• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Ожидания пользователей вырастут»: Лориана Сардар — о будущем транспортной индустрии после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Ожидания пользователей вырастут»: Лориана Сардар — о будущем транспортной индустрии после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

Это текст из редакционного спецпроекта Inc. про мир после кризиса. Здесь его оглавление.

Из-за пандемии коронавируса люди по всему миру стали гораздо меньше перемещаться по городам в общественном транспорте. Также городские власти вводят ограничения на каршеринг и такси: в частности, в Москве пользоваться каршерингом запрещено с 13 апреля. Соосновательница BelkaCar Лориана Сардар рассказала Inc., как эпидемия и карантин изменят спрос на общественный транспорт, каршеринг и такси.

Перемещения не отомрут

Думаю, что после эпидемии многие компании перейдут на удалённую работу либо полностью, либо частично. При этом не один год люди будут бояться вирусов, которые передаются воздушно-капельным путем. Часть горожан еще долго будет опасаться ходить в общественные места, часть больше будет ездить загород вместо отпуска на море.

Изменятся поведенческие паттерны в целом — и пассажиропоток в городах снизится. В основном, это скажется на общественном транспорте, где риск заражения намного выше из-за плотности, особенно в пиковые часы.

Но, конечно, перемещения по городу не отомрут. Мы ждём повышенный спрос на каршеринг, как в начале марта, когда в стране только заговорили про эпидемию. Думаю, что после окончания карантина спрос на каршеринг будет выше, чем на такси. Как минимум, каршеринг дешевле такси где-то на 40% и в нашей модели нет водителя, с которым вы постоянно контактируете. Мне самой менее комфортно пользоваться такси сейчас.


Что происходит на рынке транспорта Москвы

С 13 апреля в городе приостановлены услуги каршеринга, а услуги такси ограничены: у водителя такси и всех пассажиров при себе должны быть цифровые пропуска. Из-за этих мер сервис каршеринга YouDrive временно сменил бизнес-модель и запустил сервис доставки.

Согласно подсчётам московского Департамента транспорта, по сравнению с прошлым годом, к 17 апреля на 85% и 84% меньше пассажиров соответственно стали пользоваться услугами метро и наземного общественного транспорта. Такси используют на 64% меньше горожан. При этом, по оценке «Ромир», почти 40% москвичей не верят, что такси и каршеринг безопаснее автобусов, троллейбусов и трамваев.

В конце марта Транспортная ассоциация московской агломерации попросила мэрию ввести отсрочку на транспортный налог, кредитные каникулы и выделить субсидии в помощь бизнесу. В агрегаторе такси «Ситимобил» считают, что государство должно покрыть затраты компаний на безопасность водителей и пассажиров, например стоимость масок для сотрудников и процедуру дезинфекции машин.

Спрос на безопасность

Ожидания пользователей от компаний на нашем рынке станут чуть выше. Люди захотят автомобили в лучшем состоянии, более чистые. И нам важно будет рассказывать, что с нами безопасно, что в салонах есть средства защиты.

За эти полтора месяца люди привыкнут к заказам онлайн, не выходя из дома. Из-за этого повышенный спрос на онлайн-заказы останется. Здесь мы видим возможность для нашего бизнеса «закрывать» пиковые нагрузки сервисов доставки, предоставляя им автомобили в аренду.

Возрастет спрос и со стороны корпоративных клиентов. Компании, которые могут позволить себе каршеринг, начнут больше задумываться о безопасности своих работников и чаще использовать каршеринг.

Мы достаточно быстро сделали специальное предложение для корпоративных клиентов и сервисов доставки — собираемся увеличить долю корпоративных продаж. Возможно, что и после карантина существенная доля наших продаж будет идти через корпоративный канал.

Падение без поддержки

Мы боимся, что это может продлиться даже не месяц, а дольше. Кажется, что так быстро с этим вирусом мы не распрощаемся, а кризис может растянуться на неопределённое время.

Сейчас наша деятельность приостановлена. Велика фиксированная часть расходов, например огромные расходы на лизинг автомобилей. Я верю, что нашим контрагентам будет выгоднее с нами как-то договариваться о рассрочке, чем настаивать на своём, то есть своевременной оплате. Мы просто не сможем выплачивать деньги в срок, как раньше.

Вопрос: на какое время хватит запаса компании — и когда придет помощь со стороны государства?

Первый сценарий: государство поддерживает лизинговые компании (и каршеринг), а каршеринговые операторы продолжают развиваться в том темпе, который планировался до эпидемии.

Второй сценарий: правительство просто реструктурирует существующие обязательства, и мы будем обязаны гасить кредиты, оплата которых выпала на эпидемию, через некоторое время. При таком сценарии все ведущие игроки временно перестанут выставлять новые машины в автопарки.

Тогда рынок ждёт не просто боковое движение без роста, а полноценное снижение, потому что с линии будут убирать отработавшие по лизингу машины, которые нечем заменить.