Разобраться • 29 февраля 2024

Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Плюшевая чашка Inc. Russia

Текст: Наташа Покровская


Нервозность, спровоцированная разными факторами на работе, будь то придирчивый начальник или просроченный дедлайн, часто высмеивается в комедийных сериалах, однако в реальной жизни речь идет о настоящей угрозе психическому здоровью. Inc. разобрался, почему офисные сотрудники испытывают негативные эмоции и как компании обустраивают свои помещения, чтобы это исправить.

Стресс во время работы — настолько распространенное явление, что многие даже не воспринимают его всерьез: испытывать дискомфорт на рабочем месте как будто стало нормальным. Однако негативные эмоции гораздо опаснее, чем принято думать.

Хронический стресс приводит к нарушениям дыхания, сердцебиения, биоритмов и уровня гормонов в организме, из-за чего снижается работоспособность и самоконтроль, ухудшаются память и внимание, повышается риск развития так называемых «болезней цивилизации» (артериальной гипертензии, сахарного диабета, бронхиальной астмы, иммунных расстройств, и т. д.).

Всеобщий недуг

Нестабильное эмоциональное состояние во время выполнения должностных обязанностей — гораздо более глобальная проблема, чем может показаться на первый взгляд. По данным исследования сервиса для проведения опросов «Анкетолог», 88% россиян испытывают стресс на работе, 47% из них нервничают из-за высокой нагрузки, 45% — переживают, когда возникает проблема, на решение которой они не могут повлиять, 36% — когда совершают ошибки, 28% — во время конфликтов с коллегами или начальством, а по 25% — из-за срыва сроков и при общении с руководством.

Недавний опрос платформы «Работа.ру» показал, что уровень стресса на рабочем месте у большинство жителей нашей страны является средним или несколько выше: 30% оценивают его на четыре балла, а 29% — на три балла по пятибалльной шкале. При этом женщины подвержены негативу сильнее, чем мужчины, — они на 5% реже ставили оценку в один балл, которая соответствует полному отсутствию стресса.

Особенно страдают работники в офисах открытого типа. Австралийские ученые выяснили, что шум и неспокойная атмосфера, свойственные таким пространствам, ухудшают настроение и даже усиливают потливость. Самым тяжелым для психики фактором исследователи называют нерелевантную речь — нерабочие разговоры, личные звонки по телефону, и т. д. Этот вид шума, по мнению экспертов, может снизить работоспособность сотрудника на 65%.

Чтобы создать комфортные условия для своей команды, прогрессивные руководители стараются отойти от стандартной концепции помещений с бесконечными рядами столов, обустраивая в своих офисах зоны для отдыха и сна, просторные кухни с кофемашинами и соковыжималками, душевые, а также многое другое.

Психолог, hr-консультант и эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» (входит в образовательный холдинг Ultimate Education) Екатерина Коровушкина убеждена, что создавать комфортную среду для работы — стратегически важно. «Есть возможность принять меры к снижению напряженности в офисе — делайте это без сомнений», — советует она руководителям.

С этим согласна и клинический психолог частной практики Юлия Харитонова: «Хорошая идея — последовать опыту передовых компаний, которые предлагают коллективу возможности для остановки и отдыха: психологические практики, медитации, физические упражнения, программы по сбалансированному питанию и отдыху, некие хобби, — говорит эксперт. — Например, ставят теннисные столы для настольного тенниса в холле, проводят оздоровительные мероприятия, обеспечивают фитнес для своих сотрудников».

Почти как дома

По словам Коровушкиной, люди могут сильно нервничать и вне офиса — экономические кризисы, нестабильность, геополитические конфликты и ускорение темпа жизни не добавляют спокойствия, а переживания на работе дают дополнительную нагрузку на психику.

Екатерина Коровушкина

Екатерина Коровушкина,

психолог, hr-консультант и эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

«Зачастую в часы трудовой деятельности стресса еще больше, чем в остальное время: сотрудники общаются с клиентами (которые также живут в напряжении и не прочь его сбросить на своего визави), решают сложные задачи, взаимодействуют с руководством, что для многих не очень приятный момент (особенно если руководитель применяет не совсем экологичный стиль общения и управления). Организм людей все больше и больше истощается со временем, что явно не ведет к повышению продуктивности».

