Надежда Донских
автор Inc.
Устрицы, вегетарианские кафе, боулы, фо-бо и чаудеры, блины с фуа гра и черной икрой, вьетнамская, тайская, узбекская и армянская еда, — кажется, на московских фудмаркетах есть абсолютно все для гурманов. Формат таких пространств полюбился московской публике: за одни выходные особенно популярные площадки посещают несколько тысяч человек. Только за прошлый год в столице появилось 3 новых крупных фудмаркета, а этой весной в Москве состоялось долгожданное открытие «Депо» — огромного (площадью 11 тыс. кв. м) гастрономического пространства, которое пока работает в тестовом режиме. Фудмаркеты — тренд, который бизнес использует в своих интересах. Известные сети придумывают новые концепции, а новички-стартапы через популярный формат выходят на рынок. Inc. пообщался с владельцами нескольких точек и выяснил, как у них идут дела.
Первые фудмаркеты появились в Москве в 2013 году в формате гастрономических фестивалей. Первопроходцами были «Афиша еда» и «Маркет местной еды» Анастасии Колесниковой.
Они культивировали формат уличной фестивальной еды, который быстро стал популярным. «Людям захотелось такого же ощущения праздника в повседневной жизни», — говорит Колесникова.
С 2015 года в Москве начали открываться гастрономические пространства на месте исторических традиционных рынков (Даниловский, Усачевский). Также стали стремительно расти фудмаркеты на новых площадках (Центральный рынок на Трубной, «Вокруг света» на Никольской и т. д.).
Популярность фудмаркетов обусловлена двумя составляющими: доступным средним чеком (500-700 руб.) для посетителей и удобством такого формата для владельцев бизнеса, считает экс-директор Даниловского рынка и основатель фудмаркета StrEAT Максим Попов.
Хотя опытные рестораторы и присутствуют на фудмаркетах, все же большинство корнеров — стартапы. Для них это отличный шанс попробовать себя в ресторанном бизнесе.
Стартовые вложения, по подсчетам Inc., составляют от 3 млн руб. до 6 млн руб. (в зависимости от условий аренды в конкретном фудмаркете). Для сравнения, на открытие отдельного ресторана или кафе уйдет от 10 млн руб. Кроме того, владелец экономит на официантах — посетители заказывают и забирают еду у стойки. Маркетинговые расходы берет на себя фудмаркет — при удачном расположении высокий трафик, как правило, обеспечен.
«На наших площадках 60% корнеров — это новички, которые хотят попробовать себя в профессии. Их большой плюс в том, что у них нет каких-то четких регламентов. Они имеют возможность готовить так, как считают нужным. Плюс они делятся своей энергетической составляющей, что тоже важно для проекта», — говорит Попов.
Успех того или иного фудмаркета во многом зависит от месторасположения. Это должно быть место рядом с бизнес-центром (как EAT Market в деловом квартале «Красная Роза») или удачно выбранная локация в центре города (Центральный рынок на «Трубной», «Депо» рядом с метро «Белорусская»). Однако важно продумать концепцию места, ведь центр не всегда гарантия популярности пространства:
«На Кузнецком мосту есть фудмаркет на 2 этаже, с выручкой там у ребят не очень. Не была проведена аналитика аудитории. При этом есть Даниловский, который находится не в центре, но люди туда едут со всей Москвы. Я была бы рада, если бы в каждом спальном районе был свой фудкорт, но к таким маркетам очень большое требование: они должны быть на уровне центральных, а не упрощенной их версией», — говорит основательница «Маркета местной еды» Анастасия Колесникова.
Настоящий ажиотаж среди московской аудитории вызвал «Депо». Открытие ждали долго — больше года. В первые же выходные, когда «Депо» начал работать в тестовом режиме, это место посетили более 20 тыс. человек. Организаторы называют это пространство фудмоллом — чтобы подчеркнуть масштабность проекта: площадь составляет 11 тыс. кв. м.
Во избежание конкуренции внутри каждого фудмаркета корнеры специально подбирают с разными концепциями. Например, за кофе отвечает, как правило, кто-то один. Тематика заведений также не должна пересекаться. Чтобы привлечь посетителей, владельцы бизнеса придумывают новые концепции, которых ни у кого больше нет.
Анна Аркатова
ресторанный блогер
В «Депо» очень просторно, любопытно и приятно, если зайти сюда в будни. В выходные тут не протолкнуться, и теряете много времени на каждом этапе, начиная с очереди в гардероб и заканчивая ожиданием заказа. В будни же можно за 10-15 минут заказать несколько блюд и напитков в разных корнерах, купить сыров и фруктов домой, а также выпить вина, которым тут в рамках технического открытия угощают очень многие заведения.
