Inc. × DepartÁment × ONY | Проект о трендах будущего | Куратор: Павел Недостоев
«Есть очень эффективное упражнение, написать собственный некролог», — рассказывает Гор Нахапетян о методике планировании будущего компании. Но прежде, чем браться за бизнес, сначала надо написать сценарий своей жизни. Сценария Нахапетяна хватило бы на несколько фильмов. Он играл в КВН, соучредил благотворительный фонд «Друзья», стал почетным профессором бизнес-практики и Почётным членом Ассоциации Содействия развитию Московской школы управления СКОЛКОВО, соосновал компанию Sensemakers, стал соавтором курса «Тандемократия», и это далеко не полный список. На полусекретном мероприятии Inc. Future Гор Нахапетян рассказал, кто такие сенсмейкеры, как задавать себе правильные вопросы и в каких случаях 1+1=11.
Чувство юмора для меня — обязательное требование к сотрудникам. Оно позволяет выстроить правильную культуру в компании. Мы продали «Тройку Диалог» 7 лет назад, а народ все равно уже собирается, чтобы вместе отпраздновать 30-летие в следующем году.
Я пришел работать в «Диалог банк» по блату: с Рубеном Варданяном мы выросли в одном дворе и учились в одной школе. Тогда, в 94 году, там работало 25 человек. Я начал как операционист: штамповал платежки. Потом был главой бэк-офиса, директором управляющей компании, вице-президентом «Росгосстраха», когда мы его купили. Отвечал за людей, за коммуникацию, за безопасность.
Мы ставили задачу на пятилетний план — довести компанию («Тройка диалог» — Inc.) до капитализации в миллиард долларов. Компанию при продаже оценили в более чем миллиард долларов. Были и другие задачи — стать компанией мечты в нашей сфере — и мы получили кучу наград «HR-бренд года».
После «Тройки» я выбрал идти в образование и благотворительность. Мы с друзьями (Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский — Inc.) создали фонд «Друзья».
Самые большие потери в бизнесе были связаны с кризисом. С тремя партнерами у нас был ресторанный бизнес на Тверской и счета в одном банке. Случился «идеальный шторм»: запретили парковку на Тверской, а банк обанкротился. «Агентство страхования вкладов» запросило все деньги назад сразу. У тебя падает выручка на 30-35%, при этом нужны деньги, чтобы затыкать все дыры, — оправиться после такого практически невозможно.
Каждая потеря — это урок и надо пройти все стадии: отрицания, обвинения, горя, принятия. Мой урок был в том, что если ты какую-то из стадий не прошел, приходится возвращаться в эту же точку и проходить заново. Теперь я умею это делать правильно.
Меня очень впечатлило, что существуют врачи, который не верят в одну теорию, а подходят к задачам интегрально. Я начал задумываться о здоровье и нашел такого врача-интегратора: у него медицинский диплом, он работал в Китае, знает акупунктуру, диагностику по пульсу. Смотрит на все, но знает точки, на которые надо обратить внимание. Он осмотрел мое ухо и сказал — «сними носки, у тебя что-то не так с пальцами на ногах». Настолько все взаимосвязано!
Мы в компании Sensemakers придумали новую профессию — сенсмейкера, создателя смыслов. Это те, кто работает с мудростью. Понятие «мудрец» перестало существовать, а вместе с ним уходит и мудрость. Мы учим, где ее искать. Мы пытаемся посмотреть на организацию, на политику компании взглядом врача-интегратора, научить понимать, как сегодняшние решения влияют на будущее.
Недавно в России жило около 160 млн человек, в Америке — 60 млн. Сейчас в Америке — 260 млн, а у нас — 140 (по актуальным данным население США — более 330 млн человек, а России — 145,9 млн — Inc.). Куда делись люди? Какие действия к тому привели? Да, мы что-то построили, но при этом у нас украли будущее. Экономика страны зависит от количества людей. Но платить за рождение людей — та ли это точка, в которую надо ткнуть? Как найти эти точки? Эта тема нас волнует.
Мы скрещиваем психологию с бизнесом, чтобы понимать, какие процессы происходят вне поля сознания. Может быть ситуация, когда на ковре все чисто, а под ковром трупы лежат. Наша образовательная программа — это купаж из разных образовательных практик, которые позволяют объяснить и дать инструментарий нашим студентам, компаниям, чтобы они сами начинали разбираться в происходящих процессах. Наша задача — выпустить 10 тыс. сенсмейкеров за 10 лет.
Будет ли у нас будущее? Этот вопрос — проявление страха. Мы все рождаемся с одной эмоцией — счастье. Потом у нас появляется гнев, страх, который направлен в будущее, и печаль, которая направлена в прошлое. Страхи — это защита, а в печали мы ищем сочувствие. Проблемы начинаются, когда мы слишком зацикливаемся на гневе, печали или страхе.
