3 технологии интернета вещей для малого бизнеса: RFID-маркировка, умные камеры и smart-гаджеты

3 технологии интернета вещей для малого бизнеса: RFID-маркировка, умные камеры и smart-гаджеты
RFID метка магазина Walmart. Фото: CEditor

Считается, что технологии интернета вещей из-за своей высокой стоимости могут быть интересны только большому бизнесу — крупным заводам и фермерским хозяйствам или гигантским торговым сетям. Часто это действительно так — но есть несколько полезных решений, которые способны за небольшие деньги улучшить потребительский опыт и сократить издержки. Директор по развитию бизнеса Kauri Екатерина Черкасова рассказала Inc., как именно использовать такие устройства и сколько они стоят.

RFID-маркировка для товаров

RFID — технология радиочастотной идентификации — состоит из специальной метки с чипом (самоклеящейся этикетки) и антенны. На метку можно поместить любую информацию о продукте: срок хранения, страна-производитель, стоимость. Это как электронный паспорт продукта и гарант его подлинности.

Допустим, у вас есть небольшой продуктовый магазин. Вы хотите быть уверенным в том, что в холодильнике нет просрочки, а полки не стоят пустые из-за того, что сотрудники забыли обновить ассортимент. Нанимать целый штат охранников, кассиров и мерчендайзеров дорого. Тем более что 70% краж приходится на рабочий персонал.

С помощью RFID-решения на каждый товар можно поместить метку с информацией о продукте. Специальная антенна будет обрабатывать сигналы с двухсот меток в секунду. И если при считывании данных выяснится, что на полке есть товар со вчерашним сроком годности или, наоборот, нет нужного товара (сигнал не поступил на антенну), — работники получат оповещение с точными данными: в отделе с консервами на полке 3 не хватает продукции производителя N, а на складе этот товар есть в секторе B.

RFID-система сможет в перспективе заменить кассиров. Когда клиент пронесет корзину с покупками мимо антенны, она считает информацию с каждой метки — какой товар и на какую сумму купили. Так работают, например, магазины Walmart: покупатель устанавливает на смартфон приложение, идет в магазин, набирает любой товар и уходит домой. А счет ему выставляется автоматически, через приложение.

Так магазин не только избавится от бесконечных очередей на кассе, но и получит точную статистику по каждому покупателю: когда он приходит, что покупает и на какую сумму.

Если у вас свой магазин одежды, вы можете установить антенну-считыватель в примерочной. Когда покупатель зайдет в эту зону, консультант получит уведомление, какую именно одежду и в каком количестве он выбрал. Система выведет на экран подборку с рекомендациями для клиента — похожие товары нужного размера.

А еще можно забыть про номерки с количеством одежды у примерочной. Антенна сама считает, сколько вещей пронесли в примерочную и затем отправили на кассу.

Кстати, RFID-метки давно вшиваются во всю одежду на фабриках Adidas, Marks & Spenсer, Lacoste, Zara — так что в Россию она поступает уже с электронным паспортом.

Технология поможет облегчить жизнь и покупателю: теперь он сможет посмотреть из дома, какой товар есть в магазине. Онлайн-инвентаризацию, уже внедрила, например, американская компания Bon-Ton. Их покупатели по приложению в телефоне просматривают весь ассортимент интернет-магазина на складе.


Сколько это стоит?

RFID-этикетку можно купить за 10—30 руб., а можно сделать самостоятельно, — для этого продают специальное оборудование. Вся RFID-технология (вместе с обрабатывающим информацию устройством и приложением) тоже стоит не миллионы и окупится в течение года. Да и метки не обязательно выкидывать — на них можно неоднократно перезаписывать информацию.

Чтобы окупить RFID-решение, не придется повышать цену на товар, потому что все затраты компенсируют экономия на зарплатах, уменьшении ошибок сотрудников и оптимизации рабочих процессов.

Умные камеры

Видеокамеры можно использовать не только для обеспечения безопасности в кафе или офисе. Эти же камеры можно сделать «умными», внедрив специальный алгоритм распознавания (его можно установить на любые устройства).

Камеры будут следить за перемещением посетителей и собирать статистику: какие зоны самые популярные, где обычно появляются очереди, какие товары или услуги покупают чаще всего, а на какие части магазина вообще не обращают внимание.

Можно поменять планировку, подстраиваясь под перемещения посетителей, изменить выкладку товаров или места размещения рекламы, а также составить точные отчеты: сколько клиентов приходит к вам, как много времени проводят, что покупают. Некоторые алгоритмы сами составляют гендерную и возрастную статистику посетителей.

Торговые центры определяют платежеспособность арендаторов с помощью видеоаналитики: если в магазин не заходят клиенты и не совершают дорогие покупки, то есть риск, что арендатор не сможет заплатить за использование торговой площади.


Сколько это стоит?

Сейчас IP-видеокамеры, подключенные к мобильному приложению, стоят от 3 тыс. руб.

Защититесь от взлома!

Последнее исследование компании SAM Seamless Network показало, что половина всех хакерских атак на устройства интернета вещей приходится на систему умного видеонаблюдения. Покупая любые устройства интернета вещей, нужно помнить о безопасности. Полностью защищенной IoT-экосистемы не существует — но антивирусы и работа с ключами шифрования в разы снизят количество атак на ваш бизнес.

Умные гаджеты: колонки, зеркала, освещение

Ежегодно на рынок выходят новые умные устройства для личного пользования — они же могут пригодиться в магазине, кафе или офисе. Вот как можно использовать эти устройства.

  • Умная колонка

Виртуальная ассистентка Alexa (Amazon) может выполнять работу офисной секретарши: по голосовой команде составлять график, напоминать о мероприятиях, писать сообщения и создавать видеоконференции. Она также управляет другими подключенными гаджетами: принтером, кофемашиной и вентиляцией. Колонку можно попросить сделать латте: она сама включит и настроит исполнительное устройство.


Сколько это стоит?

В наборе Alexa for Business (стоит $700) 5 голосовых и 2 видеоколонки. Цены на умные колонки от «Яндекса» начинаются от 4 тыс. руб.

  • Система интеллектуального освещения

Помогает ежегодно экономить до 30% средств на оплату электроэнергии. Эти IoT-устройства автоматически включают режим приглушенного света, если в помещении никого нет или на улице светло.

А система Orro, например, обладает возможностью самообучения: она запоминает предпочтения владельцев, после чего воспроизводит их. Orro также может подключаться к голосовому помощнику — поэтому ей можно давать команды вслух.


Сколько это стоит?

Умные лампочки, подключенные к мобильному приложению, стоят всего от 2 тыс. руб.

  • Умное зеркало

Позволяет распрощаться с очередями в примерочной. Датчики считают RFID-метку на выбранной одежде, камеры смоделируют ее 3D-изображение на покупетеле — и картинка появится прямо в зеркале. Чтобы посмотреть такую же модель, но другого цвета или размера, достаточно дать команду голосом. Умные зеркала могут также вывести на экран рекомендации и спроецировать на образ дополнительные вещи и аксессуары из торгового зала.

MasterCard и Oak Lab представили зеркало, которое сканирует ценник товара и создает виртуальную корзину покупок. Оплатить вещи можно, приложив карточку к стеклу.


Сколько это стоит?

Гаджет уже начали внедрять в некоторых магазинах брендов Polo, Ralph Lauren и Lacoste. Но пока продукт остается дорогим: от $20 тыс. за штуку. Однако массовое производство умных зеркал и развитие рынка приведет к значительному снижению их стоимости — так было и с умными колонками.