Как не пойти на дно и перезапустить бизнес в «новой реальности»

Как не пойти на дно и перезапустить бизнес в «новой реальности»
Фото: jeffbergen / Getty Images

Глобальное переформатирование мировой экономики и ограничения, наложенные на Россию, быстро стали частью нашей жизни. Но проблемы боятся тех, кто способен их решать, и для того, чтобы выйти из кризиса в лучшей форме, действовать нужно уже сейчас. О том, как обезопасить бизнес сегодня и переформатировать его под реалии завтрашнего дня — Иван Труфанов, кофаундер и CEO сервиса доставки из магазинов и ресторанов Broniboy.

Беспрецедентная турбулентность, в которой оказалась российская экономика, заметна практически в любом направлении: с уже начавшейся нехватки средств личной гигиены от западных брендов до кризиса SMM, вызванного блокировкой Facebook и Instagram (соцсети признаны экстремистскими на территории РФ) и ухода из России мировых IT-компаний. По оценкам JPMorgan, ВВП страныв 2022 году снизится на 3,5%, а инфляция, согласно прогнозу, достигнет 10%.

Но если все так плохо, то стоит ли бороться? Стоит, и чем раньше бизнес начнет перестраиваться, адаптируясь к изменениям, тем лучше — время не ждет.

✔️

Внедрите альтернативные платежные решения. Apple Pay и Google Pay недоступны, и компаниям, солидная часть прибыли которых генерировалась за счет этих систем, приходится искать выход. Возможность быстро включить механизм по приему наличных средств, внедрение СПБ и оплаты по QR-коду станут ключом к стабильному потоку прибыли.

✔️

Вложитесь в доработку сайта. В нынешних условиях приложения (и возможность скачать их) теряют свою актуальность, вновь актуализируя роль сайтов как средств проведения платежей и осуществления заказов. Доработка портала под новые нужды позволит сохранить как стабильный поток клиентов, так и доверие к бренду. Также не будет лишним выстроить систему приема заказов по телефону.

✔️

Переключитесь на российские сервисы и ПО. Рассчитывать на иностранные сервисы не приходится, и российские соцсети и маркетинговые решения — в фаворе. Будь то сервисы «Яндекса», VK, «Авито» или прочие инструменты, переключаться на них нужно уже сегодня. Это же касается и программного обеспечения, если хоть какие-то аналоги используемого в компании софта существуют в принципе.

✔️

Не преувеличивайте возможности UnionPay и других новых инструментов. Во-первых, они работают далеко не со всеми зарубежными сервисами, а во-вторых, некоторые продукты, например 1 Password, вовсе не подразумевают возможности оплаты любых российских аккаунтов. Потому любой новый инструмент нужно внедрять обдуманно.

✔️

Остерегайтесь мошенников. Аферисты уже освоили новые схемы, пользуясь временным дефицитом отдельных товаров, создавая фейк-приложения и фишинг-сайты.

Как быть дальше

Экстренное «залатывание дыр», образовавшихся из-за кризиса, лишь первый шаг к адаптации, поэтому расслабляться нельзя после решения насущных проблем. Наоборот, с этого времени весь «мозговой» ресурс компании должен работать на максимум, а точнее — на пересмотр приоритетов компании. Но что ставить во главу угла сегодня?

1. Выходите на прибыль. Если речь о компании, бренд которой только выходит на уровень узнаваемости, то стратегию фокусирования на капитализации и агрессивном росте следует пересмотреть. Если раньше неминуемый выход в минус можно было покрыть за счет инвестиций, то сегодня перспектива их привлечения очень туманна. Для иностранцев российский капитал резко стал «токсичным», и вкладываться в Россию они пока не готовы — даже при условии обхода существующих ограничений. У российских инвесторов забот также хватает: перспективы дефолта, вероятное сокращение ВВП России на 8,5% и рост инфляции в 2022 году более чем на 20%, о чем предупреждает МВФ, ставят под сомнение идею поддерживать даже средний бизнес, не говоря уже о стартапах.

Отныне рассчитывать нужно в первую очередь на собственные силы и выходить на прибыль уже в этом году, чтобы не погрязать в долгах. Это не просто позволит минимизировать ущерб от экономического кризиса, но и сослужит хорошую службу в дальнейшем: компания, сумевшая справиться с самой первой волной «новой реальности», вызовет куда большее доверие у инвесторов, которые отойдут от шока и рано или поздно вернутся к активной поддержке российского бизнеса. Вкладываться в бренды и менеджеров, не имеющих за собой успешного «антикризисного» опыта, уже никто не будет — особенно с учетом возможного дальнейшего ухудшения экономической ситуации.

