По мнению Кэти Колбе и Эми Брюске, авторов книги «Бизнес есть бизнес: проверка семейных компаний в реальных условиях» (Business is Business: Reality Checks for Family-Owned Companies), есть три главных правила семейного бизнеса, которым следуют все успешные компании. Вот они:
Без четких границ между работой и семейной жизнью вы легко можете запутаться в своих отношениях. Сразу договоритесь о том, что можно, а чего нельзя. Даже если какие-то вещи кажутся вам очевидными, все равно проговорите их. Несоблюдение этих правил может привести к катастрофическим для семейного бизнеса последствиям.
Что делать нельзя
• Не обсуждайте рабочие проблемы дома
• Не используйте обращения типа «папа», «мама», «малой», «дорогой», когда вы на работе
• Избегайте соперничества — например, не подталкивайте братьев и сестер к соревнованию между собой
• Не заставляйте других сотрудников выступать в роли нянек для младших членов вашей семьи
Авторы книги приводят конкретный пример, который, возможно, покажется знакомым каждому, кому приходилось вести бизнес вместе с супругом или партнером.
Сьюзен была вне себя от того, что ее муж упустил выгодного клиента. В тот вечер она вспылила при детях. Что еще хуже, она не остановилась на этом и заявила, что из-за этого промаха они теперь не смогут позволить себе тот отпуск, который планировали. Вишенкой на торте стала ее попытка «поучить» мужа, как именно ему следует поменять свой подход к продажам, во время воскресного ужина в ресторане.
Во время интервью муж Сьюзен признал: «Я был не прав, но это был рабочий вопрос. А Сьюзен превратила его в нашу с ней личную разборку. Я не могу продолжать с ней работать, если это будет отражаться на том, как мы проводим семейные обеды и совместные романтические вечера. Это разрушит наш брак».
Легко обвинить во всем Сьюзен. Однако для успешного семейного бизнеса очень важно, чтобы все члены семьи понимали свою ответственность в четком разделении рабочих и домашних дел. Это гораздо труднее, чем кажется, потому что вы, естественно, хотите праздновать с семьей, когда дела идут хорошо, но вам нельзя ссориться и критиковать друг друга, когда дела идут плохо.
Бизнес — это бизнес, а семья — это семья. Убедитесь, что все члены семьи с этим согласны, и напоминайте об этой договоренности всякий раз, когда границы нарушаются.
Кэти и Эми утверждают, что на протяжении более 40 лет изучали конацию — или, иначе, как люди инстинктивно принимают решения. Собранные ими данные, включающие более миллиона примеров, развенчивают устоявшиеся стереотипы.
Во-первых, эти данные показывают, что женщины — не лучшие организаторы, чем мужчины, а мужчины — не лучшие стратеги, чем женщины. Если вы находитесь во власти стереотипов и при этом ведете бизнес с партнером противоположного пола, вы изначально ограничиваете свой потенциал, не используя по максимуму сильные стороны каждого из участников.
Во-вторых, данные показали, что старшинство в семье еще не означает способность эффективно действовать, руководить или решать проблемы. Компании, где роли в бизнесе распределяются по старшинству в семье, часто делают старшего ребенка руководителем, а потом страдают, когда тот не справляется с задачей. Вы не королевская семья и не обязаны подчиняться законам о наследовании трона!
Я лично наблюдал это даже в больших и успешных семейных компаниях, когда приходило время передавать бразды правления от старшего поколения к более молодому. Начать бизнес могут многие, но редко кому удается достойно из него выйти. Для большей убедительности авторы книги приводят короткое интервью с основателем семейной компании:
— Что в бизнесе далось вам труднее всего?
— Самое трудное — впереди. Это время, когда я больше не смогу управлять или развивать свою компанию.
— Как вы думаете, как скоро это произойдет?
— Мои дети отлично справляются с отдельными задачами. Но даже в свои 80 я все еще учу их тонкостям бизнеса. Возможно, я так и умру, не отойдя от дел.
— То есть вы думаете, что время, когда ваша компания — ваше «дитя» — сможет начать самостоятельную жизнь, возможно, никогда не настанет?
— Ну, если так об этом говорить, то конечно. Мне нужно успеть подготовить его к самостоятельной жизни, пока я жив.
— Удастся ли вам это сделать, оставаясь у руля?
— Хм… Полагаю, что нет. Может, мне притвориться, что я умер, и посмотреть, что будет?
Руководителю любого бизнеса, и особенно семейного, важно понимать, когда ему пора уйти и передать бизнес по наследству. Очевидно, что основателю семейной компании это сделать непросто. Границы между семьей и бизнесом здесь опять оказываются размытыми. Кроме того, придется решать множество финансовых вопросов. Поэтому нужно обязательно заранее составить продуманный план ухода.
Существует ли волшебная формула успеха для семейного бизнеса? Первая строчка романа Толстого «Анна Каренина» гласит: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». То же самое можно сказать о семейных компаниях. Те, что успешны, добились этого, придерживаясь базовых, простых истин, о которых говорилось выше. А те, что развалились, не смогли избежать множества ловушек, угрожающих как семьям, так и компаниям.
Участие членов семьи в бизнесе усложняет и без того непростую задачу управления компанией: оказывается, трудно не приносить рабочие проблемы домой. В конце концов, лучший подход — понять, что семья — это семья, а бизнес — это бизнес.