Разобраться • 27 июля 2021

Киберпсихологи, авитологи и дизайнеры эмоций: профессии настоящего

Киберпсихологи, авитологи и дизайнеры эмоций: профессии настоящего

Текст: Надежда Румак

Иллюстрация: Александр Черепанов


Пока футурологи предсказывают возникновение новых профессий, которых будет становиться все больше в «ревущих двадцатых», новые и необычные вакансии, фиксирующие настоящие перемены, появляются уже сейчас. Inc. спросил у представителей рынка и экспертов, какие из них наиболее актуальны для бизнеса.

Авитолог

Арина Гиршович

руководитель бренда и стратегических проектов «Авито»

Авитологи — это агентства или частные специалисты, помогающие небольшим компаниям и предпринимателям продвигать свои услуги и товары на «Авито». Авитологи настраивают продвижение, создают объявления, анализируют предложения конкурентов, проводят аналитику рынка, оформляют магазины на «Авито», готовят контент, контролируют публикации, анализируют конверсии объявлений, отчетность за месяц, разрабатывают стратегию.

По нашим данным, сейчас на рынке более 2 тыс. авитологов, причем с переходом компаний и частных мастеров в онлайн — а сейчас платформу используют 49% компаний малого и среднего бизнеса в стране — вырос и интерес к этой профессии. По данным wordstat «Яндекса», интерес к профессии и услугам авитологов вырос в 20 раз с начала 2020 года. В мае мы запустили пилотный проект по сертификации специалистов. Так авитологи могут повысить и подтвердить свою квалификацию, а предпринимателям будет проще выбрать хороших специалистов, которые действительно помогут бизнесу.

Амбассадор бренда

Катерина Матанцева

CEO MiKo

Профессия амбассадора бренда сама по себе не нова, но до недавнего времени это было в основном прерогативой крупных люксовых брендов. Сейчас же такие люди появляются и у небольших нишевых компаний. Наш амбассадор бренда — Роман Саблин, экодрайвер России, у него есть школа экологистов, то есть он эксперт именно по экологичности в России.

Мы выпускаем экологичную бытовую химию pure water. В этой нише много марок, которые вводят людей в заблуждение словами «эко», но по составу экологичными не являются. Чтобы проводить разъяснительную работу с потребителями, мы заключили договор с амбассадором, который является активным приверженцем экологичного образа жизни. Он строго придерживается своих принципов, активно выступает на мероприятиях и обучает других жить экологично.

В его обязанности как амбассадора входило рассказывать о нашем бренде в своих соцсетях, на мероприятиях, он также проводил конкурсы и делал рассылки с нашими товарами. Рост продаж нашей бытовой химии за первый месяц сотрудничества увеличился в два раза.

Киберпсихолог

Любовь Репина

психолог, эксперт по психологии предпринимателей

Киберпсихолог — это психолог, занимающийся исследованием влияния технологий на мысли и чувства человека, его поведение. Киберпсихолог также исследует технологические зависимости и их потенциальные методы лечения, в онлайн-терапии использует виртуальные методы и технологические возможности. Например, киберпсихолог может использовать методы наводнений, чтобы погрузить клиента с социальной фобией в виртуальный мир, в котором он должен «взаимодействовать» с другими виртуальными людьми.

Такие методы с использованием виртуального пространства уже довольно эффективно используются при лечении посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Другая важная роль киберпсихолога заключается в том, чтобы помочь компаниям, которые разрабатывают технологии, сделать это таким образом, чтобы улучшать, а не ухудшать качество жизни человека. Киберпсихолог способствует развитию доверительной онлайн-коммуникации, борьбе с киберзапугиванием и повышением интернет-безопасности, оптимизации дистанционной работы и учебы. Это важная область психологии, которая может сделать технологии более ценными и менее вредными для человечества.

