Фруктовый день, или почему модные офисные форматы себя не оправдывают

Фруктовый день, или почему модные офисные форматы себя не оправдывают
Фото: Aidan Crawley/Getty Images

Agile-концепция в пространствах современных офисов быстро набрала популярность, но для многих российских компаний не принесла желаемого результата. Высокие затраты на дополнительные зоны отдыха, статистически и экономически необоснованное следование модным трендам привели к дополнительным расходам, неэффективному использованию офисных площадей и в конечном счете пресыщению сотрудников. Модный тренд себя не оправдал. Вот что по-настоящему поможет повысить эффективность бизнес-процессов.


Сегодня офисы с открытыми пространствами практически полностью вытеснили классические кабинеты. Убрав ненужные перегородки, компании увеличили вместимость рабочих зон на 25-30%. В поисках новых способов повысить производительность и лояльность сотрудников, работодатели активно эксплуатируют agile-тренды, развивают спортивные уголки и вводят фруктовые дни. Но, к сожалению, поп-культурные тенденции разочаровали российский бизнес. По нашим данным, сегодня меньше 20% новых офисов оснащены так называемыми зонами для коллабораций, а наличием гибких рабочих мест могут похвастаться только самые креативные и продвинутые компании.

Мода на гибкие пространства пришла к нам с запада. Однако ситуация в России качественно отличается от зарубежных реалий. Agile по-русски в малых и средних компаниях — это частичное использование элементов гибкого комфорта в рабочем пространстве, а не системная трансформация внутри бизнеса. Не стоит забывать, что agile в первую очередь — это метод управления. Ценность гибкого подхода не в модных фичах и дизайне неформальных зон, а в его функциональности и технологичности. Иными словами, в тех решениях, которые позволяют создать комфортную среду в офисе и повысить эффективность сотрудников.


Почему agile не прижился в России


Изначально понятие agile — это система управления проектами в IT-компаниях, основанная на делении рабочего процесса на этапы и тесном взаимодействии команды разработчиков с конечным потребителем. В рамках офисной недвижимости «гибкие» решения трактуются как функциональное пространство для работы и свободного взаимодействия проектных групп. Функциональные зоны формируются по принципу небольших open space, появляется больше переговорных на 4-6 человек с овальными столами. Предпочтение отдается модульной трансформируемой мебели в различных комбинациях. Среди последних тенденций дизайна — открытые потолки, высота которых «не давит» на сотрудников, эко-дизайн, комнаты для йоги и конференц-залы со ступенчатой сценой.

При всей своей «гибкости» эта популярная концепция нацелена на повышение эффективности процессов. Зонирование офисного пространства зависит от функций и задач, которые стоят перед сотрудниками, а не от модных веяний. Одним из лучших примеров agile-офиса стал Microsoft House Offices в Милане, выполненный по проекту DEGW. Гибкое, максимально технологичное пространство основано на использовании функциональных зон для максимально плодотворного сотрудничества. В основу концепции нового многофункционального IT-пространства Технологического Центра Дойче Банка в Москве также заложены принципы agile. Особое внимание компания уделила эффективному взаимодействию распределенных команд: например, для проведения стендап-встреч оборудованы скрам-зоны с интерактивными досками. Среди российских компаний единицы работают по системе agile в ее классическом понимании. Качественным примером гибкого офиса стал Agile Home Сбербанка, который подчеркнул внедрение этой философии в ведущем банке страны. Остальные вводят самые простые, трендовые элементы такого офиса. Модными стали неформальные зоны, где можно поработать и отдохнуть. Но проблема в том, что просто изменить пространство мало, необходимо системное обновление всех процессов.

Инвестируя в agile-офис, компании стремились повысить производительность труда и лояльность сотрудников, но из-за отсутствия системного подхода в большинстве случаев этого не произошло. Оценив ситуацию и придя к выводу, что эффективность от неформальных зон и спортивных уголков относительная, российский бизнес пошел по пути повышения технологичности рабочих пространств. Ведь именно от того, насколько в помещении светло, свежо и тихо, в конечном итоге зависит уровень комфорта сотрудника. Это те невидимые факторы, которые непосредственно влияют на его работоспособность и результат.


