Сотрудник просит переговорить с ним с глазу на глаз, и ваш худший кошмар внезапно становится явью: от вас уходит ценный специалист. Если отреагировать неправильно, вы точно лишитесь возможности сотрудничать в будущем, — а главное, рискуете настроить против себя весь коллектив. Можно ли избежать неприятных последствий такого увольнения? Шесть предпринимателей делятся своими советами о том, как обратить неприятную ситуацию во благо.
1
Будьте вежливы
«Сотрудники обращают внимание на то, как вы относитесь к тем, кто решил уйти. Даже если подчиненный вам не не нравился, а качество его работы оставляло желать лучшего, нужно следовать правилам хорошего тона», — говорит Люк Лю, генеральный директор компании-разработчика цифровых программ Albert. Ваша реакция на неприятные ситуации показывает вашим нынешним сотрудникам, чего от вас ждать в будущем. Не злитесь, а поблагодарите за сделанную работу.
«Скажите ему спасибо за то, что он сделал для вашей компании, вспоминайте об успехах и рассматривайте ситуацию как новую возможность. Пассивная, а тем более открытая агрессия лишь повредит моральному духу тех, кто пока остается с вами».
2
Предложите рекомендации
Если вы все еще злитесь, эта мысль вам вряд ли понравится, но помощь в поиске новой работы — отличный способ доказать сотрудникам, что они вам не безразличны. Вот почему Энгело Румора, владелец брокерской компании Realty Realty, делает все возможное, чтобы помочь бывшему члену команды двигаться дальше.
«Главное — проявить отзывчивость и предложить рекомендации для нового места работы, — говорит он. — Иногда мы предлагаем выплатить вперед зарплату за следующие две недели, без каких-либо санкций в случае неполной отработки, чтобы сотрудник спокойно искал себе другую работу, не чувствуя себя привязанным к месту».
3
Готовьтесь к увольнению сотрудника с первого дня найма
Едва ли при найме нового сотрудника вы всерьез ожидаете, что он останется с вами до самой пенсии. Конечно, это было бы прекрасно, но такое случается редко. Чтобы сделать процесс увольнения настолько безболезненным, насколько это возможно, готовьтесь к нему с самого начала.
«Всегда полезно бывает заключить договор об отказе от конкуренции. Я добавляю к нему перечень обязанностей по передаче дел, которые лягут на плечи сотрудника при увольнении», — говорит Эстебан Кадамани, соучредитель поставщика услуг по остеклению INFINITE WINDOWS LLC. «С самого начала важно сохранять прозрачные отношения с сотрудниками. В компании должно быть как минимум два человека, которые знают, как решить каждую задачу. Если один из них уволится, второй сможет выполнять его функции, пока вы не найдете замену».
4
Попробуйте его удержать
Адам Мендлер, основатель розничной сети офисной мебели Beverly Hills Chairs, предлагает не сразу принимать заявление. «Если это сотрудник, которого вы очень цените, постарайтесь его удержать, — говорит Мендлер. — Постарайтесь узнать, почему он уходит, и понять, можно ли решить ключевые проблемы. Если это стоит того, сделайте все, чтобы изменить ситуацию».
5
Попросите найти себе замену
«Нормально, когда сотрудник уходит к другим возможностям», — отмечает Джастин Бланшар, соучредитель веб-хостинга ServerMania Inc. Однако вам нужно успеть передать его обязанности кому-то, чтобы как можно быстрее вернуться к нормальному течению бизнес-процессов.
«Я не любитель сжигать мосты, поэтому всегда рад помочь сотрудникам выйти на новый этап карьеры, — говорит Бланшар. — В ответ я прошу их дать мне время найти замену, чтобы минимизировать ущерб».