Разобраться • 31 января 2024
Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу
Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу
Текст: Евгений Соркин
В современном мире искусственный интеллект уже не фантастика, а вполне реальный ресурс, помогающий бизнесу облегчить многие рабочие процессы. Сегодня с помощью нейросетей можно автоматизировать монотонные рутинные задачи. Кроме того, умные системы позволяют компаниям анализировать поведение и пожелания потребителей, чтобы на базе собранных данных выстраивать маркетинговые стратегии и составлять персонализированные предложения для клиентов. Inc. разобрался, какое влияние искусственный интеллект оказывает на бизнес и какие сферы уже не могут без него обойтись.
По прогнозу исследовательской компании Markets and Markets, в 2025 году мировой рынок искусственного интеллекта в бизнесе достигнет $190,61 млрд с ростом годовой ставки в 36,6% с 2019 по 2025 год. В России нейросети уже используют свыше 50% компаний, а еще 20% только готовятся внедрить новые технологии в свои процессы. Не отстают и стартапы, которые применяют ИИ, чтобы освободить сотрудников от рутинной работы.
Нейросети широко используются в здравоохранении — для более точной диагностики заболеваний и разработки лекарств; в сфере финансов — для автоматизации операций, анализа рыночной волатильности и в борьбе с мошенничеством; а также в производстве — для оптимизации цепочек поставок и прогнозирования спроса на товары.
Искусственный интеллект предоставляет компаниям инструменты для автоматизации задач, анализа данных и персонализации обслуживания клиентов.
Умные системы применяются практически во всех сферах — от логистики и финансов до промышленности и медицины. Однако не стоит забывать, что технология еще нова. На сегодняшний день ИИ не может работать автономно, и процессы, которые он выполняет, все равно необходимо контролировать.
«Несмотря на многочисленные преимущества использования ИИ, важно также критически подходить к автоматизации — обеспечивать прозрачность использования данных и сохранять готовность к вмешательству человека при необходимости, — отмечает Кирилл Заболотский, руководитель департамента маркетинга ИТ-холдинга Bimeister. — Грамотная интеграция ИИ требует стратегического планирования и непрерывного обучения».
В 2021 году мировой рынок искусственного интеллекта в сфере строительства оценивался в $496 млн — к 2031 году он может вырасти до $8,6 млрд. По словам сооснователя цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore Кирилла Полякова, технологии искусственного интеллекта все чаще интересуют игроков российского строительного рынка при разной степени готовности к ним. Прежде всего нейросети на стройке ценны тем, что позволяют быстрее и эффективнее принимать решения.
Эксперт отмечает, что одним из самых востребованных и распространенных вариантов использования ИИ в сфере строительства является предиктивная аналитика, которая помогает сэкономить примерно 8% от стоимости всего проекта. Этот инструмент дает возможность в режиме реального времени получить наиболее полную информацию по всей работе, а также дать прогноз и рекомендации, основанные на анализе самых разных факторов и параметров.
Кирилл Поляков,
сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore
«Человек бы точно не справился с задачей проанализировать такое количество разных данных: здесь оценивается сразу и одновременно нескольких десятков разных факторов — локация, погода, среднемесячная температура, марка бетона и стоимость логистики, общие затраты, длительность фаз строительства и мобилизация рабочих».
По словам предпринимателя, ИИ можно использовать на разных стадиях работ: например, на этапе планирования технология дает возможность проанализировать исторические данные о схожих проектах в регионе, чтобы спрогнозировать сроки реализации, спланировать бюджет и выбрать наилучшее время для начала строительства. А на базе большого массива данных с помощью статистического моделирования можно предсказать возможные сложности в процессе.
Искусственный интеллект стал надежным помощником человеку и в сфере медицины, упрощая многие процессы, от записи пациентов на прием и заполнения документации до анализов и диагностики. Проблема, к решению которой привлекают новые технологии, все та же — гигантский объем информации, который невозможно обработать «вручную».
По словам главного врача маммологического центра L7 Фатимы Тамаевой, умные системы открывают новые горизонты в анализе данных, ведь машина справляется с такой работой гораздо быстрее человека. «Нормативные документы меняются часто, что ухудшает их запоминание, а нейросеть в этом случае надежный аналитик и хранитель информации, — говорит она. — Доверять автоматизации с помощью искусственного интеллекта стоит, но необходимо поддерживать человеческий контроль».
