FAQ: как заработать на уличной еде летом (и сделать клиентов счастливыми)

FAQ: как заработать на уличной еде летом (и сделать клиентов счастливыми)
Иллюстрация: Наташа Джола

Стритфуд — общемировой гастрономический тренд последнего десятилетия. Рынок уличной еды растет и в России (среди лидеров — Москва с ежегодным приростом в 3-5%), а меню фуд-траков, павильонов и киосков давно не ограничивается хот-догами и шаурмой. Стритфуд не требует больших вложений, быстро окупается, привлекает инвесторов и предпринимателей. Но есть и риски: концепция бизнеса может оказаться проигрышной, а инвестиции — невозвратными. Владельцы уличных закусочных и эксперты гастрономического бизнеса рассказали Inc., где лучше всего кормить клиентов, для чего вам понадобятся «многорукие люди» и почему первое время владельцу, скорее всего, придется стоять за стойкой самому.

С чего начать?

Любой бизнес начинается с идеи, и стритфуд — не исключение. Для российских предпринимателей источником вдохновения нередко становятся поездки за рубеж, где уличная еда отличается большим разнообразием: попробовал что-то вкусное, влюбился и решил сделать то же самое в своем городе. Так поступил Алексей Семёнушкин, основавший в Москве сеть по продаже корейских паровых булочек «Пян-Се». Идею он подсмотрел во Владивостоке, где эта разновидность уличной еды давно набрала большую популярность.

Можно также проанализировать мировые тренды и лучшие практики в других странах. Если, к примеру, в США набирает популярность какая-то разновидность стритфуда, велика вероятность, что эта тенденция дойдет и до нас. По этому пути пошли, например, основатели московской закусочной Soul in the Bowl Андрей Филичев и Екатерина Холопова. Они сделали ставку на набирающий мировую популярность гавайский стритфуд «поке» — сочетание свежей, слегка замаринованной рыбы, риса и овощей. Здесь главное — попасть на нужную волну и не нарваться на сиюминутное веяние, о котором уже завтра все благополучно забудут.

Определившись с идеей, нужно детально прописать концепцию своего бизнеса. Алексей Семёнушкин советует первым делом определить портрет вашего потребителя (его возраст и доход) и только потом делать следующий шаг — приступать к поиску локации, подбору персонала и открытию точки. «Мы, например, сделали упор на людей среднего возраста и среднего достатка. Исходя из этого, определили цену (она также средняя по рынку — гамбургер стоил дороже) и способы продвижения своего продукта», — говорит Семёнушкин. По его словам, главная фишка «Пян-Се» — время подачи блюда, которое обычно не превышает 20 секунд (из-за этого в заведении практически не бывает очередей).

Основатель проекта «Местная еда» и фуд-инкубатора «Школа гастрономического бизнеса» Анастасия Колесникова советует при выборе концепции не забывать о запросах ваших потенциальных покупателей. «Проекты, основанные исключительно на личных представлениях их создателей об идеальном продукте, без учета реальной ситуации на рынке и понимания запросов и проблем покупателей, очень быстро прогорают»,— предупреждает Колесникова. Она рекомендует не только следить за трендами, но и изучить маркетинговые отчеты, а также понаблюдать за конкурентами, — «и тогда вы не ошибетесь в выборе продукта и концепции».


Анастасия Колесникова

основатель «Местной еды» и «Школы гастрономического бизнеса»

Одна из главных ошибок предпринимателей — сконцентрироваться на своем продукте и потом усиленно пытаться его всем продать. На самом деле, начинать надо с людей, — понять, чего же им не хватает и как ваш бизнес мог бы им помочь. Поэтому, продумывая концепцию, первым делом задайте себе вопрос: чего конкретно не хватает людям там, где вы собираетесь открывать свое дело. И тогда клиенты вам гарантированы.

Как выбрать место?

