• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

6 финансовых ошибок, которые погубят ваш бизнес

6 финансовых ошибок, которые погубят ваш бизнес
Фото: H. Armstrong Roberts/ClassicStock/Getty Images

В России на каждую открытую компанию приходится почти 2 закрытых (в 2018 году появилось 378 тыс. новых, а прекратили свою деятельность 673 тыс. юрлиц). Чаще всего губят бизнес финансовые ошибки. Основных — 6, и любая из них фатальна. Рассказываем, как их избежать.


Ошибка №1

Вести дела без плана


Без финансового плана бизнес либо очень медленно набирает обороты, либо не набирает их вообще. А когда заканчиваются инвестиции — умирает.

Часто предприниматели планируют только на месяц-два вперед. В такой ситуации собственник бизнеса может вывести деньги (при их наличии) на себя, например для покупки нового авто. А через квартал вдруг возникнет ситуация, когда нечем платить поставщикам или сотрудникам. При среднесрочном планировании на полгода-год вероятность такого фейла близка к нулю.


Что делать

Учитывайте финансы и планируйте изменение показателей бизнеса в течение недели, месяца, квартала, года, нескольких лет. Например, владелец логистической компании с оборотом более 150 млн руб. в год и 20 сотрудниками наладил финансовый учет и стал заранее планировать доходы и расходы. Это помогло выстроить работу с дебиторкой и избегать кассовых разрывов. В итоге компания перестала терять деньги и экономит более 100 тыс. руб. в месяц — для малого бизнеса это значимо.


Ошибка №2

Закрывать глаза на свои промахи


В небольших компаниях (особенно на старте) финансовые показатели могут активно расти из-за эффекта низкой базы — внушительной динамики роста от изначально низких показателей. Вдобавок собственникам легче контролировать бизнес-процессы, пока их немного.

С ростом компании, числа ее направлений и финансовых операций становится сложнее увидеть ошибки. Прибыльный проект может годами «скрашивать» убыточный — и это не очевидно для собственника. Вливание дополнительных средств в провальную модель не устраняет проблемы, а только маскирует их. Чтобы выявить финансовые и управленческие ошибки, нужно разложить денежные потоки по полочкам, — это позволит увидеть реальную картину вашего бизнеса.


Что делать

Выстраивайте грамотный финансовый учет даже при малых оборотах. Как только создан минимально работающий цикл, формируйте отчеты о движении денег, всех прибылях и убытках. Ищите способы сократить расходы и увеличить выручку без снижения качества. Высвобожденные средства вам еще пригодятся.

Кредит для бизнеса берите, только если ваша модель неоднократно обкатана, а доходность от использования кредитных денег выше процентов по ним. Допустим, перед сезонным ростом спроса вы решили увеличить в несколько раз складские запасы. Взять кредит на закупку продукции (скажем, под 12%) можно, если ваша бизнес-модель уверенно показывает прибыль больше 12%, например 20% или 30%.

Контролируйте сроки наступления кассовых разрывов. Это особенно актуально, если у вашего бизнеса большие доходы, но чтобы их получить, нужно постоянно делать маленькие платежи. Одна строительная компания со штатом 24 человека ведет одновременно 34 проекта (их средний срок — 3 месяца, а выручка — 1 млн руб.). Деньгами с выполненного заказа закрываются расходы по текущему, а в таких ситуациях неизбежны кассовые разрывы. Финансовый учет помогает разобраться в мелких расходах и понять, что будет, если взять кредит или заморозить деньги и отложить оплату.


Ошибка №3

Увеличивать расходы в одном темпе с ростом доходов


Когда компания начинает больше зарабатывать, ее траты тоже растут, и это нормально. Ненормально, когда это происходит с одинаковой скоростью (темп роста расходов равен темпу роста доходов), — в этом случае бизнес-модель неустойчива. Непродуманные затраты уменьшают запас средств, которые могут спасти от ухода в минус при форс-мажорах.


Что делать

Рост доходов должен опережать рост расходов. Например, веб-студия с годовым оборотом 25 млн руб. ежегодно увеличивает свою выручку на 20 — 30%. Оптимальный рост расходов для нее — 10 — 15% в год. Такой разрыв позволит оставаться в плюсе при форс-мажорах и избегать «просадок».


