Дмитрий Щукин относился к профессии фотографа «суперскептично», пока не начал снимать виды Парижа, чтобы спастись от одиночества, — и за несколько лет превратился в популярного блогера. Сначала он зарабатывал на рекламе в Instagram, потом начал продавать готовые настройки для обработки фотографий — и наконец открыл собственный интернет-магазин фотофильтров с оборотом более 700 тыс. рублей в месяц. На вебинаре из серии Dumb Startup он рассказал, почему блогерам выгоднее работать в команде и снимать залитые солнцем пейзажи вместо мрачных урбанистических видов, как добиться спонсорского контракта с Volvo, если тебе еще никогда не платили за снимки, и почему Instagram и YouTube — это новый телевизор.
Instagram и YouTube — настоящий шоу-бизнес
Раньше продвигаться в Instagram было проще: не было рекламы, коммерческих аккаунтов, магазинов, и сама соцсеть больше ориентировалась на творчество. Например, была такая штука, как «рекомендованные пользователи»: администрация Instagram находила интересные аккаунты, подписывалась на них и в течение двух недель продвигала. Сейчас всё иначе: Instagram творчеством не интересуется и сам никого не продвигает.
YouTube превратился в филиал телевидения: у крупных телекомпаний там свои каналы с аудиторией в десятки миллионов человек, качество блогерского продакшена приближается к телевизионному (возьмите Druzhko Show, который за первые 3 дня набрал 2 млн просмотров: большая студия, операторы, графика). Мировые рекламные бюджеты на продвижение в сети приближаются к бюджетам на ТВ-рекламу.
Если сравнивать Instagram и YouTube, то фотография — это просто картинка, на которую люди смотрят ровно секунду. Видео требует, чтобы зрители потратили на него 10 минут своего времени, но если оно интересное, их вовлечённость в конечном счёте выше. YouTube может сделать вас медийной персоной, но это потребует серьёзных вложений — крутой идеи, качественного продакшена, личной харизмы и денег на рекламу у других блогеров.
В YouTube люди зарабатывают по 1,5-2 млн рублей за раз — это вполне соизмеримо с заработками блогеров в США. Но качество контента пока отстаёт: тренды приходят из Штатов, мы постоянно пытаемся их догнать. Там больше креатива — у нас больше труда.
Чтобы продвигаться, объединяйтесь
Получив первые 30 тыс. подписчиков, я начал активно общаться и сотрудничать с другими блогерами. У нас сложилась команда из четырех фотографов — это помогало набирать аудиторию и находить заказчиков.
Во-первых, мы вместе снимали, ездили в блогерские туры, а потом пиарили друг друга, отмечая на фотографиях, — так у каждого аудитория растет быстрее. Во-вторых, когда несколько блогеров объединяются для какого-то коммерческого проекта, они могут продавать заказчику совокупную аудиторию — не 150 тыс. подписчиков у каждого, а полмиллиона у всех сразу. А если они работают в разных жанрах, то могут предложить бренду больше вариантов интеграции.
В YouTube без сотрудничества с другими блогерами набирать подписчиков почти невозможно: даже если ты записываешь видео на суперхайповые темы и ставишь провокационные заголовки, люди не пойдут их смотреть без рекламы на уже раскрученных каналах.
Бренды любят свет и цвет
Мой первый коммерческий проект в Instagram — фототур по Европе, спонсированный российским представительством Volvo. Они не заказывали размещение снимков, просто предоставили нашей команде машину, но после этого тура коммерческие предложения так и посыпались. Всё дело в том, что раньше я фотографировал преимущественно городские виды, а это чаще всего всякие крыши, фонари — в общем, тёмная и коммерчески не интересная история. Брендам больше нравятся красивые, яркие, приятные глазу пейзажи, потому что в такие снимки проще интегрироваться. После того как у меня такие снимки появились, я получил сразу несколько предложений; не помню, какая компания первой мне заплатила, но это было в районе 10-15 тыс. рублей за фото.
Обратная сторона «красивой картинки»
Многие думают, что блогеры — это люди, которые просто «фоткают и рубят бабло». На самом деле рынок настолько конкурентный, что по-настоящему зарабатывают 30-40 человек на всю страну. И они реально батрачат: чтобы выкладывать 2-3 фотографии в день, нужно тратить несколько часов на обработку, если это коммерческие снимки — продумывать для них концепты, а чтобы находить заказчиков — постоянно заниматься продвижением, участвовать в конкурсах, развиваться.
Я как-то поехал в блогерский тур на открытие одного горнолыжного курорта. Сидим вечером с одной блогершей, и она говорит: «Так, надо идти фоткать прямо сейчас, вставай», — сфотографировалась в одной точке, в другой, приехала в номер и вместо SPA и ужина села обрабатывать фотографии, писать и согласовывать текст, чтобы выложить в нужное время по таймингу. Так что это не «сфоткал, выложил — класс» — а реальная работа.
