Блокчейн-тусовка: лайфхаки, как себя вести на конференциях

Блокчейн-тусовка: лайфхаки, как себя вести на конференциях
Фото: Blockchain World Conferences

Международные конференции — отличная площадка, позволяющая за короткое время обрасти полусотней полезных контактов, найти инвесторов и засветиться в прессе. Главное — понимать, чего ты хочешь. Юрий Ярцев, основатель онлайн-школы стартапов RuSSOL, в декабре посетил две блокчейн-конференции Blockchain World Conference в Бангкоке и BlockShowAsia в Сингапуре и говорит, что они были идеальным местом для поиска партнеров. В колонке для Inc. он рассказал, как извлечь максимум пользы из таких мероприятий.


№1

Общайтесь постоянно


Говорить и еще раз говорить с людьми во время нетворкинг-сессий — то, ради чего нужны такие мероприятия. Лучше пожертвовать лекциями и панельными дискуссиями. Их легко посмотреть в записи позднее, из дома. А с остальными участниками такой фокус не прокатит. С ними нужно общаться «здесь и сейчас»: просто подходите и представляйтесь гостям, интересующим вас в зависимости от вашей цели. На конференциях и среди спикеров, и среди гостей — эксперты из отрасли. Можно за один день лично получить от них ответы на все интересующие вас вопросы. Хотите получить инвестиции — ловите инвесторов, прессу. Нужны партнеры — ищите их среди участников.


№2

Практикуйте питчинг


На первых порах непонятно, что и как говорить, как представляться и так далее. Это нормально. Простой совет: не нужно стесняться, сразу идите в бой. На конференции в Бангкоке только после 15-ти контактов появилось четкое понимание, о чем говорить и какие слова использовать, чтобы корректно донести мысль до другого человека.

Оптимальное начало разговора — рассказать, кто вы, в каком качестве приехали на конференцию, чем занимаетесь и чего хотите. Например: «Я эдвайзор компании Х, она занимается тем-то, на конференции я помогаю им искать инвестиции и партнеров». Нужно помнить, что зачастую твой собеседник приехал из другой страны и говорит по-английски плохо или очень плохо. Учитываем также разницу в знаниях, опыте и менталитете. У нас была такая ситуация: из-за плохого английского и неверного употребления времен глагола собеседник сообщил, что привлек (raised) огромную сумму в $30 млн. Я даже переспросил его несколько раз, он подтвердил. Через несколько дней выяснилось, что это сумма, которую он хотел бы привлечь в будущем.


№3

Будьте конкретны


Пустой треп раздражает. Для четкого выполнения миссии необходима конкретика. После приветствия и короткого рассказа о себе расспросите собеседника(-цу). Полезно выяснить фишку продукта или фокус компании, а также сильные стороны собеседника (можно спросить, что тот умеет делать лучше других, это поможет найти будущего члена команды), и завершить диалог пожеланием удачи.


№4

Узнайте про местные события — войдите в тусовку


За день-два до и после главного мероприятия в городе чаще всего проходят релевантные события. Ссылки гуглятся за минуту. Для Бангкока качественно наполненным оказался meetup.com и фейсбук. На митапе я сразу нашел встречу блокчейн-энтузиастов с необычным названием Satoshi Square. Нам нужно было посмотреть, как все устроено в местной блокчейн-тусовке, найти выходы на местных инвесторов, партнеров и ресурсы. Встреча Satoshi Square проходила в баре, и там мы познакомились с лидером местного сообщества разработчиков Google Developers Network. А позднее мы провели совместный митап на блокчейн-тему в Бангкоке, где познакомились с со-основателем IOTA, и это привело к первому IOTA-митапу в РФ. В общем, митапы — стартовая точка входа в локальную тусовку и возможность новых знакомств. Такие события часто бесплатны, или вход стоит совсем недорого.


