• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

5 причуд современного покупателя. Что с ними делать бизнесу

5 причуд современного покупателя. Что с ними делать бизнесу
Фото: Thomas Trutschel/Photothek via Getty Images

У современных потребителей есть несколько особенностей, которые еще недавно вполне могли сойти за причуды. Осознанное потребление, социальная изоляция, минимализм — эти и другие тренды сегодня определяют покупательское поведение в развитых странах и всё увереннее подбираются к России. Рассказываем, что со всем этим делать предпринимателям.


Тренд №1

ЗОЖ и осознанное потребление


Современные покупатели всё более осознанно выбирают товары, чаще заботятся о своем здоровье и думают об экологии. Результат — интерес к товарам для здорового образа жизни. В массовой продаже появляются продукты, о которых еще 10 лет назад знали единицы, — зеленая гречка, суперфуды, товары для вегетарианцев и веганов. В России активно открываются магазины здоровых продуктов, а сеть «ВкусВилл» уже входит в десятку самых быстрорастущих компаний страны (по версии РБК).

Покупатели стали чаще изучать этикетки и делать выбор в зависимости от состава продукта. Люди обращают внимание на этичность производства: проводятся ли тесты на животных, как утилизируется товар, используется ли переработанное сырье. Например, 58% китайцев в возрасте от 29 до 40 лет заявили, что готовы платить больше за продукцию этичных брендов (по данным Mintel). В России правилам здорового образа жизни при покупке товаров и продуктов стараются следовать 58% покупателей, показало исследование GfK.

Один из очень заметных трендов последнего времени — отказ от пластика. Так, 29% представителей поколения Z в США (люди в возрасте от 18 до 22 лет) предпочитают товары, которые не наносят вреда окружающей среде. В нашей стране с этим пока сложнее: согласно опросу ВЦИОМ, 68% россиян до сих пор регулярно используют пластиковые пакеты (причем 32% всегда берут или покупают новые), а многоразовыми сумками пользуются только 18% опрошенных. Однако постепенно и в России задумываются о вреде пластика, в том числе на законодательном уровне.


Что делать?

  • Будьте максимально прозрачными в плане производства. Многие потребители читают состав продукта и отзывы — поэтому адекватно отразите товарные ингредиенты на упаковке и настройте свою службу поддержки на правильный тон общения с клиентами.
  • По возможности переходите на стиль эко-френдли: отказывайтесь от тестирования продукции на животных, разрабатывайте новые качественные линии продуктов из эко-материалов или здоровую еду. Это можно сделать своей фишкой: обозначать позицию в маркетинговых коммуникациях, занимать новые ниши и при этом оставаться с чистой совестью. К примеру, компания Adidas уже несколько лет производит кроссовки и одежду из переработанного океанического мусора и уже продала более миллиона таких товаров.


Тренд №2

Поиск информации о товарах в интернете


Смартфон дал быстрый и простой доступ практически к любой информации — каждый человек может очень быстро узнать о товарах всё, что ему нужно. Исследование Nielsen показало, что 64% россиян склоняются к покупке после прочтения онлайн-отзывов, а 62% доверяют контенту, опубликованному на сайтах брендов. Поэтому сегодня компаниям и брендам как никогда важно разрабатывать стратегии общения с клиентами в социальных сетях и грамотно выстраивать свое присутствие онлайн.

При этом современное общество становится всё более толерантным. Так, в прошлом году крупная сеть одежды H&M вынуждена была извиниться перед общественностью и экстренно убрать из продажи детскую толстовку после обвинений в расизме. Скандал случился на фоне падения продаж — в итоге это стало одним из факторов, приведшим к тому, что акции компании к концу года подешевели на 30%.

Испытала на себе силу толерантности и сеть Starbucks. Когда в 2018 году сотрудник одной из ее кофеен вызвал полицейских, чтобы выпроводить двух афроамериканцев (они ждали своего знакомого за столиком и ничего не заказывали), соцсети предсказуемо взорвались. Компанию начали бойкотировать, и Starbucks пришлось не только извиниться, но и на день закрыть 8 тыс. кофеен, чтобы провести тренинг для сотрудников.


Что делать?

  • Тщательно следите за всем размещаемым в интернете контентом и обучайте своих сотрудников отвечать на запросы своевременно, грамотно и аккуратно.
  • Учитесь работать с критикой и негативными отзывами: не удаляйте их, а решайте проблемы.
  • Сотрудничайте с независимыми площадками отзывов.
  • Создавайте программу лояльности на основе отзывов или подписок в соцсетях. Это может быть разовая акция, как у Технопарка с LG, или регулярная, как у «Лабиринта» и магазина корейской косметики Lunifera.
  • Отвечайте всегда и на все отзывы. Обратная связь подкрепляет хорошее отношение и помогает нивелировать плохое.
  • Помните, что в России представитель компании в общественном сознании часто приравнивается к ней самой и его личное мнение может быстро сделать бренд опальным. Такие кризисы случались даже с гигантами вроде Мегафона и Леруа Мерлен. Поэтому самое разумное — не допускать резких или негативных публичных высказываний.