Интерьер для работы и умный офис


Компании активно внедряют умные технологии, автоматизируя рутинные процессы: распознавание лиц, контроль времени, управление доступами. Соблюдают баланс температурного режима, устанавливают умный свет и т. п. Управлять помещением такого формата удобно и легко. Умный офис сам создает продуктивную среду для работы: экономит время сотрудников, например при бронировании переговорных, подготовке презентаций к просмотру.

Удаленное управление инженерными системами позволяет рационально использовать ресурсы и создает дополнительный комфорт во время рабочего процесса. С его помощью задаются определенные климатические параметры: температура, уровень влажности и циркуляции свежего воздуха в помещении. Кондиционирование происходит автоматически, в зависимости от времени суток и от количества людей, которые в моменте находятся в офисе, а не по расчетным показателям. При этом для каждой зоны можно установить индивидуальный климатический режим. По такому же принципу работает система «умный свет»: специальные датчики по заранее запрограммированному сценарию (или фиксируя присутствие человека в помещении) регулируют яркость свечения ламп и, в зависимости от времени суток, автоматически включают свет. Что немаловажно, такое интеллектуальное освещение позволяет экономить до 70% электроэнергии.

Помимо передовых технологий управления и интегрированных инженерных систем, в умном офисе большое внимание уделяется качеству звукоизоляции: используются шумопоглощающие материалы для отделки стен и потолков.


Зеленые технологии для миллениалов


По статистике инновационные компании отдают предпочтение талантливым специалистам до 30 лет. Зеленые технологии всецело отражают ценности миллениалов и повышают их лояльность к работодателю. Все большую роль для сотрудников поколения Y играет вопрос влияния условий работы на климат и здоровье. При выборе места работы корпоративную культуру и атмосферу в офисе миллениалы считают самым важным критерием, показало последнее международное исследование компании Deloitte, проведённое среди представителей поколения Y. Приоритет корпоративной культуры отметили 57% опрошенных, поставив его даже выше уровня зарплаты.


Экологичность офисов не ограничивается отделочными материалами и мебелью. Это и энергоэффективная инженерия, и внедрение системы переработки офисных отходов для повторного использования. Умный свет, создавая сценарное освещение, не только экономит электроэнергию, но и создает дополнительный комфорт, подстраиваясь под человека.


Как правило, об экологической безопасности задумываются креативные компании, технологичные и крупные корпорации, которые открывают инновационные центры по разработке новых продуктов.

Зеленые технологии — это не только дань моде, но и эффективный способ мотивации для нового поколения продвинутых специалистов, которые не хотят надолго задерживаться на одном рабочем месте. По данным аналитиков Deloitte, 43% миллениалов планируют сменить работу в течение 2-х лет. Удержать свободолюбивых специалистов поможет гибкий подход и возможность профессионального роста, считают эксперты. Например, концепция eco-friendly позволила международной облачной платформе Wix.com сделать свой офис привлекательным для прогрессивных миллениалов. Рабочие места здесь оборудованы специальной системой, которая позволяет работать за компьютером как сидя, так и стоя, если устала спина. Кроме того, столы в рабочей зоне расположены у панорамных окон, что позволяет работать при естественном освещении и наслаждаться видами популярного района Lincoln Road в Майами.


Бухгалтеры и дизайнеры


Офис — это гибкая, динамично развивающаяся среда. Рабочее пространство испытывает влияние технологичных и модных трендов, но при этом должно ориентироваться на потребности бизнеса. Для разных сфер характерны разные типы офисных площадей. Создание атмосферы при помощи дизайна, как правило, свойственно для креативных направлений: для маркетологов или сотрудников отделов инновационных разработок яркое необычное пространство будет стимулом к нестандартным подходам, в то время как в бухгалтерии такие решения будут выглядеть довольно странно.

Грамотная организация офиса увеличивает командную производительность, экономит рабочее пространство, а также повышает привлекательность HR-бренда. Но при внедрении новых форматов и технологий для улучшения рабочего пространства принципиально важен анализ их эффективности, а не заимствование отдельных, как зачастую кажется, наиболее эффектных элементов. Корзинка с яблоками на входе не повлияет на производительность офиса так, как правильный свет, удобная мебель и нужное количество переговорных.