Для начала стоит протестировать свою идею на городских фестивалях. Например, в столице одна из удобных площадок для старта — маркет «Местная еда», уверен сооснователь Soul in the Bowl Андрей Филичев. Если тест оказался успешным — стоит задуматься о своем постоянном месте. Выбор локации зависит от многих составляющих — продукта, целевой аудитории и среднего чека, — но наименее затратные и рискованные — рынки и фудкорты.

Анастасия Колесникова считает, что при выборе места для закусочной лучше отталкиваться от ее бизнес-модели. В случае со стритфудом их может быть две: либо вы зарабатываете за счет высокой наценки (и тогда можно устроиться в менее людном месте, где аренда пониже), либо делаете ставку на большой оборот (а значит, сможете позволить себе маленькую маржу). Именно такие варианты с хорошим пешеходным трафиком и скоплением людей старается выбирать для своих точек основатель «Пян-Се». Закусочные Семёнушкина располагаются в парках и бизнес-центрах, а свою первую точку он открыл на ВДНХ.

По словам Колесниковой, при выборе локации важно также, чтобы в этом месте обитали ваши потенциальные клиенты. «Например, вы решили продавать лобстер-роллы. Кто может оценить этот продукт? Наверное, это менеджеры среднего звена — люди, которые немного разбираются в гастрономии и у которых есть возможность купить этот продукт (он не самый дешевый). А значит, хорошим вариантом для вас станет какой-нибудь бизнес-центр», — говорит основатель «Местной еды».

Какой понадобится персонал и где его искать?

Начинающему стритфуд-проекту нужны «универсальные, многорукие и очень талантливые люди». Ведь им придется целый день готовить и продавать сотни порций еды. От общего объема продаж зависит и число людей на точке. «Если закусочная способна продать за день, скажем, 300 порций, — вам понадобятся 1 повар и 1 кассир. Если же спрос исчисляется 1 тыс. и более порций, то и число работников, скорее всего, придется удвоить», — говорит Колесникова из «Местной еды».

По этому принципу работают закусочные «Пян-Се»: на точке зачастую работает 1 кассир — он успевает за день продать 200-300 порций. «Есть и рекордсмены, которые по 500 штук в день могут продавать. Но там, где большой трафик, мы ставим по 2-3 человека», — говорит основатель сети Алексей Семёнушкин.

Согласно законодательству, у персонала нестационарной закусочной должны быть медкнижка и гражданство РФ. Но найти опытных и добросовестных работников (особенно начинающим стартапам) бывает непросто. По словам опрошенных Inc. предпринимателей, лучше всего использовать для поиска «сарафанное радио», профильные группы в соцсетях и сайты по поиску работы. Хотя зачастую, по словам Анастасии Колесниковой, первый год (а иногда и больше) владельцу закусочной приходится работать самому либо же просить постоять за стойкой жену или родственников. Иначе экономика проекта может просто не сложиться.

Сколько и во что потребуется вложить?

Все зависит от того, чем вы собираетесь торговать: одно дело — разливать лимонад, совсем другое — жарить бургеры. Но на этапе запуска ваши затраты, скорее всего, потянут на 1-1,5 млн рублей, оценивают игроки рынка (хотя на открытие небольшой кофейни может хватить и 500 тыс. рублей). Некоторые предприниматели также обзаводятся собственным заготовочным цехом или фабрикой-кухней, — в этом случае бюджет может вырасти и до 3-5 млн рублей.

Понадобятся инвестиции в брендинг, разработку меню и оборудование. Последняя статья — обычно самая затратная (одна кофемашина потянет на 150 тыс. рублей и выше). «Можно, конечно, сэкономить и купить подержанное оборудование у закрывшихся кафе и ресторанов, но нужно в нем хорошо разбираться или иметь человека, который с этим поможет. Иначе есть риск потратить в несколько раз больше сэкономленных денег на ремонт», — предупреждает Екатерина Холопова из Soul in the Bowl.