Вышеописанная функция нейросетей пригодилась и в области фармакологии, где ИИ становится все более важным инструментом, который способен модернизировать процесс разработки и выхода на рынок новых эффективных препаратов. С ростом количества информации из таких источников, как электронные медицинские карты и базы данных по геномике, исследователи могут более тщательно выявлять новые болезни и разрабатывать лекарства против них.
Ключевым преимуществом использования ИИ в фармакологии является виртуальный скрининг — метод компьютерного моделирования, используемого в целях выявления компонентов для препаратов. Технология позволяет специалистам быстро и эффективно исследовать большое количество соединений, чтобы определить наиболее подходящие для разработки лекарств, а также потенциальные побочные эффекты.
Для стартапов искусственный интеллект — это настоящий кладезь возможностей, уверен основатель группы компаний «Профиланс Групп» Марк Страмоусов. По мнению эксперта, с помощью ИИ можно быстро улучшать продукты и услуги, например создавать алгоритмы машинного обучения, которые могут анализировать большие объемы данных и предсказывать будущие тренды.
Марк Страмоусов,
основатель группы компаний «Профиланс Групп»
«ИИ позволяет эффективно и экономно использовать ресурсы, автоматизируя множество рутинных процессов: от управленческих задач до создания контента. Кроме того, нейросети способны улучшить качество обслуживания клиентов в стартапах: умные чат-боты способны помогать пользователям в поиске нужной информации или отвечать на их вопросы. Последнее подтверждают 82% руководителей маркетинга, которые говорят, что улучшение качества обслуживания клиентов является ведущим фактором в их решении внедрить ИИ».
За счет способности анализировать сразу огромное количество информации и выявлять закономерности, невидимые человеку, нейросети также позволяют делать прогнозы на биржевых рынках. ИИ может предсказать рост цены акций или движение валюты на основании исторических данных, объемов торгов и внешних событий. Он также позволяет разрабатывать автоматические торговые системы, самостоятельно выполняющие сделки на базе прогнозов.
Марк Страмоусов,
основатель группы компаний «Профиланс Групп»
«Однако будет ошибкой предполагать, что в сфере биржевых рынков можно полностью положиться на автоматизацию. На сегодняшний день нейросети требуют тщательной сложной настройки во избежание неверных прогнозов с соответствующими потерями. Также некоторые модели ИИ могут быть непростыми для интерпретации, что создает риск непредсказуемых итогов».
В сфере промышленности умные системы уже стали одной из ключевых составляющих. На крупных производственных предприятиях по всему миру нейросети внедряют в ERP (центральную систему управления процессами) для оптимизации рутинных задач, устранения ошибок и снижения себестоимости продукции. Также автоматизация позволяет бизнесу своевременно реагировать на происходящие изменения на рынке и, соответственно, быть конкурентоспособным.
Поддержание оптимального уровня товарного запаса является одним из ключей к успеху бизнеса в сфере промышленности. Если производить слишком много продукции, то это приведет к перегрузке складов, а дефицит товаров может поставить работу предприятия под угрозу. При использовании ERP можно сэкономить около 30% средств обслуживания запасов за счет снижения простоев и сокращения ресурсов, которые тратятся на хранение продукции.
ИИ позволяет использовать ERP для выявления факторов, влияющих на спрос. Например, система может определить закономерность между аномальной жарой и преждевременным выходом оборудования из строя. При интеграции с ERP искусственный интеллект способен составлять запросы на пополнение запасов сырья и товаров автоматически, а также менять график работы служб доставки, чтобы гарантировать, что клиенты получат свои заказы вовремя.
Возможности нейросетей пригодились и в кибербезопасности. Так, с их помощью внутренние системы защиты компаний способны анализировать больше информации, а также своевременно выявлять и пресекать угрозы до нанесения ущерба.
«ИИ способен обучаться на предыдущих инцидентах, повышая свою эффективность и распознавая сложные атаки, которые могли бы ускользнуть от традиционных средств обнаружения, — говорит Кирилл Заболотский. — Для анализа таких объемов информации человеком потребуется гораздо больше времени».