При этом психолог отмечает, что и удаленный формат работы подходит далеко не всем. Однако это вовсе не значит, что люди стремятся к аскетическим условиям труда: «Познав все плюсы и минусы работы из дома во время пандемии, многие стремятся обратно в офис, ведь там бывает проще собраться с мыслями, не мешают дети, не убегает борщ на плите одновременно со встречей с коллегами, — рассуждает она. — Но также людям хочется оставить под собой удобный диван, кошку на коленях, теплый плед или что-то еще, что позволяло им работать с меньшим стрессом».

Поэтому уютный офис не только сохраняет эмоциональную стабильность в коллективе: наличие комфортного рабочего пространства может стать бонусом для hr-бренда. «Сейчас кандидаты все чаще интересуются возможностью гибридного или полностью удаленного режима работы, а также „плюшками“, которые предоставляет работодатель, — говорит Коровушкина. — И если среди предложений компании есть меры по снижению стресса и увеличению комфорта, то это огромный плюс в глазах будущего сотрудника».

Однако важно соблюдать баланс, чтобы офисная атмосфера все же располагала к труду. По мнению психолога «Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии» Ульяны Тимошенко, для расслабления и восстановления важно выделять отдельную площадь. «Непосредственно в рабочем пространстве должна доминировать энергия фокусировки и выполнения задач, — говорит она. — Здорово, если на работе будет несколько зон: для отдыха, для работы, для перекуса».

Коты, спортзалы и растения

Классическими комнатами отдыха с чаем и кофе в наши дни уже никого не удивишь. Чтобы сделать рабочий процесс немного приятнее, команды разных компаний прибегают к более креативным решениям, например заводят в офисах животных — от рыб и кроликов до собак. Но наибольшую популярность в качестве офисных компаньонов снискали кошки: люди делятся опытом работы с пушистыми коллегами в интернете, собирая множество позитивных комментариев, а кто-то даже называет офисного кота «штатным психологом».

Передовые корпорации — Amazon, Ben & Jerry’s и Google — разрешают сотрудникам приводить на работу своих питомцев, в штаб-квартире токийской IT-компании Ferray живут кошки, которых ее команда вызволила из плохих условий. Более того, фирма даже выплачивает стипендию работникам, взявшим на себя ответственность заботиться о спасенных животных. «Кошки помогают нам снять стресс от работы за компьютером в течение всего дня», — говорит генеральный директор Ferray Хиденобу Фукуда.

Конечно, есть ситуации, в которых не поможет даже самый очаровательный питомец. Поэтому прогрессивные руководители нанимают в штат корпоративных психологов, к которым члены их команды могут обратиться с любым вопросом (даже если предмет переживаний с работой никак не связан). В некоторых компаниях даже существует вакансия под названием «менеджер по счастью» — этот человек должен поддерживать и мотивировать персонал. Такая должность есть, например, у маркетплейса Wildberries.

Некоторые компании дают сотрудникам возможность «перезагрузиться» при помощи спорта. «У нас в офисе стоят столы для настольного тенниса и футбола, периодически мы проводим турниры по дартсу», — поделилась менеджер по внутренним и внешним коммуникациям маркетингового агентства Accord Post. По ее словам, физическая активность помогает коллегами выплеснуть негативную энергию и «перезагрузиться». Крупные технологические компании, как «Яндекс» и Mail.ru Group, выделяют отдельные помещения под корпоративные спортзалы.

На эмоциональном состоянии коллектива положительно сказывается озеленение офиса — в отличие от тренировочных зон, это не требует больших вложений. Японские ученые доказали, что растения на рабочем месте помогают снизить уровень стресса. По данным исследователей, важно, чтобы горшки с цветами находились именно у сотрудника на столе, — только в этом случае мера будет эффективной.

Есть и более экстравагантные идеи: «В административном крыле нашего здания есть релакс-рум с инверсионным столом — это такая скамейка, на которой можно висеть головой вниз, — рассказал основатель компании по производству сварочного оборудования и материалов „Свариваем будущее“ Вадим Калистратов. — Подобные решения очень важны для любой организации независимо от специфики — вопрос только в том, что именно подойдет конкретной компании: животные для „обнимашек“, тренажер для битья или теннисный стол».