«Мы приняли решение нанять СЕО»: как соосновательницы Eggsellent ведут бизнес с равными долями

Разобраться • 27 мая 2025

«Мы приняли решение нанять СЕО»: как соосновательницы Eggsellent ведут бизнес с равными долями

«Мы приняли решение нанять СЕО»: как соосновательницы Eggsellent ведут бизнес с равными долями

Текст: Елизавета Пикулицкая

Иллюстрация: Петр Галицкий


Светлана Михалева и Полина Юрова не планировали становиться предпринимательницами. Их первым совместным проектом стала подработка на выходных — девушки вместе готовили завтраки в ресторане. Вскоре из случайной инициативы вырос их общий проект — Eggsellent. За время сотрудничества соосновательницы прошли через партнерские сессии, разделение ролей и даже поиск нового главы компании. Каково это — строить свой бизнес с партнером, и в чем залог успешного сотрудничества — девушки рассказывают в новом материале «Инк.».

Светлана Михалева и Полина Юрова не планировали становиться предпринимательницами. Их первым совместным проектом стала подработка на выходных — девушки вместе готовили завтраки в ресторане. Вскоре из случайной инициативы вырос их общий проект — Eggsellent. За время сотрудничества соосновательницы прошли через партнерские сессии, разделение ролей и даже поиск нового главы компании. Каково это — строить свой бизнес с партнером, и в чем залог успешного сотрудничества — девушки рассказывают в новом материале «Инк.».


Eggsellent в цифрах:

>500 млн — руб. — оборот в 2024 году

4 — кафе открыто. Из них 2 в Москве и 2 — в Санкт-Петербурге

2017 год запуска проекта

1200-1500 — руб. — средний чек

110 сотрудников численность команды

35% доли бизнеса у Полины

35% доли бизнеса у Светы

30% доли бизнеса у их инвестора — Анны

Источник: данные сервиса «Руспрофайл»



Eggsellent в цифрах:

Источник: данные сервиса «Руспрофайл»


>500 млн

руб. — оборот в 2024 году


4

кафе открыто. Из них 2 в Москве и 2 — в Санкт-Петербурге


2017

год запуска проекта


1200-1500

руб. — средний чек


110

сотрудников численность команды


35%

доли бизнеса у Полины


35%

доли бизнеса у Светы


30%

доли бизнеса у их инвестора — Анны

Полина и Света познакомились в 2017 году. Тогда знакомые Полины из ресторана L.E.S искали кого-то, кто мог бы готовить завтраки в формате бранчей по выходным. Полина, ex-управляющая кафе Durum Durum и бывший бренд-менеджер «Чайхоны № 1», взялась подбирать кандидатов.

Когда желающих не нашлось, предприимчивая Полина решила взяться за дело сама. На помощь она позвала Светлану — до этого девушки виделись всего раз, но Света все равно согласилась. Сегодня она вспоминает: «В момент нашей встречи у меня был ужасный период в жизни: не было ни денег, ни парня, ни работы. Я уверена, что будь у меня что-либо из этого списка, я бы никогда не согласилась на этот завтрак».

Так случайная подработка превратилась в общий бизнес. Подробнее о том, через что соосновательницы проходили по пути к открытию собственной сети кафе, можно прочитать в нашем материале.

Про работу в команде

Полина

Я помню, что после того завтрака в «Лесу» сразу случился успех, которого мы не ждали. Не финансовый, а в количестве гостей и эмоций. Помню, как мы стояли у входа в кофейню, закрывались и курили. Я подумала, что нам нужно устраивать завтраки каждые выходные, а более рассудительная Света сказала, что сначала нужно все посчитать.

Света

А я помню, что в самую первую нашу встречу Полина меня невероятно напрягла. В тот день мы встретились выпить кофе, и она вылила на меня все свои проблемы — что расставалась с парнем, сошлась снова, что работы нет, потому что ее кафе закрылось. Она пошла в офис, в офисе ей скучно. Спасибо, конечно, что сообщила, но мне не то чтобы было важно это знать. Здесь очень важен «эффект бабочки», который произошел у нас.

Сегодня у нас с Полиной полностью партнерские отношения: мы сошлись, мы в этом мире нашли друг друга.

Полина

Несмотря на первое недопонимание, мы со Светой быстро сработались. Перед первым завтраком у нас была целая неделя подготовки: за это время мы придумали как будет выглядеть меню, кто за что отвечает: кто ищет вилки, кто ложки. Это был очень естественный, классный процесс. Не было ощущения, что нужно было перепроверить то, что делает Света, или что кто-то ведет. Мы делили ответственность и роли пополам, и никому не нужно было «тянуть» другого.

Для нас бизнес — это во многом это про ответственность, которую мы испытываем друг перед другом. Про желание не подвести. Мы сошлись в понимании прекрасного в отношении к делу, которым занимаемся. И до сих пор на этом едем.