При этом, по мнению эксперта, полное доверие машинам для защиты данных компании может быть рискованным. Как уже было сказано ранее, сегодня ИИ не может полностью заменить человека, который все еще играет ключевую роль в распознавании сложных кибератак и реагировании на них. Кроме того, системы на основе нейросетей и сами могут служить «мишенями» для хакеров.
Кирилл Заболотский,
руководитель департамента маркетинга ИТ-холдинга Bimeister
«Несмотря на то что ИИ — мощный инструмент для усиления кибербезопасности компании, важно поддерживать баланс между автоматизацией и необходимостью ручного управления, аудита и контроля. На сегодняшний день лучшее применение ИИ в кибербезопасности — это синергия экспертизы специалистов и машинная автоматизация».
IT-предприниматель и частный инвестор, основатель компании Belgravia Yachts Виктор Мартынов назвывает ИИ в контексте кибербезопасности «обоюдоострым мечом». По словам эксперта, технологии машинного обучения позволяют быстро выявлять кибератаки, распознавать аномалии в работе сети и предотвращать угрозы в режиме онлайн.
С другой стороны, внедрение нейросетей в основные бизнес-процессы расширяет список потенциальных целей для вмешательства злоумышленников, поскольку искусственный интеллект имеет доступ к конфиденциальной информации и автоматизирует IT-инфраструктуру.
«Лучше всего использовать гибридный подход — сочетать возможности нейросетей с человеческим контролем, проводить регулярный аудит ИИ-системы и обеспечивать надежную защиту данных на всех уровнях, — советует Мартынов. — Тогда все преимущества новой технологии можно использовать при минимальных рисках».
Помимо всего прочего, использование нейросетей также повышает и эффективность работы с клиентами, автоматизируя стандартные запросы и предоставляя инструменты для более тщательного анализа потребностей и поведения клиентов.
По словам Заболотского из Bimeister, чат-боты и виртуальные помощники, управляемые искусственным интеллектом, способны обрабатывать большой объем вопросов одновременно, обеспечивая мгновенный ответ и круглосуточную доступность, чего невозможно достичь при исключительно человеческом участии.
«Тем не менее даже самые продвинутые системы ИИ пока не в состоянии полностью заменить человека в службе поддержки, особенно когда речь идет о сложных вопросах, требующих эмпатии, интуитивного понимания и творческого подхода к решению проблем, — отмечает эксперт. — ИИ отлично справляется с рутиной и помогает сотрудникам сосредоточиться на более важных и сложных задачах, но личный контакт остается ключевым в построении глубоких и доверительных отношений с клиентами».
Виктор Мартынов,
IT-предприниматель и частный инвестор, основатель компании Belgravia Yachts
«Простые, повторяющиеся запросы можно автоматизировать с экономией ресурсов кол-центра до 60–70%. При этом качество ответов не снижается, а скорость обработки запросов возрастает в 5–10 раз. Однако, хотя ИИ может быть очень эффективным, он пока не способен полностью заменить человека в службе поддержки. В сложных или нестандартных ситуациях, где требуется эмпатия, понимание контекста или креативное мышление, человек все еще является незаменимым. Важно найти правильный баланс между использованием нейросети и операторов-людей: в нужный момент чат-бот или виртуальный ассистент должен сказать: „Извините, я не могу решить этот вопрос, я передам его оператору“».
На сегодняшний день полностью заменить человека в качестве службы поддержки компьютерный разум пока не способен, но с появлением больших языковых моделей (LLM), таких как ChatGPT, бизнес сделал серьезный шаг к автоматизации работы с клиентами.
Как отметил менеджер ИИ-продуктов банка «Точка» Михаил Корочкин, еще в 2022 году большинство чат-ботов в основном делали так, чтобы пользователи как можно дольше не смогли связаться со специалистами кол-центров. В правильной конфигурации современные LLM уже могли на тот момент предметно отвечать на сложные вопросы, сформулированные на естественном языке.
