепок, есть свой вайб, странное энергетическое поле, которого нет в Москве. Приехала с определенными запросами. Здесь все само запускается, — объясняет Алина Ковалевич. — Ощущение, что ты летишь, в тебя прилетают какие-то люди, эксперты, и мозаика странным образом начинает складываться».

«На Бали происходят невероятные вещи. Перед прилетом я два месяца думала о том, как мне правильно выйти на конкурента из США, сделать его партнёром, — вспоминает Татьяна Александрова. — Какова вероятность в первый день на острове познакомиться с лучшим другом основателя этой компании? В итоге мы дружим уже два года и делаем бизнес вместе».

Основательница и CEO компании Inbalansy Юлия Карасёва говорит, что среди причин, по которым она предпочитает работать удаленно именно на Бали, комфортная разница во времени с Москвой — свободное утро, когда можно успеть заняться своими делами. Правда, важна самоорганизация и умение выстроить свой график: «Нужно быть гибким и уметь собраться с мыслями, когда все вокруг отправляются смотреть на закат, а у тебя назначены рабочие встречи одна за другой. В напряженные дни мои встречи заканчиваются глубоко заполночь. В такие моменты меня поддерживает мысль, что рано утром я поеду на серфинг, а там на лайнапе могу неформально поговорить с сооснователем компании-конкурента, найти дизайнера на проект или договориться о встрече с другим предпринимателем. Нетворкинг на Бали — еще одно из его преимуществ».