О юридическом оформлении и равных долях

Света

Через год, когда пошли усложнения этой «игры», мы стали зарабатывать какие-то деньги и могли позволить себе куда-то уезжать. Когда ты уезжаешь, не работаешь руками на кухне или в зале. Между нами был конфликт: почему кто-то работает, кто-то нет, а получаем одинаково.

Тогда мы впервые начали разделять между собой «должность» и «совладение». За должность есть зарплата, за совладение — дивиденды. Дивиденды всегда 50 на 50, потому что наш проект построен умами двух людей. Но есть и время непосредственно на работе, за которое мы тоже получаем зарплату. Тогда это было около пяти тысяч рублей в день за то, что ты стоишь на кухне.

В тот же период мы искали инвестора. Перед тем, как впустить его в свой бизнес, мы говорили с «большими» людьми, чтобы решить, как это должно быть устроено. Тогда мы встречались с Полининым знакомым, советником Грефа в одно время. Мы сказали ему, что хотим получить на проект пятнадцать миллионов и спросили, что нам нужно для этого сделать. И он ответил: «Вам надо договориться так, чтобы вы не чувствовали себя несправедливо обманутыми». Я это запомнила, и теперь говорю это всем, кто приходит ко мне с таким же вопросом.

Сегодня вместе с Полиной и Светланой развитием проекта занимается бизнес-ангел Анна Бачина. Согласно данным «Руспрофайл», учредителем ООО «Девушки с Яйцами» она стала в феврале 2020 года. Бачиной принадлежит 30% компании, Полине и Свете — по 35%.

Полина

Мы вкладываем все в наш единственный бизнес. Если бы у нас было другое распределение долей, мы бы быстро потеряли интерес к этому. Потому что все-таки финансовые результаты — показатель твоей работы, и он очень важный.

О корпоративной сессии

Света

Когда у нас появился инвестор, мы с Полиной сходили на корпоративную сессию к известному бизнес-консультанту, сейчас он довольно популярный, а на тот момент только начинал. Но даже тогда мы не тянули его по стоимости.

А потом он случайно шел по Покровке, пока я курила у кафе в перерыве. К нам стояла очередь, он увидел ее и спросил, что здесь происходит. Я ему рассказала, что это наш бизнес, и клиенты ждут заказ. После этого он пригласил нас к себе и сказал, мол, о деньгах договоримся.

Когда мы пришли на консультацию, перед началом сессии нас по отдельности завели к себе в кабинет на разговор: спросили о целях и что «болит» больше всего. Мы по отдельности сказали, и в течение сессии консультант, зная, чего хочу я, очень осторожно делал на этом акценты. И получалось так, что я это считываю, а Полина — нет, ведь для нее это звучит как очередной вопрос из множества других.

На сессии мы обговаривали все: как можно друг друга уволить, что мы делаем, когда кто-то рожает или уходит в ретрит на три месяца на Бали.

На той сессии мы долго спорили по поводу ребенка — кто сколько денег получает, если уходит в декрет. Прямо час, наверное, со слезами, от и до.

Полина

Я хотела иметь возможность получать зарплату в декрете: я же работала на компанию, и компания мне немножко должна помочь. А потом я заново вернусь. А Света говорила, что нет, зарплаты нет, только дивиденды.

Света

Я считала, что раз ты в декрете и не работаешь, а бизнес стоит, значит я беру твою зарплату и нанимаю другого человека. Может не на 100% зарплаты, а на какую-то часть.

Полина

Дивиденды — это супер, но у нас были моменты, когда их не было вообще. Какой-то завтрак не пошел или что-то неправильно закупили. И я защищала позицию, что у меня должна быть какая-то зарплата, ведь я столько своих жизненных сил отдаю компании. Света ведь тоже когда-то пойдет в декрет, и ей точно так же нужно будет чувство безопасности. В конце концов мы договорились, что какой-то кусок зарплаты все же останется.

Света

Это было похоже на работу хорошего семейного психолога. Мы тогда многое проговорили. Даже сейчас я часто ссылаюсь на корпоративное соглашение, хотя ему уже больше пяти лет. Плюс есть инвестор, и если что-то происходит, я могу сослаться на этот документ и объяснить ему, почему было принято такое решение.

Полина

Невозможно оценить, кто больше и качественнее работает, кто больше компании приносит денег. Это не считается количеством прочитанных сообщений и временем в офисе. Нам важно было договориться — именно договориться — что мы работаем одинаково хорошо. И тогда становится спокойнее и понятнее, почему у нас зарплата одинаковая.

Есть такое правило: надо всегда думать о том, что твой партнер точно так же, как и ты, хочет только лучшего для компании. Это просто база. Если ты в момент конфликта остановишься и вспомнишь это, многое будет легче принять.

Например, если Света приходит и говорит: «Я хочу в нашем меню панкейки с черной икрой», я ей отвечаю: «Слушай, я переживаю за восприятие нашей аудитории». Но я не буду класть вето на эту идею.

