Будущее, которое уже настало: беспилотные автомобили

Будущее, которое уже настало: беспилотные автомобили
iStock

По оценкам экспертов, через три года по дорогам мира будут ездить 10 млн беспилотных автомобилей, а Великобритания к 2050-му полностью откажется от управляемого вручную транспорта. Технология автономного вождения движется вперед семимильными шагами — новых разработок в этой сфере все больше. Сегодня уже не приходится сомневаться: будущее — за беспилотными авто, и вот почему.


Кто выиграет гонку?

Крупные автопромышленные компании давно занимаются беспилотниками. Проекты Navlab от Carnegie Mellon и Prometheus от Mercedes-Benz успешно тестировались еще в 80-е,  но вслед за первыми триумфами наступил период затишья, и дело застопорилось на несколько десятилетий.

С 2010 года General Motors, Volkswagen и многие другие крупные автоконцерны объявили о разработке систем беспилотного вождения, а Nissan и Volvo намерены к 2020 году выпустить самоуправляемые автомобили на широкий рынок, но справятся ли, пока не ясно.

Как правило, традиционные автопроизводители осторожны в применении новых технологий. Система временного автопилота Temporary Auto Pilot (TAP) от Volkswagen работает на скорости до 128 км/ч и требует постоянного надзора водителя. А Nissan выпустил на рынок лишь ограниченную партию Infiniti Q50 с системой беспилотного вождения.

По-настоящему в рыночном масштабе технологию применили игроки, не связанные с традиционным автопромом, — в первую очередь компании Google, Uber и Tesla. Последняя обещает оснастить свои автомобили системой беспилотного вождения уже в этом году.

Google занялся разработкой самоуправляемых автомобилей еще в 2009 году, а в 2016-м создал Waymo — специальное исследовательское подразделение, которое, в отличие от конкурентов, разрабатывает инструменты для ежедневного передвижения по городским улицам с использованием технологий картографирования и обработки изображений Google.

Uber участвует в разработке беспилотных систем лишь косвенно, но намерен со временем заменить значительную часть своих автомобилей беспилотными.

Болезни роста

До недавнего времени аварии с самоуправляемыми авто случались на закрытых тестовых маршрутах, но когда на новые модели Tesla поставили автопилот и расширили тестирование автомобилей Google, начались ДТП на общих дорогах.

В феврале 2016 года беспилотник Google, объезжая мешки с песком на дороге, врезался в автобус; водитель автобуса в аварии виноват не был. В мае того же года система Tesla не отличила белый трейлер от неба и направила машину под грузовик: произошла первая авария беспилотного авто с человеческими жертвами.

Аварии случались почти с каждой из беспилотных систем — но, не считая двух вышеупомянутых, все остальные происходили по вине водителей других транспортных средств, что доказывает высокую надежность беспилотных авто даже на раннем этапе разработки.

Прогнозы на будущее

Несмотря на «проблемы роста», эксперты единодушны: будущее — за беспилотными авто. Этой уверенности способствуют два фактора. Первый — резко растущая скорость внедрения любых новых технологий: для распространения радио потребовалось почти 60 лет, а смартфонам хватило и 10-ти. Каждый новый технологический рывок фундаментально меняет мир. То же самое должно произойти и с технологией беспилотного вождения, — Как только беспилотники станут доступны, их будут использовать повсеместно.

Второй фактор, ускоряющий распространение самоуправляемых автомобилей, — их безопасность. По прогнозам исследователей, применение беспилотников снизит количество аварий на дорогах на 90%, а это мотивирует органы власти повсеместно внедрять самоуправляемые авто.

Исследователи также выяснили, что даже небольшое число беспилотников на дороге значительно уменьшит пробки. Легко представить будущее, как в фильме «Особое мнение», — по дорогам движутся тысячи полностью автономных автомобилей, идеально синхронизированных с помощью компьютерных систем.

Растущая популярность каршеринга и массовый отказ от личного транспорта изменят облик городов во всем мире. Эксперты считают, что беспилотники  трансформируют городской ландшафт, превратив современные города в «технологические Утопии».