№5

Подтяните английский


Никто не ездит на такие конференции с профессиональными переводчиками. Основатели и члены команды знают английский. При этом важно не облажаться и практиковать питчи заранее на друзьях либо на специальных митапах еще до выезда на события. Практиковаться можно на мероприятиях, которые проводят российские школы стартапов и бизнес-инкубаторы.


№6

Приходите вместе с командой


Чем больше вас в команде, тем больше контактов вы сможете завести во время конференции. Нас было трое. Для охвата большего количества людей мы разделялись и поодиночке искали специалистов с навыками, ценными для стартапа. Если встречали кого-то интересного для проекта, приглашали остальных членов команды в беседу. Иногда собеседники не хотели прекращать разговор, нам не интересный. В этом случае приходилось вежливо извиняться и, сославшись на встречу, уходить.


№7

Добросовестно готовьтесь


Перед конфой внимательно смотрите список участников и используйте нетворкинг-софт: его зачастую внедряют организаторы подобных мероприятий. Ссылки на доступы отправляют по электронной почте всем участникам. Но помните: софт не позволяет дотянуться до многих. Значительная доля участников конференций не пользуется или просто не знает о нетворкинг-сервисах. Мы искали интересных нам людей в соцсетях и уже там договаривались о встрече. Это позволяло заранее ознакомиться со спецификой, фокусом и потенциальной полезностью специалиста для нас. Визитки и брендированная одежда is a must. У всех членов нашей команды были одинаковые футболки, мы были заметны всем участникам. И при встрече люди нам говорили: мы, мол, вас видели, заметили.


Шесть типов участников конференций (классификация Юрия Ярцева)



А

Стартаперы, ищущие инвестиций и жаждущие изменить привычный порядок вещей. Только каждый пятый может объяснить решаемую, массово интересную проблему, а не личную галлюцинацию. Часть стартаперов пытается собрать миллионы на одну голую идею вместо полноценной работы над продуктом и проверки востребованности рынком за умеренные суммы. Некоторые стартаперы выглядели нарочито помпезно даже в сравнении с инвесторами: кто-то пришел в тюрбанах из недешевой ткани, с дорогой резной тростью и сумками Луи Виттон. Не хватало только шпица под рукой.

Что с ними делать: подходите к ним, знакомьтесь. Если их экспертиза вам не понадобится, они могут потом познакомить вас с другими полезными людьми.


Б

Зеваки с кошельком и без. Впитывают незнакомый и дивный мир новых технологий. Боятся упустить единорога. Предположу, подобное творилось в девяностые, в начале эры доткомов.

Что с ними делать: стоит пообщаться, возможно, они окажутся полезными вашей компании, — это потенциальные инвесторы.


В

Продавцы лопат двух типов. Одни помогают за процент от успеха. Вторые верят только в 100% предоплату. Среди последних особняком идут консультанты и продаваны воздуха, предлагающие публиковаться в СМИ за гонорары в десятки тысяч долларов например. Выхлоп при этом, вероятно, будет нулевой.

Что с ними делать: можно попробовать договориться о взаимовыгодном партнерстве. Покупать статьи за десятки тысяч долларов точно не стоит.


Г

Инвесторы. Одни шифровались под визитеров, экономя на статусном билете. Другие — люди как люди, без галстуков и понтов.

Что с ними делать: подходите к ним сами и рассказывайте о себе.


Д

СМИ. Не стоит ждать случайности, к вам не подойдут и не возьмут интервью. Так не бывает. Мы сами шли и рассказывали журналистам о впечатлениях от события и о проекте. Так удалось попасть под камеру и диктофон к нескольким китайским и корейским СМИ.

Что с ними делать: если журналисты заняты, договаривайтесь на конкретное время. Взятая сегодня визитка завтра может обернуться публикацией.


Е

Мошенники. Продавцы услуг, которые не будут оказаны. Просят предоплату и отмахиваются NDA на просьбу показать примеры сотрудничества и рекомендации. Или псевдо-инвесторы, требующие авансом комиссии от будущих инвестиций.

Что с ними делать: избегать.