«Гейтс и Цукерберг колледжей не кончали». 7 взрослых мифов о бизнес-образовании

«Гейтс и Цукерберг колледжей не кончали». 7 взрослых мифов о бизнес-образовании
Фото: Paul Marotta/Getty Images

Учиться предпринимательству стало модно. Заполненный поклонниками Тони Роббинса «Олимпийский» и миллионы подписчиков у успешных бизнесменов в соцсетях — лишнее тому подтверждение. Усиливающийся спрос породил массу шарлатанов всех мастей и множество мифов. Самые популярные из них развенчивает сооснователь сервиса по поиску и бронированию бизнес-образования Coursalytics.com Алексей Долинский (не обязательно гнаться за MBA и Гарвардом — получить знания можно в разы быстрее и дешевле).


Миф №1

За партой бизнесу не научишься


У практиков делового управления (как предпринимателей, так и менеджеров) на предложение получить бизнес-образование часто срабатывает защитная реакция в формате «у нас так не работает». Находятся тысячи аргументов: «это ваша кабинетная теория», «в нашей стране регулирование бы не позволило», «у нас тут не было бы такой инфраструктурной возможности»… И вывод: «Ничему мы тут не научимся — лучше пойти поработать». А еще могут привести в пример Билла Гейтса и Марка Цукерберга, которые в свое время бросили Гарвардский университет.

Непонятно только, почему такие мысли не посещают Германа Грефа или, например, Рубена Варданяна, которые не упускают возможности пополнить свои знания. Всего же в коротких программах уровня executive ежегодно участвуют около полумиллиона менеджеров и предпринимателей со всего мира — от американских банкиров до фермеров из Нигерии. И учатся они самому разному — от ведения переговоров за 5 дней до применения блокчейн-технологий.


Научиться бизнесу, сидя за партой, действительно нельзя: полученные теоретические знания нужно применять на практике (иначе это будет сродни обучению плавать на суше). Но правило работает и в обратном направлении: учиться только на основе собственной практики тяжело и дорого.


Многие предприниматели понимают: лучше обучаться на чужих ошибках. По их мнению, чтобы решить какую-нибудь узкую задачу вроде регистрации кассового аппарата по новым правилам или взаимодействия с валютным контролем банка, достаточно посоветоваться с бывалыми коллегами, которые уже решали похожие проблемы. И это большое заблуждение: далеко не всегда найдется универсальный лайфхак, который можно просто взять и использовать. Гораздо чаще нужны гибкость мышления и способность искать решение проблемы за пределами традиционного спектра. Эффективный руководитель обладает стратегическим мышлением, это лидер, умеющий вести переговоры. Можно не быть специалистом в инжиниринге, маркетинге, финансах или HR, но при этом важно понимать их на достаточном уровне, чтобы говорить с профессионалами на одном языке. Для этого необходимо учиться и обучаться постоянно — невозможно знать все, но нужно уметь быстро выучить ключевое.


Миф №2

Учиться есть смысл только у практиков


Тренерами могут быть только бывшие профессиональные спортсмены, причем исключительно самые лучшие, — заблуждение из этой же серии. В реальности чаще все ровно наоборот: Моуринью, Слуцкий, Тарасова и многие другие преуспевшие наставники сами никогда не становились чемпионами (зато привели других к высшим результатам).

На самом деле, подсознательно мы хотим учиться не у практиков, а у людей, чей опыт похож на наш. Мы их признаем за своих, доверяем их суждениям и уважаем: они ведь прошли тот же путь и преодолели подобные трудности. К мнению признанных лидеров в своей сфере действительно можно и нужно прислушиваться. Но важно помнить: успешные практики зачастую склонны приписывать свой успех совсем не тем факторам, которые его предопределили. Например, очень успешный российский предприниматель рассказывал мне, что в бизнесе ему помогла учеба в военном вузе. А многие инвесторы Кремниевой долины утверждают, что едва ли не всего добились благодаря йоге или диете без животных продуктов.