Анастасия Колесникова советует быть особенно осторожным с электрическим оборудованием — его перед покупкой с рук стоит показать специалисту. «Есть такой показатель, как нормы включения, — говорит основатель «Местной еды». — Предположим, плита рассчитана на 10 тыс. включений, — к моменту вашей покупки ее ресурс может уже исчерпаться, а значит, вы сразу же будете ее чинить». Определиться с оборудованием Колесникова рекомендует еще до того, как вы приступите к поиску помещения. «От этого зависит, какая площадь вам нужна и сколько киловатт электричества вам понадобится», — поясняет она.

Алексей Семёнушкин советует при заказе оборудования у поставщиков заранее планировать сроки доставки. «Например, поставка холодильного оборудования может занять 2-3 недели, а бамбуковые пароварки нам изготавливают в Китае — их приходится ждать до 3-х месяцев», — говорит основатель «Пян-Се».

Как оформить бизнес?

Первым делом нужно пойти в налоговую и зарегистрироваться как юридическое лицо (ООО) или ИП, рассказывает Алексей Семёнушкин. Затем — открыть расчетный счет в банке и подать в налоговую службу документы на обособленное подразделение (в той локации, где вы открываете точку). Как только разрешение получено (обычно на это уходит 2-3 недели) — покупаете кассу, ставите ее на учет и начинаете торговать. Если ваш формат предполагает продажу алкоголя, планируйте больше времени на получение лицензии. «В Москве запрещена уличная торговля — нужен киоск или стационарное помещение. Мы решили работать на маленьких площадях — в киосках», — говорит Семёнушкин.

По мнению Андрея Филичева из Soul in the Bowl, для работы одной закусочной достаточно будет зарегистрировать ИП на упрощенной системе налогообложения. «А вот выбрать схему — налог с доходов, доходы минус расходы или патент — можно будет после расчета финансовой модели», — говорит он. Если же вы планируете развивать сеть закусочных и привлекать инвестиции — стоит зарегистрировать ООО. Список всех необходимых документов есть на сайте налоговой службы.


Список документов для торговли уличной едой:


уведомление в Роспотребнадзор о начале осуществления деятельности;

личные медицинские книжки на работающий персонал с полными данными медицинских осмотров и обследований, отметкой о прохождении гигиенического обучения (оригинал);

документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность пищевых продуктов, воды и посуды: декларации о соответствии/сертификаты на продукцию, вырабатываемую по техническим регламентам и предусмотренные соответствующими регламентами;

журналы, необходимые в соответствии с СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно: журнал контроля температуры холодильного и морозильного оборудования; бракеражный журнал; журнал осмотра рук, открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний; журнал учета использования фритюрных жиров (если используются).

По данным фуд-инкубатора «Школа гастрономического бизнеса»

Что насчет маркетинга? Как и где лучше продвигаться?

В стритфуде лучше всего работает локальный маркетинг. «Это работа с теми, кто уже есть рядом, – им проще к вам дойти, чем всем остальным», — говорит Анастасия Колесникова из «Местной еды». По ее словам, хорошо работают флаеры и карточки с бесплатным первым напитком, — нужно любыми способами привлечь людей к первой покупке вашего продукта. Не забудьте также потрудиться над внешним оформлением своей точки: сделайте заметную вывеску, повесьте шарики или цветы, чтобы привлечь проходящий трафик.

Обязательный минимум для любого бизнеса — страницы в двух соцсетях. Колесникова советует выбирать из Facebook, Instagram, «ВКонтакте» и «Одноклассников» — в зависимости от региона и вашей целевой аудитории. Помимо контактной информации и сообщений для клиентов, в соцсетях полезно публиковать видеоролики с рецептами, заснятым процессом приготовления ваших блюд, поздравлениями с праздниками. Не забудьте и про геолокацию — отметьте себя на картах «Яндекс» и Google. Екатерина Холопова из Soul in the Bowl советует также обратить внимание на рейтинговые сервисы: TripAdvisor, Foursquare, «Афиша.Рестораны». «Любой человек отдаст предпочтение проверенной еде с хорошими рекомендациями», — поясняет она.

