Через тернии — в Америку: как стартапу выйти на рынок США в условиях санкций

Через тернии — в Америку: как стартапу выйти на рынок США в условиях санкций
Фото: Alex Wong/Getty Images

Госдепартамент США намерен ввести второй раунд санкций против России. Сообщается, что это произойдет во вторник, 27 ноября. Второй пакет санкций, в частности, предполагает почти полное ограничение экспорта и импорта. Кажется, худшее время для вывода российского стартапа на американский рынок придумать сложно. Тем не менее, отказываться от выхода на рынок США не стоит, считает Екатерина Дорожкина, венчурный инвестор, сооснователь фонда Starta Ventures, CEO Starta Accelerator — акселератора для технологических компаний из России и Восточной Европы в Нью-Йорке. Стартапам нужно лишь осознать новые риски и способы их минимизировать — и заготовить запасной аэродром. Вот какие 3 проблемы нужно решить.


США — по-прежнему одна из наиболее привлекательных стран для российских предпринимателей, отличная среда для проектов на ранней стадии: здесь можно привлечь финансирование и повысить узнаваемость компании. Плюс это крупнейший IT-рынок, что помогает быстрее находить стратегических покупателей и партнеров. Зрелым проектам имеет смысл расширять географию и на страны Южной Америки — сегодня это один из самых быстрорастущих и перспективных рынков для технологических компаний.


Раздобыть визы для айтишников


Выходцам из России стало заметно сложнее получать американские рабочие визы. Проверки, которые прежде занимали 2-3 недели, теперь растягиваются на 7-8 месяцев, а число отказов растет даже в случаях, в которых раньше выносили положительное решение. Особенно трудно сегодня приходится IT-компаниям, которые занимаются кибербезопасностью.

Во время президентского срока Барака Обамы власти США предлагали законопроект о выдаче стартап-виз, но сейчас программа фактически заморожена. К тому же после введения антироссийских санкций осложнилась работа Российско-Американской торговой палаты (раньше туда часто обращались за визовой помощью).

Сейчас действеннее индивидуальный подход. Например, когда одна из IT-компаний — резидент акселератора Starta — получила от консульства США отказ в выдаче визы, мы обратились к конгрессмену нашего округа в Нью-Йорке. Конгрессмен поддержала нас: написала петицию, — и в результате проблему удалось решить. В этом одно из главных преимуществ специализированных акселераторов, ориентированных на Россию, — крупный акселератор не будет рассматривать каждый частный случай, и стартап просто не доедет до места.

В дальнейшем прохождение отбора в акселератор помогает, когда предприниматель хочет получить «визу талантов» (О1), — это дополнительный аргумент для консульства.


Очаровать банк


В последнее время многие предприниматели сталкиваются с тем, что американские банки, прежде лояльные к россиянам, стали относиться к ним более подозрительно. Например, Bank of America начал скрупулезнее проверять резидентский статус своих клиентов: если возникают сомнения, счета нередко блокируют. Мы знаем стартапы, чьи банковские аккаунты замораживали без объяснения причин. Кроме того, возникали ситуации, когда банки, уже открыв счет, уведомляли основателей о его одностороннем закрытии и предлагали получить деньги чеком.

Российской компании, чтобы открыть бизнес-счет в банке США, чаще всего придется сообщить идентификационный номер работодателя, представить банковское разрешение (корпоративный документ, который дает отдельным лицам право открывать счет от имени компании) и подтверждение адреса компании. Зарегистрировать бизнес на территории США не так просто — не каждый арендодатель станет выдавать так называемый Proof of Residence. С этой задачей могут помочь акселераторы. В практике Starta был случай, когда мы выдали такое подтверждение одному из наших участников, а позже представитель «Ситибанка» пришел к нам в офис, чтобы проверить, действительно ли стартап там базируется. Проверка прошла успешно, и это позволило компании открыть банковский счет.


Изучить психологию инвесторов


Политический фон снижает шансы российских стартапов на получение средств, но не сводит их к нулю. В нынешней ситуации все более значительную роль играет нетворкинг, с которым помогают фонды. С чем это связано? У выпускников американских вузов есть очевидные преимущества — они налаживают связи во время обучения, а полученный диплом дает дополнительные очки в глазах инвесторов. У бизнесменов, которые оказались в США в более зрелом возрасте, ситуация сложнее: часто у них нет нужных контактов. Кроме того, они не понимают психологию местных инвесторов — а это важно: прежде чем вложить деньги, инвесторы долго просчитывают налоговые и политические риски. В этом смысле фонд — хорошее подспорье: он выступает связующим звеном между стартапом и инвестором.