Счастье — это «окейное» состояние, когда тебе хорошо. Человек должен находится в нем большую часть времени. Когда мы в неопределенности, например, поменялось правительство, возникает страх. Когда нам говорят: «все будет хорошо», мы успокаиваемся. В некоторых странах существует даже такой KPI у правительства — индекс счастья. На уровне компаний это работает точно также.
У нас сразу заложен сценарий войны: компании перед новыми вызовами делают стратегические сессии, где разбирают, какие ресурсы есть, где конкуренты. Одна из точек на которую нужно обратить внимание — разговор не о конкуренции, а о кооперации.
Во всех бизнес-школах рассказывают, что ты — лидер и должен конкурировать со всеми. А продуктивнее говорить о кооперации, о создании тандема. Тандем — это когда вы работаете вместе, вас прет и возникает синергия. 1+1=11 — правило не только бизнеса, но и в целом эффективного мышления.
Когда тандема в бизнесе нет, человек становится одиноким. Во Франции было исследование на тему одиночества основателей компаний, которые тащат на себе компании. Обычно они становятся «айронменами»: начинают плавать, бегать на безумные дистанции, ходят в горы. А потом лечатся: безглютеновая диета и все в таком духе. У меня нет времени на это, у меня много тандемов.
Тандем — это одно целое, внутри не должно быть борьбы: кто-то смотрит вдаль, кто-то подносит патроны. Кто-то всегда сидит на первом сиденье, кто-то — на втором. Когда я писал книгу с Викторией Михайловой, я понял, что хорошо, что я умею сидеть на втором.
В стране 200 тысяч НКО, но эти люди друг с другом не общаются! Мы сделали большое исследование с Сергеем Солониным и Сколково. Полтора года исследовали благотворительность методом снежного кома: каждый интервьюируемый рекомендовал еще троих, и так пока круг не замкнется — то есть человек не порекомендует тех, кто уже был.
Мы исследовали 1500 человек и обнаружили, что общаются друг с другом только экологи, потому что у них общее образование — биофак и т.п. Друзей мы приобретаем в экосистемах. НКО в России — целая индустрия, у которой нет точек пересечения, поэтому мы создали «Школу филантропии». Это как MBA в благотворительности. Она существует второй год, и именно там создаются эти нужные связи. Там учатся главы фондов, бизнесмены, которые решили, перейти в эту область, главы корпораций.
При создании Experum мы допустили интересную ошибку. Мы поняли, что хотим капитализировать знания, сидящие в головах людей, и решили продавать их время, а деньги перечислять в фонд «Друзья». Но «оплата по счетчику» не прошла. Продавать свои консультации по часам для экспертов оказалось «не комильфо». Теперь мы берем деньги за попадание из точки А в точку В. Есть задача — «удвоить продажи», под нее подбирается ментор, время консультаций и выдается стоимость.
Есть такое очень эффективное упражнение, которое есть во многих бизнес-школах, и в нашей «Школе филантропии»: написать собственный некролог. После того, как вы научитесь писать сценарий собственной жизни, вы сможете написать сценарий и для компании. Роберт Макки, знаменитый сценарист, у учеников которого в сумме 80 «Оскаров», написал множество сценариев, но самое интересное — он написал сценарий выхода Microsoft на IPO.
Задайте главный вопрос — почему? Все великие компании знают, что ответить на этот вопрос, остальные могут сказать, что они делают, как они делают, но не зачем они делают. В стартапах я смотрю не на их финансовые мечты, а на тандемы, как они работают, есть ли у людей чувство юмора, такта, вкуса.
Коммуникация — вот чему нужно учить каждого, еще со школы. Речь даже не о софт-скиллс. Люди в корпорациях разговаривают не человек с человеком, а маска с маской. У каждого человека есть психологические потребности и для их удовлетворения он готов снять свою маску. Психологические потребности (признание человека как личности, признание рабочих заслуг, потребность в прикосновениях и т.п) важно удовлетворять также как физические — в пище и в сне.
Первый миллион
Бонусы в компании «Тройка-диалог»
Страна, в которую бы поехал
Камбоджа
Любимое место
Барселона — я бы там жил. Она чем-то похожа на Ереван, и меня там все устраивает: мегаполис, но небольшой, прекрасная архитектура, и море.
Книги
«Нетократия» Александра Барда и Яна Зодерквиста
«Тайные виды на Гору Фудзи» Виктора Пелевина
Текст спектакля «Иранская конференция»
Фильмы
«Тони Эрдманн» Марен Аде
«Голгофа» Джона Макдонаха
«Молодость» Паоло Соррентино