Перебивать собеседника — все равно что ступать по минному полю. Если никогда не делать этого, с вами не будут считаться, а будете часто перебивать — вас начнут избегать. Перебивая собеседников, вам не стать душой компании, но это не так уж и важно. Если хотите добиться своего, пасовать нельзя. К счастью, этому легко научиться — особенно если дело происходит на работе. Вот как правильно перебивать коллег и партнеров.
Когда можно перебивать коллег
При разговоре один на один
если собеседник впустую тратит ваше время, отвлекая от дел,
если собеседник говорит о темах, которые вам неинтересны.
Во время встреч и переговоров
когда говорящий впустую тратит время собравшихся, отвлекаясь от повестки дня;
если вы должны продемонстрировать собравшимся, что в деловой иерархии стоите выше, чем спикер.
Сама по себе не слишком этичная, демонстрация статуса может быть тактически необходима в мире реальных деловых отношений. Конфликта можно избежать, правильно выбирая формулировки.
Чтобы добиться успеха, мало остановить собеседника, — важно, чтобы итоговый эмоциональный «осадок» был в вашу пользу. Поэтому к каждой ситуации нужен особый подход.
№1
Вы слишком заняты, чтобы слушать
Ваша цель — прекратить или отложить разговор, не испортив отношения с коллегой. Дождитесь паузы в разговоре, затем извинитесь и кратко объясните ситуацию. Не грубите и не обвиняйте; покажите собеседнику, что вам жаль прерывать беседу.
Пример: «Очень интересно, что было дальше, но сейчас слушатель из меня не очень — срочно надо сделать то-то и то-то. Может, поговорим позже?» Коллега скорее всего согласится, хотя бы из вежливости, — и вы сможете без обид прервать разговор и вернуться к своим делам. Если вопрос не важный, коллега едва ли к нему вернется.
№2
Тема разговора вам абсолютно неинтересна
В этом случае вы можете завершить разговор или сменить тему на более интересную. Главное — чтоб у коллеги не создалось впечатление, будто вы считаете его занудой.
Для этого хватит одной фразы. Дождавшись паузы, переводите тему: «Запомни, на чем мы остановились, я хотел тебе сказать кое-что». И переходите к другой теме. Если повезет, неинтересный разговор не возобновится.
№3
Участники встречи отклоняются от повестки дня
Злейшие враги эффективного делового общения:
светская болтовня. Освоиться и собраться с мыслями поможет короткая неформальная беседа, но потом необходимо перейти к актуальным вопросам.
обсуждение нерелевантных тем. «Больные», заведомо нерешаемые вопросы всегда бурно дискутируются. Так, на собрании по вопросам бюджета менеджеры среднего звена спорят о корпоративной стратегии, хотя их дело — не разработка, а реализация. Необходимо вернуть обсуждению продуктивность. Хорошо бы иметь письменную повестку дня, но в любом случае у деловых встреч всегда есть цель, известная участникам, и можно напомнить о ней тактично — чтобы не прослыть сухарем, для которого регламент важнее, чем эмоции коллег.
Неформальные разговоры на отвлеченные темы — даже сплетни — несут важную социальную функцию: помогают сотрудникам ощутить себя частью команды, но никуда не ведут.
Покажите, что и вы цените возможность поговорить на отвлеченные темы.
пример
«Это очень интересно! Но нам нужно вернуться к [повестке дня]».
Не упрекайте в невнимательности, покажите, что цените общение, а затем переходите к актуальным задачам.
№4
Как перебить, чтобы продемонстрировать статус
Попытка резко прервать собеседника почти всегда выглядит как самоутверждение.
Более того, подлинная, подсознательная мотивация может быть именно такой. Согласно New York Times, на деловых переговорах мужчины «повсеместно» перебивают женщин, что справедливо интерпретируется как неуважение и попытка доминирования.
Мужчины перебивают и других мужчин — не так часто, как женщин, но по той же причине, разве что вполне осознанной.
Не проявляйте агрессию и доминирование, если не ставите такую цель намеренно.
Но если это необходимо, перебейте собеседника на полуслове, повысьте голос, чтобы заглушить оппонента. Возможно, какое-то время вам придется говорить одновременно, попробуйте воспринимать это как разновидность игры в гляделки.