Ошибка №4

Не копить на «черный день»


Создавать резервы на непредвиденные расходы — прописная истина, но многие предприниматели так не делают. Частая ситуация: один из заказчиков затягивает с оплатой или вообще отказывается платить за проделанную работу. Или выходит закон, который внезапно становится новой статьей в расходах, — в результате образуется кассовый разрыв. Чтобы его преодолеть, приходится в спешке занимать у знакомых, брать кредит или даже сворачивать какое-то из своих бизнес-направлений.


Что делать

Нужно создавать финансовую подушку компании. Эту мысль хорошо иллюстрируют слова Олега Тинькова. В одном из интервью он сказал, что если все клиенты банка Tinkoff одновременно попросят вернуть вклады, на это даже чисто технически потребуется пара месяцев.


Ошибка №5

«Заблудиться» в трех отчетах


Бухгалтерский и налоговый учет четко регламентированы и нужны только для государства — их ведет ваш бухгалтер. Но из подготовленных им отчетов нельзя сделать выводы о реальном положении дел в компании и определить пути решения проблем. Для этого собственнику необходим управленческий учет — только он поможет правильно оценивать рентабельность бизнеса и оперативно принимать верные решения. Все нужные для этого показатели содержатся в 3 отчетах: о прибылях и убытках, движении денег и балансе (не бухгалтерском).


Что делать

Запишитесь на проверенные курсы при университетах, где простым языком рассказывают о разных видах учета. Ознакомьтесь с сервисами, которые автоматически строят разные виды отчетов для предпринимателей.


Учитесь и учитывайте

Если у вас есть признаки хотя бы одной из перечисленных ошибок, серьезно задумайтесь, хватает ли вам финансовой грамотности для управления компанией. Предприниматель (независимо от сферы бизнеса) должен постоянно думать об оптимизации бизнес-процессов, доходов и расходов. Делать это нужно на основе наглядных показателей «здоровья» бизнеса, которые формируются при грамотно организованном финансово-управленческом учете.

Изучайте книги по финансовому учету, пройдите обучающие курсы, наймите консультанта, который поможет грамотно настроить учет. Внедряйте сервисы для автоматизации учета и построения правильных отчетов. Подкованный в финансах бизнесмен тоже ошибается, предусмотреть все невозможно. Но вероятность ошибок и их последствия будут совершенно разными.

Следующий ход компаний — делегировать финучет профессионалам. Можно взять на работу финансового директора — зарплата хорошего специалиста в этой области начинается от 100 тыс. руб. в месяц (даже в регионах). Другой вариант — воспользоваться одним из сервисов автоматизации финучета: они обходятся в сумму от 3 тыс. руб. в месяц.

Устранение финансовых ошибок — не панацея. Не ждите, что после этого ваша компания уже завтра взлетит до небес. Устранение ошибок в финансах делает бизнес жизнеспособным и снимает его с ручного тормоза — чтобы уже ничто не сдерживало развитие.


Ошибка №6

Довольствоваться тетрадками и таблицами


Когда бизнес активно растет и приносит прибыль, далеко не все задумываются о полноценном финансовом учете. Это подтверждается статистикой: по данным НАФИ, 24% российских компаний не считают деньги вообще (ведут учет в тетрадке или «в уме»), 39% — используют Excel и онлайн-таблицы, где нельзя построить полноценные 3 отчета.

Многим предпринимателям кажется самым простым решением вести учет самостоятельно в таблицах. Это работает в самом начале развития бизнеса, но когда появляются новые точки продаж, направления и клиенты, документ обрастает формулами и вкладками. Искать ошибки и устранять их становится сложно и трудозатратно.


Что делать

Нужно анализировать финансы компании всегда и независимо от ее состояния. Внедрение грамотного финучета может увеличить прибыль вашего бизнеса в несколько раз — за счет выявления ошибок. Пример из практики: владелец группы из четырех прибыльных компаний учитывал финансы в электронных таблицах. После внедрения полноценного финучета он выявил и закрыл убыточные направления. Только за счет сокращения расходов на логистику экономия составила 600 тыс. руб. в месяц. 

Получать прибыль из неоптимизированного бизнеса — всё равно что бежать в неудобной обуви. Вроде как продвигаешься вперед, но стоит только переобуться — и скорость увеличится, и сил станешь тратить меньше.