Переключиться • 23 октября 2021

Вместо школы: несколько эффективных способов заняться собственным образованием

Вместо школы: несколько эффективных способов заняться собственным образованием

Текст: Женя Иванова, основательница образовательного продакшна «Мишка устал»

Фото: Justin Paget/Getty Images


Люди тратят много времени на саморазвитие и самообразование, но часто новые знания пропадают в черной дыре и никак не помогают в жизни. В результате уже спустя неделю мы не можем пересказать основные идеи прочитанной книги. Или того хуже — бросаем курсы, посмотрев только пару лекций. Чтобы самообразование было по-настоящему продуктивным, к нему следует относиться как к бизнес-проекту. По просьбе Inc. Russia основательница образовательного продакшна «Мишка устал» Женя Иванова рассказывает, что для этого нужно сделать.

Постройте образовательную траекторию

У каждого из нас в свободном доступе тысячи курсов и книг, миллионы роликов на YouTube и статей на абсолютно любую тему. Потребление случайной информации стало одним из видов прокрастинации: сегодня вечером мы смотрим на Netflix фильм о работе мозга, завтра читаем текст про дельфинов, а послезавтра скачиваем приложение для изучения иностранного языка.

Ловушка заключается скорее в том, что это разнообразие парализует нашу способность выбирать, что подтверждается экспериментами и исследованиями. При общей доступности знаний изучить можно что угодно, но из-за обилия предложений остановиться на чем-то одном бывает сложно. И даже определившись, мы не перестаем сомневаться и с некоторым сожалением оглядываться на отсеянные варианты.

На самом деле прямо сейчас вы не можете продуктивно изучать все, что угодно. У каждого существует накопленный опыт, приоритетные потребности, ресурсы — деньги, время, связи. Если учесть такие ограничения при выборе, список знаний и навыков, которые хотелось бы освоить, сокращается до единичных вариантов.

Другой подход — составить личную карту компетенций. Для этого нужно оценить уровень уже имеющихся у вас навыков по шкале от 1 до 10 и определить, какие из них вы хотели бы прокачать в ближайшее время. Ограничьтесь одним или двумя, не старайтесь успеть везде. И запланируйте конечный результат: какой уровень прогресса этих навыков вы будете считать успешным в определенную единицу времени. Лучше ставить достижимые цели и не пытаться «стать богатым за три дня».

Михаил Герасимов

методолог most creative camp,

исследователь креативного мышления

На самом деле, получать знания в самых разных областях — это не всегда плохо. Индивидуальную креативность в вакууме можно описать простой формулой: семантическая память (наше знание о разных фактах об окружающем мире), умноженная на умение быстро извлекать и рекомбинировать информацию из нее. Иными словами, когда мы сталкиваемся с ситуацией неопределенности, наш мозг пытается собрать решение из разных кусочков памяти. Если они собраны из нескольких сфер, это может повысить гибкость подходов и привести к созданию оригинальных и ценных решений.

Это особенно важно, когда мы работаем в конкурентной среде. Если все будут брать идеи из одного источника знаний, из одного поля насмотренности, то и конечные идеи будут неотличимы друг от друга.

Однако, чтобы все это сработало, между нашими знаниями должны быть переброшены ассоциативные мостики, то есть нужна какая-никакая структура. В идеале мозг должен уметь быстро прыгать между разноплановыми концепциями решений.

Внимательно выбирайте источники знаний

Даже если направление понятно, парадокс выбора все еще может загнать вас в тупик. Например, вы решили прокачать навык работы с текстами. Какому блогеру доверять, какую школу, курс или преподавателя выбрать, на каком ресурсе читать статьи по теме? Дороже — значит лучше? Курс на две недели — это слишком мало? А на три месяца — не много ли? Это фейковые отзывы или настоящие?

К сожалению, выбор источников знаний непрост. Запустить свой курс сейчас легко, и этим пользуются люди, для которых заработок важнее реальной ценности для студента. Кроме того, даже увлеченные эксперты не всегда понимают, как грамотно выстроить образовательную программу, — и поэтому создают курсы без четкой логики и структуры.