Если это действительно так, то почему Oracle и Cisco родом не из Непала?


И ведь никто из этих людей не лукавит. Так часто работает искажение восприятия, называемое «ошибка выжившего» (вспомните классический пример с пробоинами на самолетах во время Второй Мировой войны). Именно поэтому нужен научный анализ множества лидерских кейсов — чтобы действительно научиться, а не только вдохновиться.

Так у кого же лучше учиться? У людей, которые способны научить. От них требуется наличие харизмы (плюс способность вызвать доверие и уважение), агрегированных знаний (только собственного опыта недостаточно) и умение обучать взрослых людей. Сочетание всех трех компонентов идеально, любых двух — достаточно, а одного все-таки мало. Поэтому тренинги от действующих предпринимателей, не потративших время на глубокую систематизацию хотя бы собственного опыта (не говоря уже о чужом), недостаточно эффективны. Так же как семинары ученых-теоретиков без бизнес-опыта и преподавательской харизмы.


Миф №3

Получать бизнес-образование нужно только в России


Россия действительно уникальная страна, но правда в том, что все страны по-своему уникальны. Даже если принять во внимание всю отечественную неповторимость, нужно понимать: никакому сокровенному исконно русскому знанию здесь не учат. Российской альтернативы западному бизнес-образованию просто не существует. Как и бизнес-кейсов, написанных об отечественных компаниях. Да, некоторые школы приглашают зарубежных преподавателей и делают совместно с западными партнерами учебные программы достойного уровня. Но это скорее редкие исключения из правила.

Достаточно взглянуть на международные рейтинги бизнес-школ: российских в топ-50 мы не увидим (хотя есть надежда, что все изменится к лучшему). За утверждениями о преимуществах отечественного бизнес-образования (помимо искренних заблуждений) часто скрываются банальное незнание английского языка, нежелание уезжать далеко от дома или ошибочные представления о стоимости обучения.


Миф №4

Учиться – это тяжело и скучно


Осваивать новые знания и навыки бывает и вправду нелегко. А вот «скучно» — это что-то из области детских травм, полученных в советской школе. Во-первых, эффективное образование построено так, чтобы оно доставляло удовольствие. Во-вторых, взрослым людям интересно получать новые знания и навыки, когда они понимают, чем им эти знания полезны (именно знания, а не сертификат!). Вспомните водительские курсы: на утомительных часах теории не засыпают только самые стойкие (большинство водителей полученную таким образом информацию никогда в жизни не используют). Но есть ли хоть кто-то, кто засыпал на водительском сиденье, впервые оказавшись за рулем? Страшно, азартно, любопытно — как угодно, только не скучно.

Современное бизнес-образование бывает столь интересно и увлекательно, что появился даже отдельный термин — edutainment (от англ. education и entertainment — образование и развлечение в одном флаконе). Перед желающими научиться предпринимательству открываются тысячи возможностей — от программ по развитию лидерства с упором на самопознание в Тибете до курсов по командному взаимодействию, совмещенных с занятиями греблей.


Миф №5

Правильное бизнес-образование — это МВА


Да, но только в определенных случаях. Например, вам 25-28 лет, позади бакалавриат хорошего университета и несколько лет работы в международной консалтинговой компании, которая оплатит обучение и примет назад после окончания программы. Или вашей супруге нужна виза, дающая право на работу, пока вы учитесь. Или у вашей семьи — многомиллионное состояние и можно свободно тратить время и деньги. Во всех остальных случаях стоит задуматься о своих целях и способах их достижения.

У MBA есть еще «лайт-версия» под названием Executive MBA (сокращенно – EMBA). Это довольно распространенный тип программ для взрослых, который во многом повторяет обычные МВА-программы, но не требует отказа от полноценного трудоустройства. Занятия обычно проходят на выходных или во время недельных учебных модулей (раз в месяц например). Это удобный маркетинговый инструмент, упрощающий для школ продажу, но далеко не всегда соответствующий интересам учащихся.