Самыми интересными для меня были Тар-тар бар, Truffle (уже знакомый по Центральному рынку) и Cheese point. В первом месте я так пока ничего не купила из-за ресторанных цен, во втором попробовала артишок с трюфелем в сливочном соусе, а вот раклет в третьем оказался худшим из всех, что я пробовала: так ничтожно мало раклета я не видела еще нигде.
Странно, что при всём обилии заведений стран мира, в «Депо» нет индийской и французской кухни. Есть боулы, несколько веганских точек, несколько винных мест, фо-бо и чаудеры, грузинская и армянская еда, хороший выбор устриц,— в общем, сюда можно ходить много месяцев подряд и ни разу не повториться в выборе еды.
Одна из крупнейших сетей быстрого питания «Теремок» (более 300 точек по всей России) решила выйти на рынок фудмаркетов с новой концепцией. Владелец «Теремка» Михаил Гончаров прежде обращался с заявкой в ряд мест, но ему отказывали из-за несоответствия его блинных формату площадок.
«Нам отказывали на Даниловском, Усачевском и StrEAT, потому что их не устраивал исключительно громкий и известный бренд. Они не хотели ассоциаций со стандартным фудкортом», — рассказал Inc. Гончаров.
«Припёк»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2018 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО:«Депо»
СРЕДНИЙ ЧЕК: 600 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: премиальные блины с необычными начинками
Чтобы попасть на современные фудмаркеты, Гончаров открыл корнер в «Депо» под брендом «Припек», в меню которого — премиальные блины с необычными начинками. Их стоимость варьируется от 330 руб. за блин с камамбером, брусничным соусом и беконом до 2 222 руб. за блин с черной икрой. «В меню «Припека» нет ни одного блина из «Теремка», — комментирует Гончаров.
В первый же день работы «Депо» блины в «Припёке» попробовали около 150 посетителей (по данным компании).
Фудмаркеты славятся разнообразием кухонь мира, но вот русская еда, в отличие от популярной итальянской или азиатской, встречается не так часто. После открытия «Припёка» Михаил Гончаров написал в своем профиле в Facebook:
«Наконец-то, придя на гастромаркет, я не испытываю чувство жгучего стыда от того, что не вижу на нем удивительной русской кухни. Команда «Депо» поверила нам, и теперь там есть уголок русской кухни».
По мнению основателя «Теремка», рынку фудкортов в Москве далеко до перенасыщения: «Это отличная московская история, и у них огромное будущее. Цены будут падать, игроки будут становиться все более профессиональными. Надеюсь, что подобные проекты могут открыться почти на каждой крупной станции метро».
Владелец корнера «Гамарджоба Генацвале» Георгий Пипия уже имел опыт в традиционном ресторанном бизнесе: вместе с двоюродным братом они содержали ресторан с банкетным залом в Подмосковье.
В 2016 году Георгий открыл корнер на фудмаркете «Коньково», а чуть позже — на Центральном рынке.
Содержать точку на фудкорте оказалась намного выгоднее, чем ресторан. Открытие одного корнера обошлось Георгию в 3 млн руб.
«Гамарджоба Генацвале»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2016 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: Центральный рынок, «Коньково»
СРЕДНИЙ ЧЕК: 500 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: грузинская кухня в формате фаст-фуда
«Нам нужно было оборудовать всего лишь 20 кв. м и сделать дизайн. Мы не платили за мебель, за огромные посадочные места, помещение. При этом выручку можно делать почти ресторанную. И все маркетинговые расходы берет на себя площадка», — говорит он.
Словосочетание «грузинский фастфуд» режет слух гурманам. Однако спрос на грузинскую кухню в последние несколько лет распространился и на сети быстрого питания (все блюда готовят за 10-15 минут). Первопроходцами здесь были «Вай Мэ!», а позже этот формат прижился и на фудмаркетах:
«В традиционном восприятии грузинская кухня обычно ассоциируется с большими застольями, это не про быстрый прием пищи. Но практика показывает, что и фастфуд популярен, особенно среди офисных работников, которым захотелось в обед поесть грузинской еды, но нет времени идти в ресторан. У нас любая еда готовится минут 15».
По словам Георгия, текучка арендаторов на Центральном рынке огромная. С момента основания здесь сменились около 60% точек.
Avocado Point — первый бар в России, где из авокадо сделаны все блюда: салаты, тосты, горячее и даже десерты.
