РАЗОБРАТЬСЯ 30 апреля

Как сослаться на форс-мажор во время пандемии коронавируса, чтобы не исполнять договор

РАЗОБРАТЬСЯ 30 апреля

Как сослаться на форс-мажор во время пандемии коронавируса, чтобы не исполнять договор

андрей кузьмин

старший партнер Адвокатского бюро ТКП

Пандемия бесспорно влияет на бизнес — но можно ли легально не исполнять условия действующих договоров из-за убытков, которые несут простаивающие сейчас компании? С началом кризиса предприниматели стали задаваться вопросом, как применить условие о форс-мажоре, встречающееся едва ли не в каждом договоре. Рассказываем в деталях, как доказывать, что в вашем случае имел место форс-мажор.

Что такое форс-мажор?

В законе нет понятия «форс-мажор». Для обозначения экстренных и внезапных ситуаций используется формулировка «непреодолимая сила». Но в быту это синонимы, различий между ними нет. Вот характеристики обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора):

  • Чрезвычайность и непредсказуемость. То есть случилось что-то исключительное и необычное в конкретных жизненных условиях.
  • Непредотвратимость события. Это значит, что никто на вашем месте не мог бы избежать этого события и его последствий.
  • Независимость от стороны. То есть ни компания, ни человек не могли ни предотвратить, ни прекратить происходящее своими действиями.

Вот несколько примеров форс-мажора, которые уже случались и были признаны судом:

  • Сильный ветер, который повалил дерево на машину. Ураган превысил официально установленную норму по скорости — и поэтому его признали исключительным и чрезвычайным событием. Как следствие, городские службы не могли предугадать такие события и предотвратить их.
  • Суперснегопад. Такого сильного снегопада не случалось 117 лет, и в аэропорту не справились с уборкой снега. Как следствие, произошли задержки рейсов. В данной ситуации аэропорт не виноват.
  • Правительство ограничило импорт определённых товаров. Из-за этого компания не смогла выполнить свои обязательства по поставке продукции. Суд признал такие обстоятельства непреодолимой силой.
  • Просрочка уникального поставщика. Компания делала разработки для космической отрасли. В производстве использовался компонент, производимый единственной компанией в мире. В связи с просрочкой поставки данного компонента работы сдали с нарушениями — и суд признал обстоятельства форс-мажором.

Но только наличия обстоятельств такого рода недостаточно, чтобы применить условия о форс-мажоре. Дополнительно должны быть соблюдены еще три условия:

  • Продолжительность непреодолимых обстоятельств. Любые чрезвычайные обстоятельства имеют свои начало и конец, и этот промежуток используют для расчета сроков, когда компания может претендовать на освобождение от ответственности и когда после окончания форс-мажора должна исполнить обязательство. Также момент начала форс-мажора позволяет определить, помешал ли он исполнить обязательства. Например, чрезвычайные события начались, но все работы были выполнены в марте, а платеж как раз должен был состояться 1 апреля. Очевидно, что в данном случае форс-мажор не является основанием для неплатежа.
  • Причинно-следственная связь между событиями и невозможностью исполнения. Это значит, что случившиеся события должны непосредственно повлиять на компанию и возможность исполнения договоров. К примеру, когда правительство ограничивает ввоз товаров, причинно-следственная связь есть, если договор заключен именно на импорт запрещённого товара (то есть заведомо известно, что поставщик повезёт его из-за границы). Но причинно-следственной связи нет, если договор предполагает, что товар находится уже на складе и вопрос пополнения остатков возлагается на поставщика, а покупателя вообще не касается.
  • Добросовестность компании. Организация, которая ссылается на форс-мажор, должна действовать добросовестно и не увеличивать убытки своего контрагента от нарушения обязательств. В частности, сообщение о форс-мажоре должно быть своевременным. Если компания поняла, что не сможет исполнить обязательство 1 апреля, но только 20 апреля сообщила об этом клиенту, который рассчитывает на исполнение обязательств в срок, значит, компания действует недобросовестно.