Малколм Ноулз, один из теоретиков андрагогики (науки о преподавании взрослым), вывел семь принципов, которым должна соответствовать образовательная программа. Например, взрослым людям важно обучаться на практике, в процессе ориентироваться на конкретные проблемы и получать собственный опыт в неформальной обстановке. Если программа этого не учитывает, она может мешать, а не помогать в обучении. На практике это работает так: курсы со строгим учителем, который предлагает вам зубрить теорию, просто бесят или ставят в ступор.

Неожиданный вопрос, который важно иметь ввиду при выборе программы — не будет ли она слишком занудной. Дело в том, что хорошие эмоции значительно влияют на способность запоминать новое. Они запускают выработку норадреналина — этот нейромедиатор помогает мозгу формировать устойчивые воспоминания о событии. К сожалению, еще сильнее на мозг влияют негативные эмоции — поэтому мы многие годы в деталях помним все плохое, что с нами случалось.

Посмотрите, что публикует преподаватель или школа в социальных сетях, подходят ли вам их материалы по мироощущению? Если в интернете доступны записи лекций нужного эксперта, обратите внимание на манеру его выступления: точно ли вы готовы увлеченно слушать этого человека?

Харизма лектора или приятное оформление курса не говорят о пользе материала в целом. Но в совокупности факторов они тоже играют роль — поэтому современные разработчики образовательных программ очень много внимания уделяют эмоциям ученика. Удерживать внимание человека, у которого на телефоне всплывают уведомления о лайках в социальных сетях и новости о мировых катастрофах, — непростая задача.

Рената Гизатулина

основательница Lifelong Learning Lab

и куратор курса «Учимся учиться»

Любое обучение — это запрос на некоторые изменения. Поэтому выбор программ (особенно долгосрочных) стоит начинать с честного обдумывания собственных образовательных целей. А они, как правило, линкуются с нашими жизненными задачами, например освоить давно желанную профессию или закончить проект на работе, для которого вам понадобились новые навыки.

Размышлять на эту тему помогают коучинговые вопросы. Например, такие.

— Что изменится в моей жизни, окружении или поведении, когда я закончу обучение?

— Что будет идеальным результатом моего развития через месяц (год, неделю)?

— Как я пойму, что достиг (ла) результата?

— Почему это важно для меня именно сейчас?

Зачастую люди выбирают какой-то курс не из-за реальных жизненных потребностей, а просто потому что понравилась реклама или из-за FOMO (страх упущенных возможностей). В таких случаях стоит взять паузу или выбрать другую программу.

Программы, которые мы выбираем, также должны совпадать с нашими целями по форматам. Например, когда вы просто хотите получить новые знания, подойдут стандартные онлайн-курсы, лекции и вебинары. Если же вы хотите сформировать новый навык, то в программе должно быть много практики, обратной связи и социального обучения. Ну а если ваша цель — поменять свои убеждения, создать новые паттерны мышления или освоить новую профессию, вам помогут программы, в которых есть и практика, и работа с ментором или коучем в групповом или индивидуальном формате. Поэтому не стесняйтесь спрашивать у организаторов, как именно будет проходить обучение.

Мотивируйте себя

Каждый, кто пропускал занятия в тренажерном зале и отказывался от попыток бросить курить, знает, как тяжело бывает контролировать регулярность непривычных действий. Да, это полезно и сделает жизнь лучше (особенно в долгосрочной перспективе), но как заставить себя прямо сейчас внести значительные изменения в ежедневную рутину?

Часто получение нового опыта вызывает сильную мотивацию на старте, но со временем она может резко просесть. Как следствие — саморазочарование, словно проблема только в личной неспособности проявить силу воли. Однако современные исследования в целом ставят под сомнение такую позицию. Контроль над ситуацией не складывается из одной только силы воли. Более того, мучительные ограничения редко помогают нам радоваться жизни. А обучаться, как уже говорилось выше, лучше в хорошем настроении.

