Беспилотный транспорт — естественный этап развития таксомоторных перевозок. Он позволит решить проблему нехватки водителей (их не становится больше, а агрегаторам они нужны для роста бизнеса). Но ваша поездка на беспилотном такси будет стоить почти столько же, сколько и сейчас, с человеком за рулем. И вот почему.
Эффект масштаба
Если мы нарисуем на листе окружность радиусом 20 сантиметров и насыплем в нее с высоты по одной крупинке соли и черного перца, вероятность того, что они окажутся рядом, невелика. Другое дело, если мы предварительно хорошенько посолим и поперчим эту поверхность. Тогда вероятность того, что две крупинки окажутся ближе друг к другу, резко возрастет.
А теперь перейдем от образов к реальности. Каждая крупинка соли — это пассажир такси, а перчинка — водитель. От роста их количества напрямую зависит эффективность агрегатора — снижается время подачи автомобиля, поскольку клиент и таксист становятся ближе друг к другу. Система способна предложить каждому оптимальный маршрут, приемлемую стоимость поездки и достойный заработок. То есть эффективность достигается за счет повышения плотности — пассажиров и водителей становится больше на единицу площади.
В реальном мире соотношение доступных автомобилей и заказов такси в разных районах города постоянно меняется. Поэтому при резком повышении спроса растет и цена. Когда все одновременно хотят уехать из «Москва-Сити», агрегатору нужно сохранить баланс между удовлетворенностью водителя (он хочет заработать) и пассажира (получить такси через 5 минут). Если ближайшие к пассажирам машины заканчиваются, растет время подачи такси, — это ухудшает качество сервиса.
Вот почему агрегатор вынужден повышать стоимость поездки в моменте (это делается с помощью алгоритмов динамического ценообразования). В этом случае цена — просто способ уравновесить спрос и предложение. И здесь важно не промахнуться. Слишком высокая цена отпугнет пассажиров, и у водителей не будет работы. Слишком низкая — напротив, привлечет чересчур много клиентов, и водители будут все время выполнять дешевые и невыгодные им заказы.
Балансировка спроса и предложения работает по такому же принципу, как стоимость товаров и услуг в других секторах экономики: недвижимость, продукты питания, рынок акций. Просто для такси характерна динамичность: пассажиры в разных точках города и в разные моменты времени заказывают автомобили, а водители постоянно перемещаются по городу. Именно поэтому цена может быстро меняться.
Альтернатива: единая статичная цена, результатом которой будет дефицит водителей и автомобилей в часы пик. В результате ухудшится качество сервиса агрегатора (долгое ожидание автомобиля, дешевые заказы с далекой подачей).
Сколько стоит поездка
В среднем комиссия агрегаторов такси на рынке составляет от 16% до 20% (зависит от региона и тарифа, в котором работает водитель). При этом комиссия во многом возвращается водителю, когда агрегатор субсидирует его поездки по не самым выгодным маршрутам.
В плане ценообразования клиенты более динамичны, чем водители. В дождь или в спешке они готовы переплатить в десяток раз. Тогда как водитель мыслит дневными или часовыми заработками. Часто изменение цены на один рубль может повлиять на то, состоится поездка или нет.
Моментное повышение стоимости проезда тоже влияет на мотивацию водителей. Надеясь больше заработать, они смещаются в зоны высокого спроса и выходят на линию в дождь. Это помогает увеличивать водительскую активность и число поездок. Без моментального роста цены водители будут игнорировать пики спроса — поэтому меньшее число клиентов сможет воспользоваться такси, когда оно им необходимо.
Агрегаторам нужно расти. Делать это можно, только если предлагать цену, комфортную для пассажира и понятную для водителя. При этом агрегаторам нужно все больше и больше водителей, но рассчитывать на резкое увеличение их количества не приходится.
Все в выигрыше
Сама логика подсказывает, что агрегаторы такси должны сами развивать беспилотные технологии. Но они этого делать не хотят. В декабре 2020 года Uber передал свой отдел разработки технологий беспилотного вождения стартапу Aurora Innovation. А в апреле 2021 года Toyota купила подразделение беспилотников Lyft за $550 млн.
Кажется, что после пандемии у ride-hailing-компаний просто нет денег на развитие технологий будущего. Они сломались под натиском акционеров, требующих улучшения тактических финансовых показателей. Возможно ли, что они признали идею о беспилотном такси провальной? Если детально посмотреть на сделки по продаже подразделений, разрабатывающих беспилотное такси, то будущее не кажется таким уж мрачным.
Первое время пассажиров придется приучать к новому транспорту без человека за рулем. А потому такие поездки поначалу будут даже немного дешевле обычных (с водителем). Агрегаторы заинтересованы в том, чтобы пассажиры пользовались беспилотными такси чаще и охотнее. Потому что у такого транспорта много преимуществ — например, его проще контролировать и он не будет пропускать заказы (тогда как водители это нередко делают).
Беспилотники постепенно будут включаться в уравнение таксомоторных услуг, дополняя водителей. Но и последние не потеряют свой заработок: они смогут фокусироваться на более интересных для себя поездках. Таксопарки тоже останутся при своих — они могут управлять парком беспилотников и обслуживать их.
Маршрутка будущего
Компании не просто так строят беспилотные автомобили на 4–6 пассажиров. Карпулинг (англ. car — автомобиль, pool — объединение) и райдшеринг (англ. ride— поездка, share — делиться) — логичное продолжение эволюции такси. В больших городах есть районы плотной застройки, удаленные от метро (вроде гигантского города в городе Мурино в Питере). Поездки оттуда до ближайшего транспортного узла популярны и предсказуемы, но они короткие и дешевые. Они не интересны таксистам, но важны для пассажиров, — поэтому агрегаторы субсидируют стоимость таких поездок.Самоуправляемые автомобили на 4–6 пассажиров значительно облегчат жизнь всех участников процесса и повысят экономический эффект на таких маршрутах. Клиенты будут быстро получать такси и платить меньше. Водители переключатся на более сложные и высокооплачиваемые маршруты. А агрегаторы смогут быстрее окупать эксплуатационные издержки беспилотного транспорта.