Если суд признал обстоятельства форс-мажором, наступают такие последствия:

  • Освобождение от ответственности. Сторона, нарушившая договор, освобождается от выплаты неустоек и возмещения убытков.
  • Изменение договора в принудительном порядке. Сторона может потребовать изменения договора, например уменьшение платы или отсрочку.
  • Прекращение обязательств (если форс-мажор делает исполнение договора невозможным или бессмысленным).

Есть ли сейчас форс-мажор?

Сама по себе пандемия не является форс-мажорным обстоятельством. Но вот меры, которые вводит государство для борьбы с ней, могут подпадать под категорию «непреодолимой силы». Сейчас можно выделить следующие ограничительные меры:

  • президентские «нерабочие дни» для бизнеса;
  • ограничение передвижения людей, в том числе пропускной режим;
  • приостановление и ограничение работы компаний;
  • закрытие границ и ограничение транспортного сообщения.

Но эти обстоятельства не являются форс-мажором для всех компаний. Оценивается каждая конкретная ситуация. Ниже несколько типовых сценариев, когда компания либо направляет, либо получает уведомление о форс-мажоре.

В некоторых актах региональных властей о введении режима повышенной готовности содержатся ссылки на то, что вводимые ограничения являются обстоятельствами непреодолимой силы. К этим формулировкам надо относиться критически — скорее как к дополнительному аргументу, но не как к индульгенции.

Обстоятельство №1: деятельность компании прямо приостановлена актом региональных властей.

Если срок исполнения договора выпал на период приостановления, то можно смело ссылаться на форс-мажор. Однако обстоятельства не признают форс-мажором, если:

  • компания продолжает работу в нарушение мер о приостановлении;
  • у компании есть возможность продолжать работу в дистанционном режиме;
  • компании позволили работать в исключительном порядке (это описывается в региональном акте о повышенной готовности);
  • договор или обязательство не относится к приостановленной деятельности (организация занимается несколькими видами деятельности и не приостанавливала определенные виды работ);
  • компания задействована в непрерывных циклах работ (участвует, например, в производственных цепочках, которые касаются медицинской деятельности, производства продуктов питания и товаров первой необходимости).


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Сослаться на конкретный пункт акта региональных властей о приостановке деятельности. — Приложить копию приказа о приостановке деятельности.


Что просить?

Уменьшение оплаты или ее отсрочка и освобождение от штрафов.

Обстоятельство № 2: сотрудники не вышли на работу из-за объявленных «нерабочих дней».

На наш взгляд, такое условие может быть форс-мажором, потому что работники получили такое право безусловно. Организация не имеет права препятствовать работникам воспользоваться режимом «нерабочих дней». Как следствие, бизнес должен приостановить свою работу полностью.

Можно также сослаться на то, что, например, большая часть коллектива решила не работать и поэтому могут быть допущены просрочки, так как работа выполняется дольше.

Но ничто не мешает компании имитировать приостановление деятельности либо преувеличить масштабы бедствия. Поэтому форс-мажор неактуален для компаний:

  • на которые не распространяется режим «нерабочих дней» (перечислены в Указах Президента);
  • которые продолжили работу полностью, либо частично;
  • сотрудники которых могли бы работать в дистанционном режиме.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Предоставить данные о количестве персонала, который приостановил работу. — Приложить копию приказа о приостановке деятельности. — Предоставить ориентировочный срок выполнения обязательств.


Что просить?

Соразмерное продление сроков выполнения обязательств (если компания не работала, например, 20 дней, то отсрочка может составить 20 дней).

Обстоятельство № 3: ограничительные меры, которые касаются самоизоляции сотрудников и ограничения командировок.

В период повышенной готовности региональные власти вводили отдельные меры по принудительной самоизоляции граждан, которые касались лиц, вернувшихся из-за границы (и проживающих с ними), старше 65 лет, с хроническими заболеваниями, а также с признаками ОРВИ (и проживающих с ними). Доля сотрудников, оказавшихся в принудительной самоизоляции, может быть велика. Более того, и Роспотребнадзор, и региональные власти рекомендовали исключить командировки и совместные очные рабочие мероприятия (совещания).

