По оценкам экспертов, через три года по дорогам мира будут ездить 10 млн беспилотных автомобилей, а Великобритания к 2050-му полностью откажется от управляемого вручную транспорта. Технология автономного вождения движется вперед семимильными шагами — новых разработок в этой сфере все больше. Сегодня уже не приходится сомневаться: будущее — за беспилотными авто, и вот почему.
Крупные автопромышленные компании давно занимаются беспилотниками. Проекты Navlab от Carnegie Mellon и Prometheus от Mercedes-Benz успешно тестировались еще в 80-е, но вслед за первыми триумфами наступил период затишья, и дело застопорилось на несколько десятилетий.
С 2010 года General Motors, Volkswagen и многие другие крупные автоконцерны объявили о разработке систем беспилотного вождения, а Nissan и Volvo намерены к 2020 году выпустить самоуправляемые автомобили на широкий рынок, но справятся ли, пока не ясно.
Как правило, традиционные автопроизводители осторожны в применении новых технологий. Система временного автопилота Temporary Auto Pilot (TAP) от Volkswagen работает на скорости до 128 км/ч и требует постоянного надзора водителя. А Nissan выпустил на рынок лишь ограниченную партию Infiniti Q50 с системой беспилотного вождения.
По-настоящему в рыночном масштабе технологию применили игроки, не связанные с традиционным автопромом, — в первую очередь компании Google, Uber и Tesla. Последняя обещает оснастить свои автомобили системой беспилотного вождения уже в этом году.
Google занялся разработкой самоуправляемых автомобилей еще в 2009 году, а в 2016-м создал Waymo — специальное исследовательское подразделение, которое, в отличие от конкурентов, разрабатывает инструменты для ежедневного передвижения по городским улицам с использованием технологий картографирования и обработки изображений Google.
Uber участвует в разработке беспилотных систем лишь косвенно, но намерен со временем заменить значительную часть своих автомобилей беспилотными.
До недавнего времени аварии с самоуправляемыми авто случались на закрытых тестовых маршрутах, но когда на новые модели Tesla поставили автопилот и расширили тестирование автомобилей Google, начались ДТП на общих дорогах.
В феврале 2016 года беспилотник Google, объезжая мешки с песком на дороге, врезался в автобус; водитель автобуса в аварии виноват не был. В мае того же года система Tesla не отличила белый трейлер от неба и направила машину под грузовик: произошла первая авария беспилотного авто с человеческими жертвами.
Аварии случались почти с каждой из беспилотных систем — но, не считая двух вышеупомянутых, все остальные происходили по вине водителей других транспортных средств, что доказывает высокую надежность беспилотных авто даже на раннем этапе разработки.
Несмотря на «проблемы роста», эксперты единодушны: будущее — за беспилотными авто. Этой уверенности способствуют два фактора. Первый — резко растущая скорость внедрения любых новых технологий: для распространения радио потребовалось почти 60 лет, а смартфонам хватило и 10-ти. Каждый новый технологический рывок фундаментально меняет мир. То же самое должно произойти и с технологией беспилотного вождения, — Как только беспилотники станут доступны, их будут использовать повсеместно.
Второй фактор, ускоряющий распространение самоуправляемых автомобилей, — их безопасность. По прогнозам исследователей, применение беспилотников снизит количество аварий на дорогах на 90%, а это мотивирует органы власти повсеместно внедрять самоуправляемые авто.
Исследователи также выяснили, что даже небольшое число беспилотников на дороге значительно уменьшит пробки. Легко представить будущее, как в фильме «Особое мнение», — по дорогам движутся тысячи полностью автономных автомобилей, идеально синхронизированных с помощью компьютерных систем.
Растущая популярность каршеринга и массовый отказ от личного транспорта изменят облик городов во всем мире. Эксперты считают, что беспилотники трансформируют городской ландшафт, превратив современные города в «технологические Утопии».