Разобраться • 19 сентября 2021
Личный опыт: как быть, если нужно
сменить название продукта
Личный опыт: как быть, если нужно сменить название продукта
Текст: Татьяна Козуб, сооснователь Dipa
Готов ли ваш стартап быть действительно гибким, если того требуют обстоятельства? Например, сменить название спустя всего год после запуска. С такой необходимостью столкнулась цифровая платформа для бизнеса Dipa. Вот несколько уроков из ее опыта, которые помогут провести ребрендинг с наименьшими потерями, а в идеале — и вовсе его избежать.
Как так получилось
Разработку своей платформы на базе ИИ и нейросетей мы начали в 2017 году. Ее предназначение — помочь сотрудникам компаний разобраться в сложных IT-системах (1С, SAP, Oracle и др.) и в целом ускорить все бизнес-процессы.
Сначала стартап назывался Gagarin.ai. Нам нравился ассоциативный ряд, который сразу возникал — казалось, мы выбрали идеальное имя для тех, кто хочет быть первым в своем деле. С таким названием мы запустили продукт и начали работать над его продвижением и повышением узнаваемости в профессиональном сообществе.
Вскоре для дальнейшего развития, поиска инвесторов и выхода на международный рынок понадобилось зарегистрировать товарный знак. Без этой формальности название компании нам, по сути, не принадлежало. Кроме того, в таком случае бизнес никак не защищен от желающих нажиться на уже зарекомендовавшем себя имени.
Регистрация товарного знака — долгая и нудная процедура, которая к тому же не всегда заканчивается успехом. Порой компаниям приходится искать альтернативное название. Именно это случилось и с нами. Мы подали заявление в Роспатент, а после 10 месяцев ожидания получили ответ, что по Gagarin.ai существует конфликт с двумя другими товарными знаками. Плюс к этому — отсутствует согласие от наследников Юрия Гагарина.
Сначала мы не оставляли надежды зарегистрировать выбранное название. Связались с дочерью первого космонавта Галиной Юрьевной по электронной почте и подробно рассказали ей про продукт. Однако в какой-то момент наше общение просто замерло.
Теоретические шансы довести дело до конца оставались, но в какой-то момент мы для себя решили, что это ненужный риск и потеря времени. После долгого ожидания и отсутствия обратной связи мы решили, что целесообразнее будет просто сменить название.
Еще одной опцией было зарегистрировать товарный знак где-нибудь за рубежом, например в США. Однако в итоге от такого варианта мы тоже отказались: наш продукт ориентирован на весь мир, и название у него должно быть единым и универсальным.
Простота и минимализм
К выбору нового названия мы подошли гораздо более прагматично. На этот раз отказались от поиска любых ассоциаций и сосредоточились на одном ключевом условии. К тому моменту мы планировали выходить на международный рынок, а значит, название должно было быть понятно зарубежным клиентам, партнерам и инвесторам.
После небольшого брейнсторминга внутри команды остановились на простом и минималистичном варианте: Dipa. Это сокращение от Digital Personal Assistant, в котором мы для благозвучия оставили «i» из первого слова. Кроме того, наш продукт относится к классу IPA (Intelligent Process Automation), что тоже получилось отразить в новом названии.
Процедура оформления нам уже была хорошо знакома. Подали заявку в Роспатент и предоставили обозначение товарного знака, описание, точное название, перечень товаров и услуг, где он будет использоваться. Затем оплатили госпошлину за подачу заявки (3,5 тыс. руб.) и экспертизу (11,5 тыс. руб.). Сама регистрация, в случае положительного ответа, стоит 16 тыс. руб., выдача свидетельства — 2 тыс. руб.
Но основная проблема — не сбор документов или финансовые затраты, а чрезвычайно длинные сроки. Если регистрация самого продукта и прав на ПО занимает всего месяц-два, то товарного знака — около года.
Жизнь после смены названия
Смена названия стала для нас тяжелым решением. И не только из-за бюрократической волокиты с регистрациями и пошлинами. Название Gagarin.ai уже упоминалось в разных источниках, и теперь нам нужно было увязать его с нашим новым именем ― Dipa.
Мы разработали айдентику, запустили сайт и провели ребрендинг продукта на маркетплейсах. Затем оповестили всех существующих и потенциальных клиентов, причем использовали смену названия как повод лишний раз напомнить о себе. Тем более что за год, прошедший с момента запуска, мы довольно сильно доработали сам продукт и добавили дополнительный функционал. В итоге у нас, по сути, получился релиз обновленной платформы, которая закрывала больше потребностей клиентов и выходила под другим именем.
Как всего этого избежать
Мы постарались провести смену названия с наименьшими потерями. Но очевидно, что в такую ситуацию лучше не попадать. Для этого достаточно уже на старте компании соблюсти несколько несложных правил.
Стремясь к уникальности и успешной регистрации с первого раза, не забудьте про корректность названия. Причиной провала может стать не только непредумышленное копирование уже известного имени, но и просто неудачный нейминг. Можно вспомнить массу примеров, когда первоначальное название или результат ребрендинга вызывали шквал негатива у потребителей и в СМИ. Так, в 2010 году SciFi Channel (телеканал, транслирующий научно-фантастический контент) превратился в SyFy Channel. Но позже выяснилось, что SyFy — это сленговое название сифилиса.
Определитесь, на территории каких государств вам нужно зарегистрировать свой товарный знак. В разных странах ― свои органы регистрации, правила и процедуры. К сожалению, зарегистрировать товарный знак сразу на весь мир невозможно. Так что заранее выбирайте страны и регионы, которые для вас действительно актуальны, ведь в каждом случае — это время и дополнительные затраты.
Изучите конкурентные товарные знаки. Внимательно проанализируйте, существуют ли названия, с которыми может возникнуть конфликт. Схожие товарные знаки (вроде «Adidas» и «Abibas») Роспатент зачастую отклоняет.
Наконец, доверьте проверку доступности названия и оформление всех документов профессионалам. Речь идет о специалистах из патентных бюро и юридических компаний. Да, на сайте ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) вы можете самостоятельно проверить, свободен ли тот или иной товарный знак, но в выдаче разобраться довольно сложно. Лучше заплатить за это профессионалам, чем потом столкнуться с необходимостью менять название, — в итоге вы сэкономите не только деньги на перерегистрацию, но и очень много времени и нервов.