При этом, на наш взгляд, уход нескольких сотрудников не является форс-мажором. Компания может ссылаться на полное прекращение деятельности, хотя в таком случае есть ресурсы для ее продолжения.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Указать число принудительно самоизолированных лиц. — Объяснить, почему без конкретных сотрудников невозможно выполнить работу. — Заявить о невозможности командировок в связи с рекомендациями органов власти. — Указать ориентировочный срок выполнения обязательств.


Что просить?

Соразмерное продление сроков выполнения обязательств.

Обстоятельство № 4: в регионе введены ограничения на передвижение граждан или действует пропускной режим.

Это ограничение напрямую влияет только на компании, непосредственно связанные с перемещением людей, например перевозчиков и гостиницы. Также форс-мажором смогут воспользоваться компании, чьи заведения/помещения запретили посещать гражданам.

Спорный момент: запрета выходить из дома нет, но есть некоторые ограничения в передвижении, из-за которых упала проходимость многих улиц, особенно в деловых кварталах, что непосредственно повлияло на выручку. На наш взгляд, это явление также может относиться к форс-мажорам.

Из предыдущего правила, как всегда, есть исключения, если:

  • конкретный клиент может прийти в офис компании, — в таком случае нельзя отказывать ему в исполнении обязательства;
  • ограничения на деле не повлекли экстремального уменьшения выручки компании, либо не прослеживается прямой связи с введёнными ограничениями;
  • у компании есть возможность организовать доставку;
  • организацию не запретили посещать — просто люди стали меньше покупать.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Объяснить, почему клиенты должны к вам приходить, описать особенности бизнеса. — Предоставить аналитику, которая подтверждает, что ограничительные меры вызвали падение выручки (например данные ОФД или расчётного счета). — Указать ориентировочный срок выполнения обязательств.


Что просить?

Соразмерное продление сроков выполнения обязательств либо временное уменьшение выплат.

Обстоятельство № 5: компания относится к особо пострадавшим отраслям экономики.

Сейчас особо пострадавшие отрасли в основном наполняют компании, деятельность которых парализована, и отнесение к особо пострадавшим отраслям является скорее следствием уже перечисленных обстоятельств, чем самостоятельным событием. Поэтому ссылаться на это следует в дополнение к другим обстоятельствам. Но точно недостаточно использовать отнесение к пострадавшим отраслям как единственный довод.

Также правительство связывает страдания исключительно с основным видом деятельности, а если пострадавший вид деятельности не является для компании основным по ОКВЭД — это не форс-мажор.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Предоставить данные, которые мы рекомендуем для предыдущих обстоятельств (в зависимости от того, что вас коснулось). — Предоставить аналитику, которая подтверждает, что ограничительные меры вызвали падение выручки (например данные ОФД или расчётного счета). — Указать ориентировочный срок выполнения обязательств.


Что просить?

Соразмерное продление сроков выполнения обязательств либо временное уменьшение выплат.

Обстоятельство № 6: ваши контрагенты пострадали от ограничительных мер, поэтому они не смогли исполнить обязательства перед вами, а вы — перед своими контрагентами.

Форс-мажор у ваших контрагентов означает форс-мажор у вас, когда, во-первых, контрагенты, у которых случился форс-мажор, — это подавляющее большинство ваших контрагентов, а обслуживание таких компаний — ваша основная деятельность. Во-вторых, любое третье лицо может без сомнений убедиться в том, что у ваших контрагентов плачевное состояние (например, их деятельность прямо приостановлена либо они относятся к пострадавшим отраслям). В-третьих, у вас нет альтернативных вариантов, то есть вы не можете подобрать иные рынки сбыта или других поставщиков, изменить бизнес-процессы.

Точно не получится сослаться на непреодолимые обстоятельства, если вам просто кто-то не заплатил или контрагенты решили придержать деньги и приостановить платежи.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Предоставить аналитику, которая подтверждает, что ограничительные меры вызвали падение выручки (например данные ОФД или расчетного счета). — Предоставить данные, из которых следует, что ваша клиентская база сама находится в состоянии форс-мажора. — Указать ориентировочный срок выполнения обязательств.