Михаил Корочкин,
менеджер ИИ-продуктов банка «Точка»
«Важно понимать, что сама по себе условная ChatGPT не знает ответов на вопросы, с которыми пользователи приходят в поддержку. Она работает как классный интерфейс к данным. То есть хорошо „понимает“ запрос клиента и может сформулировать понятный ответ на основе данных, которые мы ей даем. А вот предоставить ИИ релевантные данные для ответа — сложная архитектурная задача».
Вполне возможно, что некоторые люди будут сталкиваться с определенным психологическим барьером при использовании искусственного интеллекта в тех отраслях, которые связаны с определенной степенью рисков и где присутствует существенная степень ответственности человека, например в медицине или строительстве. Тем не менее будущее, о котором мы читали в научно-фантастических книгах, наступило уже сегодня: работая под чутким контролем «живых» операторов, умные системы ощутимо облегчают труд сотрудникам сотен компаний.
Руководитель департамента маркетинга ИТ-компании Bimeister Кирилл Заболотский подчеркнул, что нейросети способны компенсировать нехватку рабочей силы, увеличить эффективность и производительность труда. «В перспективе искусственный интеллект найдет свое применение в строительстве буквально везде, начиная с проектирования, с самых ранних этапов строительства и заканчивая поведением людей и механизмов на стройке», — заключил эксперт.
Виктор Мартынов,
IT-предприниматель, основатель компании «Belgravia Yachts»
«Необходимо учитывать этические аспекты использования ИИ, чтобы технологии работали на благо людей. Важно обеспечить прозрачность, объективность и безопасность ИИ-систем. Регулирование в сфере ИИ все еще формируется и может существенно повлиять на возможности бизнеса внедрять новые технологии. Нужно следить за законодательными инициативами и участвовать в обсуждении регуляторных норм».
Можно заключить, что сегодня нейросети — это мощный инструмент для достижения конкретных бизнес-целей. Точность, эффективность и надежность ИИ-моделей напрямую зависят от качества и представительности данных, на которых их обучали. Однако, несмотря на многочисленные преимущества технологии, важно помнить про ее новизну.
Вариантов применения нейросетей в бизнесе может быть множество, главное — выбрать подходящую. Вот чем отличаются самые популярные из них.
Широкий функционал и простота в использовании сделали ChatGPT одной из самых популярных нейросетей в мире — с момента создания чат-бота в ноябре 2022 года число пользователей сервисом превысило 100 млн человек к февралю 2023 года. Взаимодействие с ИИ происходит в формате простого чата — пользователь готовит запрос с возможным уточнением деталей и контекста и получает ответ в заданном формате.
Ключевая особенность ChatGPT заключается в легкой доступности. «Еще четыре года назад ИИ могли позволить себе только крупные игроки, — говорит СЕО онлайн-платформы для обучения программированию „Зерокодер“ Кирилл Пшинник. — Но с появлением ChatGPT ситуация резко изменилась — всего за $20 малый и средний бизнес получает мощную языковую модель, которую крупные компании не используют из соображений безопасности и необходимости держать модель локального развертывания программного обеспечения on-premise (т. е. модель, работающую по подписке. — Прим. ред.)».
Нейросеть MidJourney специализируется на создании уникальных артов на основе текстовых запросов. В России инструмент работает на площадке Discord, задачи ставятся в чате Newbies через команду /imagine.
Сервис генерирует несколько вариантов изображений, из которых можно выбрать один из наиболее подходящих для достижения желаемого результата. MidJourney способен значительно оптимизировать работу маркетологов, контент-мейкеров и иллюстраторов.
Сервис Namelix помогает бизнесу определиться с названием компании по ключевым запросам. Для генерации идей нужно указать факторы, которые подробно характеризуют бренд или продукт, после чего программа предложит несколько вариантов, а пользователь может преобразить понравившийся до итогового желаемого результата. Нейросеть работает бесплатно и без регистрации, но только на английском языке.
Нейросеть 3WebScore AI помогает проверять сайты на предмет привлекательности как с точки зрения пользователя, так и со стороны самого разработчика. Программа проводит анализ ресурса и выставляет оценку по десятибалльной шкале на основе 125 параметров, среди которых — цвет и шрифт, адаптивность под любые устройства, структурированность информации, микроразметка и др. Вердикт нейросеть выносит без пояснений, поэтому пользователям приходится искать причины низких отметок самостоятельно.