Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Как аутичные черты помогают в бизнесе

Как аутичные черты помогают в бизнесе
Основатель хедж-фонда Scion Capital Майкл Бьюрри. Фото: Tony Avelar/Bloomberg via Getty Images

Считается, что успешный предприниматель должен быть гибким и коммуникабельным — то есть обладать качествами, в которых традиционно отказывают аутичным людям. Поэтому идея, что аутичные люди могут быть успешными бизнесменами, на первый взгляд, кажется сомнительной. Но реальность сложнее стереотипов. Глава первой инициативой группы в России, созданной аутичными людьми для аутичных людей, Айман Экфорд объясняет, как аутичные черты помогли выдающимся предпринимателям добиться своих целей и как российские реалии мешают аутистам раскрывать потенциал в бизнесе.

В тексте используются термины «аутист» и «аутичный человек», а не «человек с аутизмом», потому что автор не считает, что аутизм следует «отделять» от личности человека.

После того как 16-летняя Грета Тунберг с трибуны ООН призвала мир к климатическому благоразумию, в русскоязычных медиа поднялась волна возмущения. Аутичную девушку стали называть «ненормальной» и «чересчур увлеченной».

Аутизм — это врожденная особенность, из-за которой каждый 40-й человек на планете думает и воспринимает мир не так, как остальные. На данный момент аутизм считается расстройством. Но многие аутичные люди уверены, что аутичность — часть их личности и, соответственно, проблема не в их особенностях, а в непонимании со стороны общества. Причем таких взглядов придерживаются люди с разной степенью аутичности, а не только так называемые «высокофункциональные аутисты».

Одна из аутичных особенностей — «специальные интересы», то есть склонность сильно фокусироваться на какой-либо теме, очень глубоко изучать ее и фактически отдавать ей всего себя.

В американской классификации психических расстройств DSM-V специальные интересы характеризуются как один из симптомов аутизма и описываются как «крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например слишком сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов)». Такой подбор слов хорошо демонстрирует, как в нашей культуре относятся к тем, кто посмел проявлять свой интерес сильнее, чем положено.

Медикализация специальных интересов основана на устаревшем представлении, что болезнью должно считаться то, что не вписывается в статистические нормы, а не то, что мешает конкретному человеку. Аутичность, как и специальные интересы в целом, патологизируют в основном по тем же причинам, что леворукость, гомосексуальность и даже принадлежность к этническим меньшинствам.

Но фактически от специальных интересов пользы гораздо больше, чем вреда. В частности, в начале удачных бизнес-проектов зачастую лежит «крайняя фиксированность», которую порицает как современная психиатрия, так и постсоветская массовая культура.

Преимущества аутичных предпринимателей

  • Умение «зацикливаться» на одной теме — так называемых «специнтересах». Аутичный человек, чья любимая тема, по счастливому стечению обстоятельств, позволяет на ней заработать, вероятно, оставит позади своих неаутичных конкурентов благодаря преданности любимому делу.
  • Невосприимчивость к доминирующей культуре и социализации. Аутичным детям может быть сложно освоить бытовые навыки или учиться в школе из-за того, что у них слабо развит «механизм подражания». Зато аутичные взрослые менее склонны к адаптивному выбору (выбору, основанному на общепринятых стереотипах, который помогает вписаться в общество) и могут предложить инновационные решения в самых разных областях.
  • Внимание к деталям. Эта особенность собенно выгодна аутичным людям, чей бизнес связан с аналитикой, инженерией или программированием.

Мы предлагаем ознакомиться с историями пяти предпринимателей. Точно являются аутичными три из них, а два — имели или имеют аутичные черты. Специальные интересы этих людей позволили им построить успешные компании.

Тэмпл Грандин

основательница Grandin Livestock Handling Systems


Тэмпл Грандин — пожалуй, самый известный в мире аутичный человек после Греты Турнберг. Грандин — самый популярный лектор и писатель, рассказывающий об аутичном опыте от первого лица. В 2010 году она вошла в список 100 самых влиятельных людей по версии журнала Times.

