Вы изучили рынок, придумали интересное решение и усердно поработали над технической частью. Теперь нужно представить свой продукт так, чтобы в него вложилась корпорация или бизнес-ангел. Потенциального инвестора интересует не только техническая часть — и поэтому даже самым гениальным разработчикам приходится учиться презентации продукта. Вот 12 советов, как продать свой продукт за несколько минут, которые есть у инвестора или потенциального заказчика в перерыве между встречами.
1
Опишите боль клиента
Не проблему, а именно боль, — с этого нужно начать. Задача команды разработчиков — создать не «витамины» (полезное, но не критичное решение), а действенную таблетку, которая только одна и способна справиться с болью заказчика.
Эту боль нужно описать: источником знаний о ней являются бизнес-инсайты, которые вы найдете, изучив рынок и погрузившись в опыт целевых компаний.
Анализ реальных задач клиента также позволит отказаться от избыточных функций, к которым зачастую апеллируют молодые команды. Например, заказчику нужно повесить картину, а разработчик предлагает ему купить дрель.
2
Поймите, кто платит за продукт
Сделать бесплатный продукт несложно, и финансирование таких решений — совсем не то, что нужно инвестору. Нужно четко озвучить, какие люди готовы приобретать продукт за деньги. Представьте заказчику тщательно проанализированный, сегментированный пул аудитории продукта, сервиса или услуги.
3
Проведите исследование
Гипотеза, что проблема решается предложенным способом и клиенты готовы за него заплатить, должна быть как-то подтверждена. В презентации нужны цифры и доказательства: напишите, на какой выборке клиентов вы проверили эту гипотезу.
4
Покажите прототип
Объясните технологическую составляющую продукта на пальцах (можно в картинках и наглядной инфографике). Не все инвесторы или менеджеры компаний, которые принимают решения, имеют бэкграунд в IT. Они должны понять смысл предложенного решения и принципы работы, с точки зрения конечного потребителя продукта.
Лучше всего показать им прототипы, например приложение или сайт, — и дать возможность самим пройти клиентский путь.
5
Определите время до вывода на рынок MVP
Расскажите, на каком этапе создания конечного технологического продукта находится команда. Инвестору нужно понять степень готовности проекта — имеется только «колесо от космолёта» или уже собран инновационный двигатель? А может, есть только презентация и больше ничего?
6
Помните про UX/UI
Если — с точки зрения конечного пользователя — продукт некрасивый и неудобный, он никому не нужен.
7
Сделайте обзор конкурентов
Нужно назвать конкурентов поименно и доказать, что между вами есть разница. Насколько быстро конкуренты смогут повторить вашу идею? Инвестор и заказчик должны понимать, что продукт действительно новый, решение уникальное и скопировать его целиком не получится, — значит, это действительно первый в своем роде условный «велосипед».
8
Назовите финансовые параметры
Укажите самые важные: бюджет на доработку и вывод продукта на рынок, юнит-экономику, планируемый объем выручки, срок окупаемости. Всё остальное добавьте в приложение к презентации.
9
Покажите команду
Кто делает продукт? Продемонстрируйте свой опыт, технологическую экспертизу. Команда — это 60% успеха проекта, и инвесторы с заказчиками это понимают. Они хотят видеть сплоченную группу единомышленников с горящими глазами, мечтающих изменить мир к лучшему.
10
Подумайте об адресате презентации
Нужно ли делать разные варианты презентаций? Возможно, да. В каждом конкретном случае нужно ориентироваться на тех, кто сидит в зале.
Инвесторам интересны перспективные технологии, которые позволят стартапу вырасти в большую историю.
Корпоративные заказчики хотят, чтобы технология решила сиюминутные задачи бизнеса. Им нужно показать в цифрах, сколько денег сэкономит ваш продукт, сколько приведет лидов, и т. д. Техническую сторону проекта они попросят описать позже, когда команда пройдет первый ценз.
Учтите, что тренды индустрии, в которой презентует себя проект, тоже могут наложить своеобразный фильтр на восприятие инвестора или заказчика. Например, банкам и финтеху сегодня особенно интересны разработки в области искусственного интеллекта и больших данных, персонализации для клиентов, прогнозов действий клиента (next best action), биометрии и информационной безопасности.
11
Будьте визионерами
Помните, что инвестор или заказчик, принимая решение, руководствуется двумя полушариями мозга. Левым — в части логики и цифр, правым — в части видения будущего продукта, эмоций, образов. Если вы, кроме просто сухой презентации с текстом, сможете представить еще что-то,— ваши шансы вырастут вдвое.
12
Оставайтесь собой
И последнее негласное правило. Илон Маск уже есть, Стив Джобс уже произвел революцию, а Марк Цукерберг еще сделает что-нибудь эдакое. Оставайтесь собой, вы и ваш продукт уже уникальны, — показывайте свою уникальность, а не чужую.