FilterHero: продать свет и цвет всем
Аудиторию фотографа привлекает в том числе его манера обработки снимков — цвета, подача. Обработку можно свести к готовому набору настроек в фоторедакторе — это и будет авторский фильтр, и такие фильтры пользуются хорошим спросом. Два года назад ребята из американского магазина FilterGrade предложили мне продавать у них свои фильтры; сначала я решил, что это бред, — а потом подумал, что на одном Instagram жить тупо, и согласился.
Набор из 10-15 фильтров от топового фотографа стоит около $40, 30% от них забирает FilterGrade. Я был у них в рейтинге на 12 месте — но предложил сделать набор из 30 фильтров и отдавать площадке 50%, а за это попросил их продвигать меня. Ради этого они даже завели специальный раздел «Избранные фильтры» (изначально были только «Бестселлеры» и «Новые»). За 4 месяца я продал 568 фильтров и заработал $8 тыс. — всё благодаря тому, что просто сам предложил площадке хорошие условия.
Получив первые деньги, я начал искать что-то подобное в России, не нашёл — и сделал магазин фильтров FilterHero. Сейчас в его коллекции около 60 наборов фильтров стоимостью от 500 до 3 тыс. рублей; моя комиссия составляет 25%. Основной источник трафика — социальные сети: авторы фильтров сами приводят покупателей из числа своих подписчиков. Для сайта, который существует чуть больше трёх месяцев, трафик неплохой — 21 тыс. уникальных посетителей в месяц, около 700 в день. Но возвраты — всего 7,5%: человек, который купил себе хороший набор фильтров, не скоро придёт за следующим. За 3 месяца я сделал около 1,2 тыс. продаж на 2 млн рублей (это уже после вычета 4% комиссии платёжной системе и 6% УСН). 75% из них забирают авторы фильтров — я в итоге получаю около 150 тыс. рублей в месяц.
Переходите к супербыстрой реализации
Сайт FilterHero я сделал сам за 2,5 недели и 10 тыс. рублей (столько стоит годовой аккаунт на конструкторе сайтов Tilda). И, наверное, главный совет, который я могу дать тем, чьи бизнес-идеи как-то связаны с e-commerce, — научитесь делать сайты на Tilda. Просто научитесь прикручивать к ней PayPal — и тогда никто не сможет увести у вас гениальную идею, потому что вы супербыстро её реализуете.
Клиенты не приходят сами
Когда мне было 20 лет, у меня был маникюрный салон. И чтобы его продвигать, я сам заказывал листовки, забирал их из типографии, потом надевал ролики, брал банку клея и ездил по району, расклеивал эти листовки по подъездам.
Volvo не вышли на нашу блогерскую команду сами — это мы захотели поехать в фототур и начали искать спонсора. Отправляли письма всем, от Hyundai до Bentley. Mercedes, например, ответил, что идея прикольная, но в Европу хрен мы вам дадим машину, катайтесь по Кавказу или вот в Скандинавию съездите — 5 тыс. км, не больше. А Volvo согласилась: «Прикольная идея, давайте».
Всех фотографов, которые продают свои фильтры через FilterHero, я лично пригласил, убедив, что это интересно и выгодно. Да, я блогер, мне проще кого-то уговорить, но всё равно это прямые продажи: открываешь директ, пишешь письмо, показываешь цифры и кейсы, отвечаешь на вопросы.
Один из моих основных принципов — на самом деле ты нахрен никому не нужен. Если ты хочешь, чтобы у тебя что-то покупали, ты должен сам это предлагать. А если сидишь и ждёшь у моря погоды (что тебе позвонят и скажут: «ты классный, давай мы у тебя что-нибудь купим»), будешь ждать очень долго и останешься нищим.
Деньги требуют осознанности
Я никогда не относился к творчеству исключительно как к способу зарабатывания денег: если деньги являются единственной целью блогера, качество его работы падает. Но если ты достиг какого-то уровня и тебе начинают платить, отказываться от этого глупо.
Меня вдохновляют не миллиардеры типа Ричарда Брэнсона, которые со сцены рассказывают, как поднять задницу и начать что-то делать, а маленькие истории — про то, как кто-то действительно поднял задницу и что-то сделал. Пусть он заработал 10 тыс. рублей, зато его история не выглядит оторванной от реальности.
Я зарабатываю не самые большие деньги, но самый кайф для меня — что я помогаю зарабатывать и другим. А ещё до FilterHero у российских фотографов было не принято делиться своими фильтрами, и я верю, что теперь сама возможность приобрести качественный фильтр хотя бы немного повысит общий уровень фотографии в России.