В детстве она считалась «отсталым» ребёнком — но несмотря на мнение взрослых смогла стать одним из ведущих специалистов мира в области животноводства. По ее схемам разработана большая часть существующего в США оборудования для скота.

Одна из сильных сторон Тэмпл — в том, что она, как и многие аутичные люди, понимает животных лучше, чем людей, мгновенно «расшифровывает» их поведение и поэтому знает, как создать для них оптимальные условия.

Другие важные черты, которые помогли Грандин добиться успеха: она обращает внимание на мелкие детали и обладает сильным инженерным мышлением. Эти особенности свойственны многим аутистам.

Стив Джобс

сооснователь Apple и Pixar


Фигура Стива Джобса — воплощение хрестоматийного образа «гика». Джобсу были присущи многие качества, свойственные аутичным людям.

Прежде всего, ему была свойственна глубокая одержимость своими специальными интересами. Самый серьёзный и продолжительный специальный интерес в жизни Джобса — компьютеры и компьютерные технологии, которые интересовали его с юных лет. Как и Тэмпл Грандин, Джобс уделял огромное внимание деталям — от внешнего вида своей продукции до ее графического интерфейса.

Его манера общения была довольно своеобразна. В обычном межличностном взаимодействии с коллегами он был груб и игнорировал общепринятые культурные нормы, что стало одной из причин его ухода из Apple в 1985 году. Но в конечном счёте «чудачество» обычно прощалось ему из-за новаторского подхода и увлеченности. При этом он проявлял свой ораторский талант на знаменитых презентациях продукции Apple — то есть тогда, когда дело касалось его специальных интересов.

Марк Цукерберг

сооснователь Facebook


Марк Цукерберг — ещё один пример «гика» с ярко выраженным специальным интересом к компьютерам и проблемами с социальным взаимодействием. Часть специалистов считают его аутичным.

Поскольку Цукерберг, как и Джобс, насколько известно, никогда не проходил проверку на аутизм, есть вероятность, что у него «расширенный фенотип аутизма» — то есть пограничное состояние, при котором аутичные черты присутствуют, но их не хватает до полноценного диагноза.

Он мало восприимчив к влиянию среды и доминирующей культуры, не идёт на компромисс в ситуациях, в которых приемлемо «не упрямиться», проявляет нестандартный, новаторский подход в работе и полностью предан своему делу, которое и является его специальным интересом.

Как и Джобс, Цукерберг компенсирует возникающие в общении проблемы своей незаменимостью в качестве бизнес-партнера для людей, которые с ним работают.

Цукерберг, как и многие аутичные люди, понимает проблемы других меньшинств — например ЛГБТ-людей и чернокожего населения Америки, — что помогает ему заниматься благотворительностью, не впадая в свойственный многим благотворителям патернализм, и обеспечивать недискриминационную культуру внутри Facebook.

Майкл Бьюрри

основатель хедж-фонда Scion Capital


В отличие от Стива Джобса и Марка Цукерберга, Майкл Бьюрри является открыто аутичным человеком.

Аутичность Бьюрри заметна по его нетипичной манере двигаться и говорить, желанию носить простую удобную одежду вопреки корпоративным нормам, прямому стилю общения, и, конечно же, благодаря его специальному интересу.

Сначала инвестиционная аналитика была обыкновенным хобби Бьюрри. Он работал врачом, а свободное время тратил на свой блог о финансах. В итоге он решил открыть свой хедж-фонд, поняв , что финансы привлекают его больше медицины.

Как и многие аутичные люди, чей специальный интерес совпадает с их работой, Бьюрри не ставит жёсткой границы между работой и развлечениями и готов тратить на работу свободное время, потому что она, по сути, и является его любимым видом деятельности.

Бьюрри досконально изучает интересующие его темы. В 2008 году он поставил под сомнение общепринятое представление о надежности рынка недвижимости и самостоятельно перепроверил данные исследования ипотечного кредитования, за счёт чего сумел одним из первых предсказать падение рынка, которое привело к мировой рецессии.

