Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Разобраться

Чиновники хотят зарегулировать рынок онлайн-кинотеатров. Что происходит? (И выживет ли бизнес после изменений?)

Чиновники хотят зарегулировать рынок онлайн-кинотеатров. Что происходит? (И выживет ли бизнес после изменений?)
Фото: Geber86/istockphoto.com

Доходы онлайн-кинотеатров растут несколько лет подряд. Видимо, поэтому власти взялись за регулирование этого рынка: Госдума приняла в первом чтении закон об онлайн-кинотеатрах (точнее, поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Рассказываем, как устроен бизнес онлайн-кинотеатров, стоит ли в него инвестировать и что изменится в ближайшем будущем.


Как меняются правила получения прокатных удостоверений


В конце февраля СМИ сообщали, что Минкульт обязал онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения на показы фильмов, которые до 2017 года требовались только для офлайн-кинозалов. По словам экспертов, это создаст большие проблемы для бизнеса. Новые правила не касаются телеканалов, их онлайн-версий и онлайн-магазинов, продающих фильмы. Ещё в январе объединение крупнейших онлайн-кинотеатров страны — ассоциация «Интернет-видео» — попросило министра культуры Владимира Мединского исключить видеосервисы из поправок к закону. Но ответа на письмо не пришло. Новые правила убьют весь сектор рынка, считает гендиректор онлайн-кинотеатра TVzavr Марина Сурыгина: правообладатели, поставляющие видео для онлайн-кинотеатров, соцсетей и видеохостингов, должны будут платить 3,5 тысячи рублей за каждый фильм. Сопутствующие затраты могут составить миллионы рублей, говорит заместитель гендиректора по правовым вопросам ivi Михаил Платов. Ко всему прочему, Минкульт не сможет справиться с таким потоком заявок, поэтому документы наверняка будут приходить нескоро, рассказал Inc. глава «Интернет-видео», член экспертного совета Фонда кино Алексей Бырдин: в офлайне в год выходит несколько сот новинок, а в интернете — десятки тысяч, в то время как в ведомстве прокатными удостоверениями занимаются всего два человека.

1 марта Минкульт заявил, что новые правила неверно интерпретировали. Чиновники говорят, что получать прокатное удостоверение нужно будет, только если ресурс собирается показывать фильм, у которого такого документа нет. Например, если онлайн-кинотеатры приобрели у иностранного или российского правообладателя для показа на территории России контент, для которого прокатное удостоверение ранее не было получено. То есть прежде фильм не выпускался способами, предполагающими наличие такого документа. Новые правила касаются лишь фильмов, вышедших после 21 декабря 2016 года: онлайн-кинотеатры пока не обязали получать прокатные удостоверения на весь каталог. Но расходы, которые возникнут в связи с изменениями в правилах выдачи прокатных удостоверений, всё равно могут стать значительными, так как сервисы постоянно публикуют большое количество единиц контента, пояснил Inc. бывший главный редактор «Кинопоиска» и экс-медиадиректор ivi Михаил Клочков. Расходы могут быть не сопоставимые с целесообразностью ведения бизнеса, соглашается Бырдин.


Как зарабатывают онлайн-кинотеатры


В 2016 году онлайн-кинотеатры увеличили выручку, тенденция сохраняется несколько лет подряд. По итогам прошлого года больший рост доходов показала модель заработка, когда за доступ к контенту платят пользователи. Однако существенно увеличилась и рекламная выручка. Например, у Megogo количество платных пользователей за год возросло в 2,7 раза. Его общая выручка увеличилась на 71,5%, около 80% которых (574 млн рублей) приходится на рекламу. А у ivi доходы от платной модели и вовсе превысили рекламную выручку.

Ранее в информационно-аналитическом агентстве Telecom Daily говорили, что объем рынка онлайн-кинотеатров в России по итогам 2016 года может увеличиться на 17,5% — до 7,3 млрд рублей без НДС, где 4,6 млрд рублей приходится на доходы от рекламы, а 2,7 млрд рублей дает платная модель. По предварительным подсчётам J`son & Partners Consulting, в прошлом году доходы онлайн-кинотеатров, которые работают по рекламной модели, выросли на 19%, а ресурсов, работающих с платной моделью, — на 37%.

Несмотря на увеличение дохода от рекламы и подписок, большинство онлайн-кинотеатров остаются убыточными, рассказал «Ведомостям» руководитель одного из крупных кинотеатров. По его словам, инвесторы на протяжении нескольких лет вкладывали большие деньги в этот сектор, ожидая быстрого роста рынка, но надежды не оправдались. Он также добавил, что инвесторы давно готовы выходить из проектов, но не находят покупателей, готовых компенсировать их затраты. Многие не против найти покупателей, так как рынок растёт медленнее сделанных ранее прогнозов, подтвердил Inc. Клочков. При этом он добавил, что в последнее время такие настроения у бизнесменов сменяются планами по интенсивному развитию. Бырдин из «Интернет-видео» с ним соглашается: многие сервисы сейчас рапортуют об успехах: пользователи стали активнее платить за контент, и рентабельность начинает расти.