Концепция заведения у его основательницы Элины Осиповой родилась сама собой. Она год проучилась во Франции, где привыкла питаться правильно. Вернувшись домой, Элина обнаружила, что в Москве мало заведений, где можно найти блюда без специй и усилителей вкуса. Тогда она решила открыть свое кафе, пропагандирующее правильное питание.
«Avocado Point»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2017 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: Центральный рынок, «Садовый буфет», Eat Market
СРЕДНИЙ ЧЕК: 500-600 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: блюда из авокадо без добавления специй и усилителей вкуса
Avocado Point ассоциируется с вегетарианским кафе у тех, кто приходит сюда впервые, однако это не так. В меню есть блюда с мясом и рыбой. Просто они, как и вся остальная еда, приготовлены без специй. В десерты не добавляют сахар, вместо него используют натуральные подсластители.
Элина никогда не стремилась открыть свое отдельное кафе. Концепция фудмаркетов оказалась ей ближе: «Меньше проблем, больше возможностей, меньше затрат», — так она объясняет свой выбор.
По словам Элины, за одни выходные посетители Avocado Point оставляют около 400 чеков. Однако посещаемость в выходные и будни зависит от месторасположения конкретного маркета. Рядом с Eat Market, например, располагается много офисов и в будни посещаемость заметно выше, чем в выходные: офисные работники приходят сюда обедать.
АНАСТАСИЯ КОЛЕСНИКОВА
основательница «Маркета местной еды»
Чтобы быть успешным на фудмаркете, продукт должен быть не только вкусным, но и выразительным внешне, чтобы люди хотели его подержать в руках, сфотографировать. Также важна интересная концепция, чтобы фудмаркет очень хотел вас взять. Думаю, сейчас к корнерам требований больше, чем к ресторанам, просто риски чуть меньше.
Проект эклерной «Клер» появился в 2016 году. Его основательница Юлия Шмакова занимается кондитерским бизнесом с 2002 года — тогда она открыла кондитерскую «Шоколадное ателье» на Покровке, которая существует до сих пор.
Эклерная «Клер» — это собственное производство, 3 самостоятельные кофейни и корнер на Центральном рынке.
«Клер»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2016 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: Центральный рынок
СРЕДНИЙ ЧЕК: 700 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: эклеры собственного производства
Полная концепция эклерной складывается из трех составляющих: эклеры, кофе и цветы. «Идея заключается в том, что человек может купить коробочку эклеров, а заодно — кофе и недорогой букет из свежесобранных цветов», — рассказывает Элина.
Но чтобы выйти на фудкорт, пришлось урезать формат:
«Фудкорт накладывает много ограничений. На Центральном рынке мы не можем по условиям договора варить кофе и продавать цветы, потому что за это отвечают другие корнеры. Администрация рынка, таким образом, исключает конкуренцию между брендами».
С другой стороны, размеры корнера не позволили бы эклерной работать в полном формате:
«У нас площадь всего 9 кв. м, и мы продаем достаточно много эклеров. Если бы поставили туда еще кофемашину и цветы, было бы тяжело с точки зрения организации внутреннего пространства», — считает Юлия.
Эклерная будет развиваться в двух направлениях: в формате самостоятельного кафе и корнеров на фудмаркетах. «Оба направления для нас оказались успешными», — говорит основательница эклерной.
Избалованную гастрономическим разнообразием московскую публику уже не удивить новой бургерной, кофейней, суши-баром или устричной. А вот трюфельной — пока еще удивить можно.
Те, кто открывают точки впервые, стараются найти такую концепцию, которой точно еще ни у кого нет.
The Truffle
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2016 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: «Депо», Центральный рынок, Усачевский рынок
СРЕДНИЙ ЧЕК: 850 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: блюда с добавлением тертого трюфеля
Так решила поступить Екатерина Мальцева. Побывав на различных фудкортах, она не нашла точки, которая специализировалась бы на трюфелях: «Было понятно, что заходить с другой концепцией просто нет смысла: казалось, что на рынках есть все».
Екатерина создала концепцию и презентацию за одну неделю, а за 8 месяцев открыла корнеры на трех рынках: Усачевском, Центральном и в «Депо».
Трюфели Екатерина заказывает из Европы: «Много лет я занималась камнеобработкой и моя работа была очень тесно связана с Италией: заказывала оттуда мрамор, гранит. А родственники моих поставщиков, как случайно выяснилось, занимаются поиском трюфеля. Я поняла, что купить его будет легко», — рассказала она.