Илин Паркер

основательница Cozy Calm


Илин Паркер сложно сравнивать с перечисленными выше аутичными людьми и людьми с аутичными чертами по степени влияния и богатства — зато она сумела создать успешный бизнес, ориентированный именно на аутичную аудиторию.

Илин начала говорить только в возрасте пяти лет, но, как и многие другие аутичные женщины старше поколения Z, получила официальный диагноз только во взрослом возрасте. По её словам, диагноз помог ей заново переосмыслить свой опыт и лучше понять собственные потребности — а также начать свой бизнес.

Паркер сталкивается с сенсорными особенностями, из-за которых ей тяжело воспринимать собственное тело. Ей становится легче, когда она кладет на себя что-то тяжелое.

Впервые она увидела утяжеленное одеяло на приёме у психотерапевта — врач клал его на Паркер и других пациентов с сенсорной чувствительностью, чтобы помочь им расслабиться. Так у Паркер родилась идея выпускать подобные одеяла в промышленных масштабах, чтобы люди пользовались ими дома.

Илин, как аутичный человек с сенсорной чувствительностью, понимает, какие именно материалы лучше подходят для аутичных клиентов. Неаутичные предприниматели просто не поймут, насколько неприятны и болезненны для аутистов торчащие швы или недостаточно однородный материал, то есть как сильно подобные мелочи могут влиять на качество товара.

Как облегчить жизнь сотрудникам-аутистам? Советы предпринимателям

Разумеется, перечисленные выше позитивные аспекты «аутичного бизнеса» не означают, что любой аутичный человек может стать хорошим предпринимателем. Аутичные люди такие же разные, как и неаутичные, и далеко не у всех аутистов есть желание, возможности и способности заниматься бизнесом.

Кроме того, в нашем обществе все еще принято считать, что существует только один правильный способ общения, выражения и понимания эмоций. Многие аутичные люди — в том числе аутичные предприниматели — не могут раскрыть свой потенциал из-за нежелания бизнеса и государства создавать элементарную инклюзию. В принимающей среде таких людей, как Стив Джобс и Тэмпл Грандин, станет намного больше.

Аутичным людям нужны:


системы обучения, рассчитанные на детей с аутичным образом мышления, чтобы они не росли детьми-Маугли, как Антон Харитонов, ставший известным после фильма «Антон тут рядом»;


расширение норм поведения и создание доступной среды — то есть, проще говоря, инклюзия.

Аутичная инклюзия — это:


Принятие новых норм поведения

Аутичные особенности нужно принимать так же, как культурные различия. К примеру, некоторым аутичным людям сложно говорить — поэтому они могут вести переговоры в письменной форме или с помощью специальных устройств. К этой особенности следует отнестись так же, как к тому, что иностранцам нужна помощь переводчика.

Многим аутичным людям больно или неприятно смотреть в глаза. Вы можете не понимать их эмоции, а они — ваши. Чтобы успокоиться, они могут трясти руками, раскачиваться и повторять любые другие движения, в которых окружающие не видят смысла. Но это поведение безвредно и к нему стоит относиться спокойно.

Также аутистам сложно принимать изменения в планах, если о них не предупредили заранее. А в связи с сенсорными особенностями некоторые аутисты могут прийти на важную встречу в простой одежде и наушниках.

Сотрудникам-аутистам помогут отказ от дресс-кода и публичное заявление, что ваша компания согласна работать с аутичными людьми.


Адаптация рабочего пространства

Для сенсорной безопасности может быть недостаточно принять тот факт, что кому-то необходимы наушники. Некоторые аутичные люди могут вести переговоры и работать только в помещении с хорошей шумоизоляцией — в таком случае можно продумать, как изменить помещение.

Чтобы человек мог прийти в себя и отдохнуть от сенсорных раздражителей, можно установить качели в кабинетах или возле них, а также организовать тихую комнату в офисе.