Часть пунктов озвучены до 2016 года — некоторые технологии и разработки обсуждают в течение последних двух-трех лет. В этот лист они попали благодаря тому, что весь прошлый год разные компании наперегонки приближали момент, когда идеи станут реальностью (и им это почти удалось).
Мы стоим на пороге эпохи беспилотных автомобилей. В ближайшем будущем люди не будут их покупать: из символа успеха машины превратятся в обычный способ передвижения.
В сентябре минувшего года Uber в тестовом режиме запустил самоуправляемые такси на улицах Питтсбурга. В планах компании — соединить окраины города с центром сетью беспилотников. Практически в то же время Илон Маск заявил, что Tesla Network поможет автовладельцам снизить затраты на содержание транспортного средства: в то время, когда вы сами не нуждаетесь в машине, ее можно будет отправлять на заработки — перевозить людей.
Google не остается в стороне: корпорация обещает разработать программное обеспечение для автономных такси в 2017 году. Гонка компаний за усовершенствование технологии повысит безопасность пассажиров и разгрузит дороги. С массовым использованием беспилотников произойдут и более глобальные изменения: парковочных мест за ненадобностью станет меньше, как и полос для движения, а вместо них в городах появится больше зеленых зон.
Представьте, что вы можете удалить из организма гены, которые делают вас восприимчивым к сердечным заболеваниям или раку. Звучит как фантастика, но на самом деле CRISPR — технология редактирования геномов высших организмов — уже существует. Результаты первых исследований опубликованы в 2012 году, а в 2016-м медицинские компании Intellia Therapeutics, Editas Medicine и Caribou Biosciences внесли значительный вклад в усовершенствование разработки.
Удаляя неправильные «строчки» из ДНК и вставляя новые, ученые могут исправить или вовсе удалить нежелательный ген. Так растения можно «запрограммировать» расти в бесплодных регионах. Применительно к человеку потенциал еще шире: китайские врачи утверждают, что успешно использовали CRISPR, чтобы сделать нежизнеспособные эмбрионы человека устойчивыми к ВИЧ. В Штатах испытания CRISPR на людях начнутся в течение двух лет: пациентам, больным раком, удалят раковые клетки и заменят их здоровыми. Манипуляции с ДНК открывают «ящик Пандоры»: что, если внешний вид и наклонности человека можно будет программировать в зародыше? Как только технология докажет свою успешность, неизбежно начнутся дискуссии о моральном аспекте ее применения.
Концепция возобновляемой энергии быстро стала популярной среди «зеленых». Однако любить идею и быть готовым платить за нее — две разные вещи. К счастью, прогресс в развитии технологий не стоит на месте. Расходы на возобновляемую энергию и ископаемое топливо в минувшем году почти сравнялись.
В 2015-м суммарное обеспечение энергией объектов компании Google было сопоставимо с обеспечением электроэнергией такого города, как Сан-Франциско — речь идет о колоссальных цифрах. Как следствие, в компании задумались над тем, чтобы начать переход на возобновляемые источники энергии. Сделать это Google планирует уже в наступившем 2017 году. Компания отдает предпочтение энергии ветра; цены на нее не колеблются, отмечают представители корпорации.
Минувшей осенью Tesla объявила о выпуске крыш, которые работают как солнечные батареи, а по внешнему виду и стоимости не отличаются от обычных крыш. Если за те же деньги можно установить кровлю, которая генерирует энергию, у нас не останется причин платить за классические покрытия. В продажу новинка поступит в 2017 году.
Дальше всех ушла компания Solar Roadways:ее основатели работают над тем, чтобы заменить солнечными батареями асфальт. Уникальная конструкция дорожных солнечных батарей существенно сэкономит городской бюджет. Дороги могут стать неисчерпаемым источником энергии. Трудно представить себе более разумный способ монетизации трасс.
Автоматизация всех сфер жизни имеет побочные эффекты: в будущем машины отнимут рабочие места у людей. Производители США пережили промышленную революцию. Очередь за беспилотными машинами — уже скоро они оставят без работы 2 млн водителей. По данным Forester, в течение следующих пяти лет 6% всех рабочих мест достанутся роботам. В связи с этим правительства разных стран обсуждают идею безусловного основного дохода, когда каждому гражданину государство выплачивает деньги (а работать не требует).
Эксперимент по введению безусловного базового дохода с 1 января проходит в Финляндии, аналогичный «пилот» запланирован в Канаде. Жители Швейцарии на референдуме в минувшем году отказались от введения безусловного дохода: такая реформа обойдется государству в миллиарды, а общество деградирует, считают противники идеи. Сторонники «легких денег» парируют, что освобождение от рутинного труда и необходимости удовлетворять базовые потребности даст людям стимул искать себя в более творческих сферах, а свежие бизнес-идеи в конечном счете помогут оживить экономику страны. Среди защитников безусловного базового дохода — Илон Маск. Предприниматель уверен, что в новой реальности, где править балом будет искусственный интеллект, абсолютный доход не блажь, а неизбежность.
Технологию пассивной магнитной левитации будет использовать транспортная система Hyperloop. Движение пассажирских капсул по туннелю со сверхзвуковой скоростью позволит путешествовать между удаленными городами, такими как Лос-Анджелес и Сан-Франциско, без необходимости подниматься на борт самолета. Первый маршрут гиперзвукового магнитного поезда будет проложен между крупнейшими городами Объединенных Арабских Эмиратов — Дубаем и Абу-Даби. С его внедрением полуторачасовая поездка между двумя мегаполисами сократится до 12 минут. Компания, в портфеле которой $140 млн инвестиций, успешно завершила испытания транспортной системы в Неваде.