О ролях в бизнесе и изменении архитектуры компании

Света

Мы занимаемся разным. «Большие вещи» мы согласовываем вместе. По документам я генеральный директор, но я не могу принять решение, которое «аффектит» компанию без Полининого согласия.

24-й год мы посвятили смене архитектуры нашей оргструктуры, потому что мы растем, и процессы нужно усложнять. Но хочется усложнять не бюрократией, а ради скорости.

Полина

Мы всегда четко делили наши обязанности, но сейчас все сильно переплетается. Сегодня мы пытаемся выделиться из структуры и стать не ко-СЕО или соуправляющими, а именно совладельцами бизнеса. Это нужно, чтобы заниматься развитием и стратегическими шагами и открывать больше кафе, поставить на свое место одного человека, а не двух.

Света

Я встречалась с разными чарт-консультантами, и мне сказали, что особенность нашей компании заключается в том, что мы — два управляющих партнера. И у нас никто не сильнее, мы равны. И это с одной стороны плюс, с другой — минус. Наши коллеги никогда не знают, чье слово финальное.

Недавно я поняла, что у нас мои сотрудники существуют отдельно от сотрудников Полины. Как принять решение и кто важнее — маркетинг, который говорит, что за семь тысяч мы не продадим пасхальный кулич, или операционка, которая говорит, что дешевле семи тысяч «тупо» продавать.

Но мы с Полиной уже приняли решение выходить из операционки полностью и взять себе одного CEO из нашей компании. И мы будем только «стратегическими ребятами».

Сейчас я даю обратную связь по сотрудникам каждый месяц. Принимаю участие в запуске какого-то направления по автоматизации. Прихожу на звонок по HR-задачам. Но с апреля мы начали онбординг нового человека. Посмотрим, как изменится компания, когда дуальность уйдет и когда две головы станут одной.

Полина

Не хочу, чтобы это звучало как-то, что мы выходим из бизнеса. Мне кажется, нам обоим все еще интересно и мы просто займемся чем-то большим, чем отвечать на пулеметную очередь сообщений.

О коммуникации вне работы

Света

У нас был период, когда мы пытались дружить. Раньше я ходила к Полине в гости, но в какой-то момент перестала, потому что мы все время обсуждали работу. Но мы не могли не говорить о ней. Меня это невероятно бесило. Я думала: «Господи, давай что-то другое обсудим, молю».

Полина

У Светы есть две сестры и иногда она называет меня третьей сестрой…

Света

…я никуда не могу ее деть.

О планах на 2025

Света

Мы планируем строить еще два кафе. Уже наняли финансового директора и сейчас работаем с СЕО — это нужно чтобы повысить эффективность компании. Налоговая реформа 25-го года ее подбила, как и инфляция, за которой последовал рост цен у поставщиков.

Мы планируем расширять свою команду, но не то чтобы очень сильно — это скорее связано с открытием новых точек. Также «ставим» на рост интернет-магазина. Еще в конце апреля у нас вышло второе издание нашей книги. Будем дальше ее продавать большим тиражом и работать на то, чтобы интернет-магазин стал нашим дополнительным «юнитом». Потому что попробовать нас можно в Москве и Петербурге, а прикоснуться в других городах — только через продукты из интернет-магазина.

Мы также думаем над фабрикой нашей кухни, так как это должно помочь нам улучшить стандартизацию блюд и готовить их из заготовок заранее. Но для этого надо открыть четыре кафе.

Полина

Еще мы думаем про позиционирование нашего меню и хотим добавлять более сбалансированные блюда. Есть перцепция, что у нас достаточно много калорийных блюд. Это не совсем так, но мы работаем с меню и наполняемостью.

Кроме того, у нас нет десертов как отдельной категории, и мы хотим ее добавить. Надеюсь у нас появится заготовка для них в одном из кафе.

В этом году проект Eggsellent планирует открыть еще одно новое кафе в Москве. В компании считают, что у рынка общепита в столице — большой потенциал.

Светлана планирует сосредоточиться на развитии продуктовой линейки интернет-магазина, повышении компетенций ключевых сотрудников и постепенном выходе из операционной деятельности.

Полина же займется передачей разработки новых блюд бренд-шефу и будет работать над тем, чтобы завтраки в их заведении воспринимались шире — не только как «жирные булки». Также девушка готовится к запуску третьего кафе в Москве. В будущем Полина мечтает об отметке BIB Gourmand, но ее сейчас не присуждают в России.

Света

Кафе — это высокооперационный бизнес. Его сложно сделать классным и прибыльным. Классным может быть еще легко, а вот прибыльным — это прям сложно. Учитывая и ставки аренды, и ставки людей, и количество сотрудников, которые у тебя работают в смену.

Полина

Очень много человеческого фактора, с которым надо работать постоянно. Очень легкий порог входа — казалось бы, взял, открыл кафе, нанял команду. Но дальше надо иметь большое терпение и реально любить то, что ты делаешь. Потому что это постоянная **** (проблема) жить с этим, простите.