В блюда The Truffle добавляют по 1 г тертого трюфеля: «Этого достаточно, чтобы почувствовать вкус». Но за дополнительную стоимость (50 руб. за 1 г) количество деликатеса можно увеличить.
АНАСТАСИЯ КОЛЕСНИКОВА
основательница «Маркета местной еды»
Фудмаркеты как формат пришли из США. Там это становится мейнстримом, как торговые центры. Нет никакого дичайшего разнообразия, все сильно упрощено, в каждом закутке есть какие-то фудкорты, людей уже не так много. То же самое будет происходить у нас, единственное отличие нашей аудитории в том, что мы очень быстро перемалываем тренды и откатываем от них. По большей части люди начинают искать что-то новое и происходит отток. Поэтому, скорее всего, в ближайшие несколько лет интерес к фудмаркетам резко снизится.
«Человек и Пароход» — кофейня с собственным обжарочным производством. Основатель марки, Александр Залесский, сам ездит в Африку и Латинскую Америку в поиске зерна для будущего кофе.
Первый корнер «Человек и Пароход» появился на Даниловском рынке.
«Человек и Пароход»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2015 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: Даниловский рынок и StrEAT на «Автозаводской»
СРЕДНИЙ ЧЕК: 280 руб.
КОНЦЕПЦИЯ: кофе из свежеобжаренных зерен с моментальной подачей
«Это популярное место с большим трафиком. Поэтому кофемашина, бариста — все было рассчитано на большой поток и быструю отдачу. В фудкортах у нас самое топовое оборудование, чтобы успевать обслуживать клиентов. За день мы можем сварить до 500 чашек кофе, и машина должна работать бесперебойно. У нас никто не ждет свой кофе больше минуты», — говорит Александр.
Концепция заведения «Человек и пароход» прослеживается даже в его названии: оно говорит о значимости бариста и быстром приготовлении напитка. «Если мы и будем открывать отдельностоящую кофейню, то она, скорее всего, будет под другим названием».
В кофейне «Человек и Пароход» продают и десерты — те, которых нет в других точках. Это мини-десерты, чтобы было удобно держать пирожное в одной руке и кофе в другой.
Александр рассказывает, что на Даниловском рынке, несмотря на монополию, договориться с другими точками всегда можно: «Действуют джентльменские соглашения. Если кто-то хочет поставить в своем заведении кофемашину, к нам подходят и спрашивают, не будем ли мы против. Арендаторы знают друг друга очень давно, и здесь (в отличие от Центрального рынка. — Прим. Inc.) практически нет текучки».
Анна Аркатова
ресторанный блогер
Для меня главное на продуктовых рынках, помимо подходящих мне мест с едой, — это удобные, уютные столики вдали от шума. На Даниловском и Центральном рынках слишком тесно, темно, шумно и на виду. Очень нравится StrEAT хорошим выбором еды и уютными столиками, где не лавки, а стулья, а иногда и кресла с подушками. В «Депо» лучше садиться на 2 этаже, где и людей меньше, и обстановка более камерная.
Особняком во всех смыслах стоят традиционные рестораны, которые не изменяют своему формату, но явно рассчитывают на трафик от фудмаркетов. В такие места идут те, кто приехал на фудкорт ради атмосферы, но под конец решил отдохнуть в расслабленной обстановке заведения с традиционным обслуживанием.
«SimpleWine&Kitchen»
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2019 год
ФУД-ПРОСТРАНСТВО: «Депо»
СРЕДНИЙ ЧЕК: 2,5 тыс. руб.
КОНЦЕПЦИЯ: ресторан со средиземноморской кухней и винотекой
«Мы выбрали «Депо», потому что это место силы, крупный ресторанный кластер и интересное место с точки зрения истории. Это беспроигрышный вариант для бизнеса, потому что собрали много разных концепций, вокруг много бизнес-центров, жилых домов, недалеко до центра», — говорит бренд-директор ресторана SimpleWine&Kitchen Ольга Спирюгова.
Концепция места объединяет ресторан и винотеку ассортиментом более 600 наименований. За гастрономическую часть (микс испанских и скандинавских блюд) отвечает Адриан Кетглас, обладатель звезды Мишлен, известный кулинар и совладелец ресторанных проектов в нескольких странах мира.
Это второй проект SimpleWine&Kitchen в Москве. Несмотря на солидный средний чек в заведении (2,5 тыс. руб.), на трафик жаловаться не приходится, однако летом, по словам Ольги Спирюговой, число посетителей должно увеличиться в 2-3 раза за счет открытия веранды.