Тренд №3

Люди реже выходят из дома и общаются с другими людьми


Согласно мировым исследованиям, социальная изоляция стала трендом в последние несколько лет. Например, в Бразилии 34% миллениалов (19 — 35 лет) говорят, что предпочитают общаться с компаниями онлайн, а не в магазине или по телефону. При этом многие отмечают, что чувствуют себя социально изолированными: 32% китайцев в возрасте 29 — 40 лет признались, что играют в онлайн-игры, чтобы с кем-то пообщаться. Многие даже опасаются за свое психическое здоровье: 21% британцев отметили, что стараются реже заходить в соцсети, поскольку переживают за свое душевное равновесие.

Похожие тенденции уже присутствуют в крупных городах России (в первую очередь в Москве). Из-за повсеместной уберизации люди реже выходят из дома и сводят к минимуму коммуникации с людьми не из близкого круга: многие уже сегодня регулярно заказывают на дом продукты и готовую еду, а с друзьями общаются в основном в соцсетях. Так, согласно совместному исследованию Департамента информационных технологий Москвы и ICT.Moscow, 53% москвичей готовы полностью перейти на использование онлайн-сервисов для решения повседневных задач: покупки товаров, оплаты услуг, общения с госорганами и т. д.


Что делать?

  • Поскольку люди уходят в онлайн, вам нужно грамотно позиционировать свою продукцию в интернете и выстраивать более крепкие онлайн-сообщества, например на основе общих ценностей и схожего образа жизни.
  • Помогайте членам вашего сообщества общаться и онлайн, и офлайн — чтобы люди могли знакомиться, тусоваться и чувствовать себя «сопричастными».


Тренд №4

Стремление к минимализму


Переизбыток товаров привел к неожиданным последствиям: сегодня всё больше людей избавляются от лишнего и проявляют разборчивость в своих покупках. Минималистичные, простые по дизайну, но функциональные товары и вещи становятся новыми символами определенного социального статуса. Люди предпочитают натуральную косметику, скандинавский дизайн, понемногу начинают выбирать не крупные бренды одежды, а локальные шоурумы, для которых байеры тщательно отбирают одежду независимых марок.

В последние несколько лет огромную популярность набрала методика Мари Кондо: люди избавляются от лишних вещей, которые не приносят им радости. Прославившаяся на весь мир японка уже выпустила несколько книг, а недавно телешоу с ее участием запустил Netflix.


Что делать?

  • Ищите возможности пересмотреть линейку своих товаров и упростить их дизайн. Крупные бренды начинают с редизайна логотипов: уходят в прошлое тени и градиенты. Новые компании сразу выходят на рынок с минимальным, но четко выверенным ассортиментом: например, Casper продает не несколько сотен разнообразных матрасов, а всего три модели. Важно не расширять линейку товаров, а вкладывать дополнительную ценность в уже имеющиеся, чтобы они приносили людям ту самую искру радости, о которой говорит Кондо.
  • Помогайте покупателям утилизировать товары: такой подход быстро привлекает к бренду больше поклонников (это понимают IKEA, H&M и Rendez-Vous).
  • Подумайте над использованием в своих товарах переработанных материалов или запускайте акции и конкурсы по переработке вещей.
  • Делайте акцент на функциональность своих товаров: подумайте, как они могут продлить свою жизнь.


Тренд №5

Меньше детей, больше заботы о себе


В европейских странах люди стали реже жениться и заводить детей, а разводы — напротив, участились. У холостых и бездетных покупателей больше свободных средств, и они тратят их на новые впечатления — например на учебу или путешествия. Такие люди живут «здесь и сейчас»: по данным Mintel, 38% китайцев в возрасте 29 — 40 лет отказываются от ипотеки, а 46% американцев, живущих в съемном жилье, признаются, что оно больше соответствует их стилю жизни, чем владение собственным домом. Люди заботятся только о себе и могут позволить себе быть эгоистичными и не идти на компромиссы.

Еще одно проявление этого тренда: для покупателей-одиночек на передний план выходят удобство и возможность быстро получить желаемое. Например, им больше нравится легкая в бытовом обслуживании одежда, которая быстро сохнет и не требует глажки, и возможность заказать на дом готовый набор продуктов для ужина.


Что делать?

  • Выстраивая маркетинговую компанию, думайте не только о семьях, но и об одиночках или бездетных парах. Их становится всё больше.
  • Делайте свои товары более удобными и простыми в обслуживании: это, кстати, привлечёт не только одиноких людей, но и семьи с маленькими детьми.