2. Оптимизируйте работу команды. В вопросе кадров нужно понимать одно: о сокращениях сотрудников, ставших на вес золота, речи идти не может. Волна оттока высококлассных специалистов усугубила кризис кадров, и в некоторых сферах, например IT, недостает в общей сложности до 1 млн человек. Как отмечал президент России, нехватка специалистов может привести к потерям в экономике, «измеряемым сотнями миллиардов долларов недополученной прибыли», — большую часть из этой суммы, судя по тренду, недополучит именно бизнес.

Что делать? Оптимизироваться! Активное вовлечение в работу компании внештатных специалистов, внедрение сдельной оплаты труда, смогут значительно сократить издержки компании. Отчасти кризис может сыграть и на руку: затруднительное положение, ощущающееся буквально каждым жителем страны, делает кандидатов более сговорчивыми по части условий труда и нагрузок. Высококлассного специалиста получить будет по-прежнему сложно, но заманить крепкого «середнячка», предложив ему желанную стабильность, — более чем реально, потому проактивный хантинг не стоит списывать со счетов. Не забывайте и про регионы: тренд на удаленку и фриланс сейчас как нельзя кстати, и вывести часть работы на людей из провинции — вполне рабочий вариант. Особенно с учетом того, что найти специалистов, ранее работавших с зарубежными заказчиками, а ныне оставшихся без возможности получать деньги из-за рубежа, сейчас легче, чем когда-либо раньше.

3. Поддержите клиентов. Трудно сейчас всем, и любой бизнес, проявивший лояльность сегодня, будет вознагражден за нее завтра. Не теряйте контакт с клиентами, продолжайте вести активную коммуникацию в соцсетях и отвечайте на существующие вызовы. Решения от проверенного поставщика услуг, да еще и позволяющие сэкономить — лучший подарок как на b2b, так и b2c-уровнях. Идея составить гайд для менеджеров по отработке проблемных ситуаций, разработать руководство по уменьшению бюджетов для клиентов или запустить отдельную линию поддержки может сыграть максимально эффективно. Подкрепленная гибкими предложениями по оплате и готовностью взаимодействовать в новых условиях, эта стратегия позволит не только не потерять аудиторию, но и завоевать новых клиентов.

Внимательно отслеживайте деятельность партнеров. В апреле из России уехали более 100 тыс. одних только IT-специалистов, немалая часть которых покинули страну вместе с компаниями, в которых они работали. При этом сами компании продолжают деловые контакты с партнерами, оставшимися в стране, не всегда уведомляя их о релокации. Но кажущийся ранее неважным вопрос местонахождения партнеров сегодня становится ключевым: во-первых, из-за санкционных ограничений существенно снижается число каналов для взаиморасчетов, а во-вторых, возникает риск потери партнера. Уехавшая из страны компания может вполне резонно прийти к выводу о переориентировании на рынки страны пребывания, внезапно прекратив работу с вами. Чтобы это не стало еще одним ударом, следует отслеживать статус всех контрагентов и держать в уме дополнительные риски. Это касается и поставщиков оборудования, и маркетинговых агентств, и «внешних» сервисов. Не говоря уже о партнерах из-за рубежа, которые могут в одностороннем порядке прекратить сотрудничество, — волна заявлений об уходе с российского рынка продолжается до сих пор.

4. Заполняйте образовавшиеся ниши. Любой кризис меняет общество, а следом за ним — потребительское поведение: прошлые привычки уходят, уступая место новым. Так, в России уже зафиксировали повышенный спрос на камеры видеонаблюдения, отечественную бытовую технику и софт. Умение ответить на эти и другие запросы покупателей — приоритет для любой компании, нацеленной на развитие в новых условиях. Это вопрос не только грамотного масштабирования, но и работы с клиентами, которые далеко не всегда подозревают о наличии отечественных аналогов привычным западным брендам.

Еще одна опция — расширение самой географии деятельности. Предпринимать шаги в этом направлении нужно аккуратно и с учетом всех особенностей региона, в том числе законодательных, социальных и этнических. К примеру, в Узбекистане придется отдельно согласовывать IP-адреса, которые будут доступны из России, и бизнес, не готовый к работе в этом направлении, лишь потеряет время и деньги. Средняя Азия была и остается неплохим подспорьем для первых этапов выхода на внешние рынки, потому рост деловой активности россиян в этом регионе будет отмечаться все чаще — в ситуации, когда про рынки Запада приходится забыть, Восток приобретает все большую актуальность.

Адаптация — ключ к успеху любого бизнеса, и кризис лишь усиливает необходимость изменений. Будь то новые рынки, платформы или сервисы, возможность преуспеть на них зависит от холодной головы и здорового расчета. Поэтому в нынешних условиях чрезмерная готовность посыпать голову пеплом или отказываться от планов — главный враг любого бизнесмена. И как после первичного шока приходит прояснение, так и после падения рынков — их рост, к которому нужно быть максимально готовым уже сегодня.