Крупнейший онлайн-кинотеатр ivi впервые вышел на операционную прибыль в 2015 году — впервые за 5 лет. Однако точные показатели представители сервиса не раскрыли. О выходе на прибыль заявлял онлайн-кинотеатр Tvigle, также не раскрывший показатели. В феврале о прибыли по итогам 2016 года заявляли в TVzavr. По данным компании, доходы сервиса составили 275 млн рублей, прибыль — 10 млн рублей. «Пока рынок находится на стадии роста, из-за больших инвестиций окупаемость в одном месяце может сменяться убытками в другом. Поэтому важнее общая динамика роста: насколько стремительно сервисы могут расти в доходах», — объясняет гендиректор Megogo Виктор Чеканов. По словам Бырдина, макроэкономические факторы вроде девальвации рубля сильно влияют на финансовые показатели: контент для пользователей дороже не становится, а ресурсы закупают его за доллар. Эксперт прогнозирует, что проекты должны окупиться в ближайшие годы, но на момент основания сервисов, конечно, предполагался более быстрый выход на прибыль.

Из-за развитого пиратства российский рынок нельзя назвать стабильным, говорят представители онлайн-кинотеатра TV1000Play. Пиратство — сильная головная боль для онлайн-кинотеатров, борются с ним не так быстро и эффективно, как ожидалось, говорит Бырдин из «Интернет-видео». Значительная часть пользователей не готова платить за контент. Услугами видео по запросу (VoD) или онлайн-кинотеатрами в 2016 году пользовались лишь 17% респондентов, опрошенных аналитической компанией iKS-Consulting (среди 2 тысяч жителей федеральных округов). В среднем в месяц они тратили около 400 рублей. Хотя рынок онлайн-видео в целом один из самых быстрорастущих, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, в 2017 году темпы роста увеличатся, так как на рынок выходят ТВ-операторы: их абонентские базы — потенциальная аудитория.

В феврале 2017 года оператор спутникового телевидения «Орион» запустил онлайн-кинотеатр в партнёрстве с ivi. Доступ к контенту осуществляется через ОТТ-сервис оператора «Телекарта-онлайн». Подписка на месяц стоит 199 рублей, при оплате за год — около 1200 рублей. А партнёром «Триколор ТВ» для развития собственного видеосервиса «Кино.Триколор ТВ» стал онлайн-кинотеатр TVzavr. От сотрудничества TVzavr рассчитывает увеличить доходы от рекламы и пользовательских платежей. По данным исследования компании, абоненты оператора готовы платить за просмотр фильмов.


Как ещё государство собирается регулировать онлайн-кинотеатры


Ещё в феврале Минкомсвязь и ФАС предложили смягчить закон об онлайн-кинотеатрах. Согласно документу, который приняла Госдума в первом чтении, иностранцы не смогут владеть более 20% аудиовизуальных сервисов, на которые ежедневно заходят более 100 тысяч человек по всей России или более 20 тысяч — в одном регионе страны. Чиновники также хотят обязать онлайн-кинотеатры регистрироваться в реестре Роскомнадзора, как сейчас это делают СМИ, в том числе электронные. Нынешняя формулировка подразумевает, что YouTube и соцсети тоже подпадают под ограничения, поскольку на них имеется не только пользовательский, но и профессиональный контент.

В нынешней версии законопроекта указано, что нововведения не распространяются на сервисы, которые предоставляют «доступ исключительно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями — физическими лицами». Минкомсвязь предлагает заменить слово «исключительно» на «преимущественно», выведя из-под действия закона соцсети и YouTube, где есть и контент компаний. Но пока этих изменений нет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает не распространять закон на ресурсы, у которых минимум половина пользователей живет в России или компания-организатор сервиса распространяет за рубежом продукцию, созданную в нашей стране. Эти предложения выведут из-под действия закона крупнейших легальных игроков, в том числе ivi, Megogo и Okko. Среди совладельцев этих ресурсов есть иностранцы, однако больше всего пользователей сервисов живет в России.

Закон, прошедший первое чтение, деформирует рынок, а инициативы ФАС, наоборот, логичны и направлены на поддержание российских онлайн-кинотеатров, считает гендиректор OKKO Иван Гродецкий. Бырдин из «Интернет-видео» соглашается, что Минкомсвязь и ФАС улучшат законопроект и избавят его от избыточных ограничений. Скоро увидим.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России