Дизайнер эмоций

Любовь Репина

психолог, эксперт по психологии предпринимателей

В цифровую эру у человека остаются нереализованными потребности в эмоциональных контактах и связях. Многие успешные бренды, такие как Apple, уже давно продают нам не столько товары, сколько образы и ощущения, которые этот товар призван вызвать. В маркетинге существует направление эмоционального маркетинга, задача которого — вызвать у потребителей определенные чувства и эмоции и «заякорить» их с брендом. Собственно на стыке маркетинга, дизайна и психологии появилась профессия дизайнер эмоций. В будущем каналов и методов эмоционального воздействия будет все больше и специалист по эмоциям будет ответственен именно за результат этого воздействия — закрепление эмоциональной связи у конечного пользователя.

Дизайнер эмоций — специалист, который разрабатывает и создает эмоциональные реакции у потребителя, воздействуя на органы чувств и вызывая конкретные ощущения и эмоции. От дизайнера эмоций требуется хорошо понимать психологию и физиологию человека, знать, как работает дизайн и маркетинг, а также обладать творческим потенциалом, чтобы синтезировать имеющиеся знания и творчески воздействовать на нужные эмоциональные реакции, которые необходимы для формирования запоминания и связи с покупателями.

Профессия дизайнера эмоций имеет широкий спектр применения в разных областях. Информация всегда запоминается лучше, когда вызвала эмоциональный отклик у слушателей. Поэтому сфера ее применения крайне широка во всех областях, связанных с коммуникациями.

Эксперт по искусственному интеллекту

Евгений Битков

руководитель проектов искусственного интеллекта Rubetek

Специалист в области искусственного интеллекта входит едва ли не в каждый рейтинг перспективных профессий будущего. Логично, что Министерством труда был представлен проект профессионального стандарта специалиста по машинному обучению.

Компьютерные мощности сегодня позволяют решать огромное количество задач с помощью нейросетей. Например, чтобы система научилась распознавать лицо человека на фотографии и в дальнейшем предоставила доступ в подъезд без ключа, на этапе обучения ее нужно обеспечить миллионом изображений. Это частный пример, на самом деле нейросеть способна на большее. Распространение видеонаблюдения, которое само по себе является технологическим трендом в России, может стать основой для эволюции пожарных систем. Разветвленная сеть камер охватывает большие площади гражданских и промышленных объектов, и с точки зрения безопасности использование искусственного интеллекта может стать эффективным способом обнаружения возгораний.

В Rubetek в последние полгода сформирован департамент искусственного интеллекта, который сегодня сфокусирован на создании решений в области видеоаналитики. В числе актуальных разработок — полезные сервисы для управления объектами, например распознавание свободных парковочных мест, автомобильных номеров, а также функции, интегрируемые в устройства умного дома собственного производства.

Руководитель по нарративу (Head of Narrative)

Алиса Чумаченко

CEO «СберИгры»

Со времен классических раннеров и шутеров сторителлинг в играх вышел далеко за пределы обычных диалогов персонажей. Возможности игр стали настолько объемными, что над сценарием одной игры может работать команда, сопоставимая со сценарными группами эпохальных сериалов со сложными сюжетными линиями — «Игра Престолов», «Карточный домик», «Братья по оружию», «Острые козырьки», «Подпольная империя», и т. д. Современный нарратив предполагает серьезные навыки не только в написании арок и диалогов, но и режиссерское видение для кат-сцен и поворотных пунктов. Не лишним будет и умение редактировать и быть «сценарным доктором». Сюжетов в этом мире не так много. А вот способов их рассказать — бесчисленное множество.

Руководитель по нарративу курирует команду нарративных гейм-дизайнеров и сценаристов, пишет сценарий/драматургию игры и продумывает реализацию игровых механик в ней. Игровые механики могут быть очень разными: от необходимости быстро нажимать последовательность кнопок, от разгадки ключей и шифров до изучения и анлока «комбо-ударов» на высоких уровнях игры.