Выпускники программ EMBA обычно выделяют 4 основных результата для своего развития:

1.

Знания и навыки — самое очевидное и рациональное, но редко основное. В большинстве случаев знания можно получить и из книг или дешевых (а то и вовсе бесплатных) курсов.

2.

Полезные связи. Обменяться визитками или добавить контакт в социальной сети можно и на конференции. Но крайне редко это дает тот же уровень доверия, как глубокий разбор бизнес-кейсов друг друга в рамках образовательной программы.

3.

Сертификация. Статус выпускника ведущего университета дает не только моральное удовлетворение, но и глобальную сеть контактов, а также мало с чем сравнимую ауру в глазах работодателей или потенциальных партнеров.

4.

Трансформационный опыт. Возможность отвлечься от повседневных задач бизнеса, переосмыслить задачи профессионального и личного развития.

Однако и EMBA —  не самое эффективное (и чрезвычайно недешевое) решение. Вместо них (или после них) ведущие школы мира предлагают программы Advanced Management. Они позволяют за 4-7 недель получить необходимый состоявшимся руководителям уровень знаний по основным бизнес-навыкам, получить статус выпускника, установить новые связи и переосмыслить свои задачи развития и карьерные планы. По сравнению с EMBA, такие программы предпочтительны для большинства бизнес-лидеров: уровень участников в них выше, а стоимость и продолжительность — ниже.

Ведущие школы бизнеса, права, госуправления, медицины, а также консалтинговые компании предлагают тысячи более коротких программ уровня executive. Каждая из них может за считанные дни решать узкие задачи: финансы для нефинансовых топ-менеджеров, развитие лидерских навыков, управление семейным бизнесом. Такие программы могут оказаться результативнее, быстрее и дешевле, чем Executive MBA.


Миф №6

Учиться бизнесу нужно у Адизеса и Роббинса. Только гении собирают стадионы


Получать бизнес-образование в переполненном «Олимпийском» — все равно что изучать историю по историческим романам: факты искажены, но можно получить общее впечатление об эпохе (часто ошибочное). В многотысячных аудиториях практически невозможен интерактив: максимум — чуть-чуть обсуждений в малых группах и, в лучшем случае, еще чуть-чуть онлайн-голосований во время выступлений.

Все выступающие на стадионах «коучи» и «бизнес-гуру» уже тысячи раз записаны-перезаписаны на видео и изданы миллионными тиражами. Для получения тех же самых знаний можно просто посмотреть эти ролики на Youtube. По-настоящему уникальный результат личного присутствия заключается в основном во вдохновении и мотивации, которые возникают от эффекта сертификации: «Я это услышал от самого Тони Роббинса, я там был!» Это может быть полезно для личностного развития, но не станет альтернативой бизнес-образованию (как бы вас ни пыталась в этом убедить реклама).


Миф №7

Только Гарвард или Стэнфорд — на меньшее размениваться не стоит


Безусловно, все, что делает Гарвард ,– хорошо и очень хорошо (но не обязательно самое лучшее). Например, в Гарвардской бизнес-школе есть замечательные программы по маркетингу, но в школе Келлог они могут оказаться глубже, разнообразнее и информативнее. Если говорить о венчурных инвестициях, то впереди окажется Беркли, а если о финансах и аналитике — то Уортон. Если действительно нужны конкретные знания и навыки, далеко не всегда нужно гнаться за всемирно известным брендом.

Прекрасный пример в этом контексте — кейс Уоррена Баффета, одного из богатейших людей в мире и в то же время одного из самых успешных инвесторов в истории. Он учился в нескольких университетах, включая старейшую бизнес-школу США Уортон и бизнес-школу Колумбийского университета (обе принадлежат к знаменитой Лиге Плюща). Но самым значимым для себя Баффет считает короткий курс публичных выступлений от Института Дейла Карнеги (сегодня мы назвали бы это executive education), который прослушал уже после всех МВА. И это единственный диплом, который по-прежнему висит на стене в его кабинете.