Однако, по словам предпринимателей, сильно надеяться на соцсети все же не стоит — из них, даже при условии размещения рекламы, все равно приходит небольшая доля трафика. «Чтобы о вас узнало как можно больше людей, стоит создавать инфоповоды и регулярно появляться в СМИ», — считает Холопова. О важности публикаций в прессе говорит и Семёнушкин из «Пян-Се» — свои первые точки он продвигал с помощью СМИ, но сейчас, когда бизнес разросся, делает основной упор на соцсети.

«На начальном этапе вашим главным маркетинговым инструментом и основным каналом коммуникации должен быть ваш продукт, — подчеркивает Анастасия Колесникова из «Местной еды». — Если вы соблюдаете технологию и наладили классный сервис, а ваш продукт протестирован и нравится людям, — все будет хорошо. Клиент купил — ему понравилось, купил еще — рассказал друзьям, включился эффект «сарафанного радио».

Сколько можно заработать? Как быстро вернутся инвестиции?

В этом бизнесе очень много факторов риска. «К примеру, хороший проект, открытый не в том месте, легко может прогореть. Должны «сойтись звезды», — говорит сооснователь Soul in the Bowl Андрей Филичев. По его оценкам, на стритфуде можно зарабатывать от 50 тыс. рублей до 1 млн рублей в месяц, «но можно и вовсе не зарабатывать, а генерировать убытки». Нормой для возврата инвестиций Филичев считает срок от 5 до 15 месяцев. «Денежный цикл в ресторанной индустрии довольно короткий», — говорит он.

Алексею Семёнушкину из «Пян-Се» на то, чтобы отбить первые инвестиции в 1,5 млн рублей, понадобилось около 1,5 лет. «Для нас оптимально, если мы зарабатываем на точке столько же, сколько платим за аренду, — говорит он. — Условно, если аренда стоит 300 тыс. рублей, то оборот на 3-4-й месяц должен быть около 900 тыс. рублей. Если нет — лучше менять точку».

Анастасия Колесникова советует начинающим предпринимателям помнить о том, что рентабельность в ресторанном бизнесе не такая уж большая, — она варьируется от 5% до 25% (если вы гений).

Что может пойти не так?

Пойти не так может буквально все, говорит Екатерина Холопова из Soul in the Bowl. Например, в день фестиваля польет дождь и люди не придут. Или наоборот, из-за ошибки в расчетах у вас раньше времени закончатся ингредиенты. В конце концов, даже ваш кассир может встать не с той ноги, а вы в итоге получите недовольных клиентов. «В этом бизнесе большое количество неконтролируемых рисков: человеческий фактор, погода, неудачная локация. Но с опытом их становится проще предсказывать и, соответственно, нивелировать», — говорит Холопова.


Алексей Семёнушкин

основатель корейского стритфуда «Пян-Се»

— Основной момент — кассовая дисциплина. Если у вас все в порядке с документами, это еще не значит, что вас не оштрафуют. Отношение сотрудников к работе может быть халатным — пришел на работу и не включил кассу или не выдал чек покупателю например. Такая ошибка может вылиться в серьезный штраф.

В парках раз в год проходит проверка Роспотребнадзора. На этот случай нужно иметь отдельную папку со всеми разрешительными документами и подтверждениями, что торговая точка соответствует всем санитарным нормам.

Если у вас работают граждане РФ, то на одну проблему меньше: к вам не нагрянет миграционная служба. Если же среди ваших сотрудников есть иностранцы — они обязательно должны быть официально трудоустроены и не допускать просрочек с регистрацией. Штрафы за это нарушение очень большие — от 200 тыс. рублей до 800 тыс. рублей.