Что просить?

Прекращение обязательств (если вы понимаете, что не сможете исполнить обязательство, или сомневаетесь в этом), продление сроков исполнения обязательств, временное уменьшение выплат и освобождение от ответственности и выплаты неустоек.

Обстоятельство № 7: у компании нет денег, чтобы поддерживать деятельность или исполнять свои обязательства.

Такой довод, пожалуй, самый сложный. Он может применяться наравне со всеми перечисленными выше.

В судебной практике есть однозначная позиция, что отсутствие денег на счетах обстоятельством непреодолимой силы не является. Это может произойти по разным причинам — в результате хищения, действий конкурентов, государства, изменений рынка, ухода клиента, неплатежей со стороны контрагентов. Но все перечисленные случаи не являются форс-мажором, хотя чаще всего и не зависят от пострадавшего. Эти события происходят в обычной жизни — и каждый бизнес должен закладывать такие предпринимательские риски.

Поэтому главное — отсутствие денег должно прямо следовать из ограничительных мер. В ситуации форс-мажора эта связь должна прослеживаться явно. Например:

  • если вам не заплатили контрагенты, то причиной явно должны быть ограничения, а не их желание придержать деньги, — соответственно, их деятельность должна быть приостановлена;
  • если у вас упал клиентский поток, то ваш бизнес должен быть связан с такими ограничениями (пассажирские перевозки, где упал пассажиропоток, потому что людей ограничили в передвижении, и т. п.);
  • вашу деятельность приостановили или у вас не осталось персонала, который может работать.

Не будут заслуживать внимания кейсы, когда контрагенты просто решили не платить и придержать деньги у себя и когда спрос упал из-за того, что люди сидят дома и экономят, либо из-за падения покупательной способности. Ведь в таком случае причины неплатежей — конкретные решения конкретных людей и компаний, а не объективные обстоятельства. Мотивация таких решений никого волновать не будет.


Как обосновать?

Направить письмо о наличии форс-мажора контрагенту. — Подтвердить, что ваш вид деятельности пострадал непосредственно от ограничений. — Подтвердить сам факт неплатежей (ОФД, претензии, письма контрагентов), а также сообщить о состоянии расчётных счетов. — Сравнить текущие обороты с аналогичным периодом в прошлом году. — Приложить письма от контрагентов по текущим договорам о причинах неплатежа.


Что просить?

Прекращение обязательств (если вы понимаете, что не сможете исполнить обязательство, или сомневаетесь в этом), продление сроков исполнения обязательств, временное уменьшение выплат и освобождение от ответственности и выплаты неустоек.

В заключение — несколько простых и важных мыслей о форс-мажоре.

  • Наличие форс-мажора доказывает сторона, которая на него ссылается. Такая ссылка должна быть мотивирована и подтверждена документами.
  • Необязательно идти в Торгово-промышленную палату за сертификатом, так как существуют иные доказательства обстоятельств форс-мажора, например соответствующие региональные и федеральные акты.
  • Пункт в договоре о форс-мажоре не нужен, потому что он существует в силу прямого указания закона.
  • Не надо путать сами ограничения и психологическую реакцию на них. Одно дело — запрет тратить деньги, а другое — собственное решение людей не тратить деньги. Первый случай — непреодолимые обстоятельства, а второй — нет.
  • Скачки курсов не являются форс-мажором даже в тех договорах, которые привязаны к иностранной валюте.
  • Если вы не пользуетесь вещью (например недвижимостью) — это не основание для освобождения от выплат либо снижения платы. Исключение — прямое указание договора либо закона.
  • Если вы признали ссылку своего контрагента на форс-мажор, развернуть ситуацию обратно будет практически невозможно.
  • Если вы заключили договор или дополнительное соглашение после наступления ограничивающих обстоятельств — вы теряете право ссылаться на форс-мажор.