Сотрудник просит переговорить с ним с глазу на глаз, и ваш худший кошмар внезапно становится явью: от вас уходит ценный специалист. Если отреагировать неправильно, вы точно лишитесь возможности сотрудничать в будущем, — а главное, рискуете настроить против себя весь коллектив. Можно ли избежать неприятных последствий такого увольнения? Шесть предпринимателей делятся своими советами о том, как обратить неприятную ситуацию во благо.
Будьте вежливы
«Сотрудники обращают внимание на то, как вы относитесь к тем, кто решил уйти. Даже если подчиненный вам не не нравился, а качество его работы оставляло желать лучшего, нужно следовать правилам хорошего тона», — говорит Люк Лю, генеральный директор компании-разработчика цифровых программ Albert. Ваша реакция на неприятные ситуации показывает вашим нынешним сотрудникам, чего от вас ждать в будущем. Не злитесь, а поблагодарите за сделанную работу.
«Скажите ему спасибо за то, что он сделал для вашей компании, вспоминайте об успехах и рассматривайте ситуацию как новую возможность. Пассивная, а тем более открытая агрессия лишь повредит моральному духу тех, кто пока остается с вами».
Предложите рекомендации
Если вы все еще злитесь, эта мысль вам вряд ли понравится, но помощь в поиске новой работы — отличный способ доказать сотрудникам, что они вам не безразличны. Вот почему Энгело Румора, владелец брокерской компании Realty Realty, делает все возможное, чтобы помочь бывшему члену команды двигаться дальше.
«Главное — проявить отзывчивость и предложить рекомендации для нового места работы, — говорит он. — Иногда мы предлагаем выплатить вперед зарплату за следующие две недели, без каких-либо санкций в случае неполной отработки, чтобы сотрудник спокойно искал себе другую работу, не чувствуя себя привязанным к месту».
Готовьтесь к увольнению сотрудника с первого дня найма
Едва ли при найме нового сотрудника вы всерьез ожидаете, что он останется с вами до самой пенсии. Конечно, это было бы прекрасно, но такое случается редко. Чтобы сделать процесс увольнения настолько безболезненным, насколько это возможно, готовьтесь к нему с самого начала.
«Всегда полезно бывает заключить договор об отказе от конкуренции. Я добавляю к нему перечень обязанностей по передаче дел, которые лягут на плечи сотрудника при увольнении», — говорит Эстебан Кадамани, соучредитель поставщика услуг по остеклению INFINITE WINDOWS LLC. «С самого начала важно сохранять прозрачные отношения с сотрудниками. В компании должно быть как минимум два человека, которые знают, как решить каждую задачу. Если один из них уволится, второй сможет выполнять его функции, пока вы не найдете замену».
Попробуйте его удержать
Адам Мендлер, основатель розничной сети офисной мебели Beverly Hills Chairs, предлагает не сразу принимать заявление. «Если это сотрудник, которого вы очень цените, постарайтесь его удержать, — говорит Мендлер. — Постарайтесь узнать, почему он уходит, и понять, можно ли решить ключевые проблемы. Если это стоит того, сделайте все, чтобы изменить ситуацию».
Попросите найти себе замену
«Нормально, когда сотрудник уходит к другим возможностям», — отмечает Джастин Бланшар, соучредитель веб-хостинга ServerMania Inc. Однако вам нужно успеть передать его обязанности кому-то, чтобы как можно быстрее вернуться к нормальному течению бизнес-процессов.
«Я не любитель сжигать мосты, поэтому всегда рад помочь сотрудникам выйти на новый этап карьеры, — говорит Бланшар. — В ответ я прошу их дать мне время найти замену, чтобы минимизировать ущерб».