Решающую роль в достижении целей играют внутренний азарт и эффективная стратегия. Последняя помогает спланировать обучение таким образом, чтобы вы могли сосредоточиться не на возможных препятствиях к достижению цели, а на способах как можно меньше встречаться с соблазнами.

Надеяться на силу воли — «это все равно что полагаться на систему экстренного торможения, когда водишь машину», — говорит психолог из британского университета Данди Блэр Сондерс. По его словам, нужно сосредотачиваться на вещах, которые толкают к достижению ваших целей, а не противиться вещам, которые встают на вашем пути.

Ваше самообразование — это проект. Готовясь к его реализации, вы думаете, как построить работу таким образом, чтобы все получилось быстро и в лучшем виде. Основные риски известны заранее, и ваша задача — найти пути их избежать. Чтобы не сорвать сроки, постройте подробный roadmap и решите, в какой момент привлечь сторонних специалистов, а где будет достаточно самостоятельного ресерча. Конечно, все может пойти не по плану — например, форс-мажор сорвет дедлайны и вы выбьетесь из графика. Тем не менее roadmap поможет отследить этот момент и скорректировать работу так, чтобы наверстать упущенное.

Когда вы занимаетесь самообразованием, дедлайны становятся весомее, если о них знаете не только вы. Пообещайте коллегам, что поделитесь новыми знаниями или покажете результаты практики через две недели. Попросите близких напоминать вам о сроках или найдите напарника по обучению, чтобы устроить соревнования в стиле «кто дольше протянет». Без дедлайна часто сложно что-то планировать и делать, а небольшой самообман помогает двигаться вперед по намеченному графику.

Если есть возможность, вносите часы самообразования в общий рабочий график команды. Собирайтесь в одном пространстве или подключайтесь к Zoom-коворкингу с выключенными микрофонами, чтобы позаниматься параллельно, а после поделиться впечатлениями. Бездельничать, когда никто не видит, — легко, а вот подвести команду и пропустить «тренировку» — несколько сложнее.

Внутренний азарт вы тоже можете подогревать. Например, заранее продумать собственную геймификацию: вести рейтинг достижений, награждать себя просмотрами сериала за каждый пройденный урок или ставить себе интересные задачки, в которых можно применить знания. Например, навыки переговорщика можно использовать в личном общении со знакомыми, а приобретенную экспертизу — в составлении смет и просчете маржинальности от продажи ненужных вещей на «Авито» (с учетом человеко-часов, затраченных на разбор домашнего бардака).

Повышайте концентрацию

Исследования показывают, что в среднем мы переключаемся между приложениями на компьютере 566 раз за рабочий день, а в Facebook (если он у нас есть) заходим почти сорок раз. При этом, чтобы полноценно погрузиться в задачу, человеку обычно требуется более двадцати минут. Это не значит, что вы не можете одновременно отвечать на несколько чатов и делать рабочую презентацию, просто без переключений получится (как бы очевидно это ни звучало) сделать основную задачу быстрее и лучше.

В образовании этот вопрос становится еще более важным. Внимание — в целом не безграничный ресурс. Направляя его на множество задач разом, мы устаем и снижаем шансы на запоминание нужной информации. С одной стороны, отвлекаясь, мы теряем нить повествования и хуже выстраиваем связную картинку, а с другой — без умения успокоить свой мозг мы сталкиваемся с эффектом проактивного вмешательства: мозг не может воспринимать новую информацию, потому что прямо сейчас слишком заполнен старой.

Есть несколько способов повлиять на свою способность сохранять концентрацию на задаче. Первый — научиться освобождать мозг от фоновых размышлений и воспоминаний. Банально, но в этом помогает медитация. Согласно исследованиям, люди, которые практиковали контроль своих мыслей на протяжении всего двух недель и научились мягко возвращать свое внимание на нужный объект (например собственное дыхание), лучше запоминали новое. У них буквально увеличивался гиппокамп — область мозга, отвечающая за переход кратковременной памяти в долговременную. Так что хороший способ с пользой прокрастинировать перед обучением — вместо сериала на Netflix посмотреть анимационную серию Headspace о медитации.

Второй способ повышения концентрации — заняться планированием. Вам нужно создать среду, в которой отвлекающих помех будет как можно меньше. Устраивайте себе микро-ретрит: включайте режим «не беспокоить», закрывайте дверь, устраивайтесь поудобнее, заранее готовьте кофе или чай, ставьте на стол воду или другие необходимые вещи, потребность в которых может заставить вас лишний раз отвлечься. Если прохладно — положите рядом кофту, если хочется есть — перекусите. Ничего экстраординарного, но вы физически устраните лишние факторы, мешающие концентрации.

Михаил Герасимов

методолог most creative camp,

исследователь креативного мышления

Эффект «гиперподключенности» (постоянного желания нашего мозга узнать новую информацию из мессенджеров, рабочих чатов или социальных сетей) вреден для нашего мышления практически в любом его проявлении. Например, он может приводить человека в состояние, которое Михай Чиксентмихаи называет психической энтропией, — в голове роятся ненужные мысли и тревоги, которые уводят фокус внимания в непродуктивное русло. Эти тревоги постепенно занимают всю нашу рабочую память и разрастаются там черным шаром, ломая когнитивные процессы. Попробуйте почитать новости о политике, а потом спокойно сесть за самообучение или за разработку прорывного проекта.

Также наши постоянные и частые отвлечения на пестрый и привлекательный контент в соцсетях, вероятно, мешают как следует расслабиться и перейти в диффузный режим мышления — это когда наш мозг расфокусирован и может неожиданно подбросить нам гениальную идею.

Так, эксперименты показывают, что наличие телефона на столе, даже если вы им не пользуетесь, серьезно влияет на способность испытуемых включать свои когнитивные способности на полную мощность.

Делитесь знаниями и применяйте их на практике

Информация лучше запомнится, если вы где-то ею поделитесь. Возможно, вы слышали про «пирамиду запоминания», авторство которой приписывают американскому педагогу Эдгару Дейлу. Согласно ей, при чтении запоминается 10% информации, а при переносе знаний на практику — 90%. Это большой и растиражированный миф, который не соответствует реальным публикациям Дейла и не соотносится с исследованиями по теме. Однако рациональное зерно в идее о преимуществе практического применения знаний все-таки есть.

Как показывает исследование, проведенное в Университете Вашингтона в Сент-Луисе, информация лучше запоминается, когда мы не просто читаем текст, а пытаемся его переосмыслить и реструктурировать. Если вы попробуете подготовить презентацию о том, что узнали недавно, вам придется выработать собственную систему передачи знаний, а также найти картинки для слайдов и подумать о параллелях с возможным личным опытом или контекстом, понятным слушателям. И это поможет сформировать более глубокое понимание темы.

Необязательно вести семинары или заводить собственный канал на YouTube. Вы можете написать небольшой пост с выдержками из нового материала или просто поделиться им со знакомыми. Если публично писать и говорить совсем не хочется, можете просто подумать, как бы вы структурировали знания, желая донести их до других людей. Возможно, это будут небольшие презентации в несколько слайдов или скетч-дневник. Чем более творческий и близкий вашим увлечениям подход вы выберете, тем больше шансов заниматься такими конспектами с интересом, а не по самопринуждению.

Практическое применение знаний уместно не во всех образовательных областях. Но если такая возможность есть — конечно, стоит сразу проводить эксперименты на реальных проектах. Так вы не только лучше поймете механику изученного, но и столкнетесь с первыми сложностями, — их решение сделает ваши знания еще глубже, а после позволит критически посмотреть на полученный результат.

Итого: работа над самообразованием ведется по знакомой вам схеме развития бизнеса или рабочих проектов. Сначала ресерч потребностей, которые нужно закрыть, затем составление плана действий с дедлайнами, вдумчивая работа над реализацией и, наконец, анализ результатов и применение знаний на реальных задачах. Схема может отличаться, вы можете вводить в нее свои элементы, чтобы процесс был максимально привычным. Как и в профессиональной жизни, с опытом реализация проекта «научиться новому» будет получаться все лучше, а процесс будет вызывать меньше стресса и больше радовать результатами.