«Предприниматель не может не расти в творческом и финансовом плане». Игорь Рябенький — о том, как не стать унылым говном

«Предприниматель не может не расти в творческом и финансовом плане». Игорь Рябенький — о том, как не стать унылым говном

Венчурный инвестор, управляющий партнер фонда AltaIR Capital и бизнес-ангел Игорь Рябенкий часто делится советами и наблюдениями в своих соцсетях. Недавно он написал книгу, где на примерах из своей практики рассказал о лайфхаках, секретах и подводных камнях венчурного инвестирования. Книга «Легкий венчур. Практическое пособие для начинающих ангелов и будущих единорогов», которая выходит в октябре в издательстве «Альпина Паблишер» при сотрудничестве с «Лабораторией Однажды», будет полезна и стартаперам, и инвесторам. Inc. публикует отрывок из книги.

Дано: У вас есть бизнес, в который четыре года назад вложился инвестор. Идея оказалась неплохой, кто-то даже пользуется получившимся продуктом. Единорог из вас пока не вышел, но вам хватает денег на все операционные издержки и спокойную безбедную жизнь. Вы неторопливо двигаетесь по плато, ничего не падает и есть не просит. Можно подумать о саморазвитии и заняться медитацией. Круто?

Вопрос: Что думает инвестор о вашем бизнесе?

Ответ: Скорее всего, уже ничего. Но если он когда-то и вспоминает ваш проект, то ласковым выражением lifestyle business. Или, по-русски, «унылое говно».

Мы же договорились, что будем общаться честно, прямо и без нудятины? Сразу оговорюсь, что никого не осуждаю: бывают разные бизнесы, и если их запускают, то это кому-нибудь нужно. Пусть хотя бы фаундеру и его семье. Но с позиции инвестора бизнес, который просто держится на плаву, — худший из вариантов. Думаете, инвестор больше всего боится провала и потери денег? Нет. Провалы — совершенно нормальная ситуация, от них никуда не деться. Инвестор спокойно принимает реальность, в которой есть успешные проекты, но есть и неудачные. А вот примириться с унылым говном очень тяжело. И у меня такие бизнесы тоже есть, что очень печально.

В чем, собственно, драма? Допустим, имеется проект, в который мы вложили деньги. Он перестаёт расти, но денег хватает на содержание команды. И в этот момент предприниматель задумывается: «А что, плохо, что ли? Налоги плачу, семью кормлю, сотрудники зарплату вовремя получают. Ну, упёрлись в плато, но ведь не сели в лужу хотя бы и стольких людей сделали счастливыми».

Да, этот предприниматель зарабатывает какие-то деньги, и он живёт на них, есть не просит, — действительно, разве плохо? У меня только один вопрос: а об инвесторе-то кто подумает? Ему-то что делать? Для него нет ни входа, ни выхода. У него лежит этот проект на пыльном чердаке, как чемодан без ручки. Ладно, если компания разорилась, ты про неё забыл, и всё. Выросла — отлично, ты её продал. А с этим бизнесом что делать? Он вроде бы и есть, но продать его невозможно. И вот ты сидишь в совете директоров, как кум на чужих именинах, и никакого тебе выхода или хотя бы дивидендов.

Предприниматель должен стремиться к покорению высот. Проекты с небольшой доходностью, конечно, имеют право на жизнь. И их очень много. Но это не венчурные проекты. Между тем инвестиционные фонды создаются на ограниченное количество времени, и они тоже привлекают чужие деньги. То есть наши венчурные инвестиции должны в один прекрасный день выйти из проекта, чтобы вернуться нашим собственным инвесторам. А этого не происходит. Вот поэтому стадию lifestyle business инвесторы терпеть не могут. Получается, ты просто профинансировал хорошую жизнь предпринимателю, который взял у тебя денег и шлет наилучшие пожелания. «Рыбаки-дальневосточники заготовили 500 тонн красной икры и шлют вам горячий привет» (Команда НГУ, КВН-91).

Правило

Если ты предприниматель, ты не можешь не расти в творческом и финансовом плане. Ты двигаешь прогресс, ты обречён на создание чего-то нового, пусть даже с риском потерпеть неудачу. Если же ты застрял в определённой точке и тебя всё устраивает, не строй иллюзий и не гни грудь колесом — ты уже ни фига не предприниматель, а другое слово на букву «п». Это слово — пенсионер.

Исключения

Решительно отсутствуют.

У феномена lifestyle business нет никакой страновой специфики, он не зависит ни от ментальности, ни от погодных условий. Пенсионеры водятся везде и примерно в одних и тех же пропорциях по отношению к основному населению. Просто по своей природе человек во все времена был либо предпринимателем, либо нет. А при капитализме предприниматель — вообще центральная фигура, которая заставляет мир вертеться и трансформироваться под весом здоровых и нездоровых предпринимательских идей.

Когда-то в университете я проходил политэкономию. Это был непонятный предмет с непонятным названием. Там нас учили, что, если при феодализме или капитализме у вас есть земля или средства производства, значит, вы тут главный. Мой жизненный опыт говорит о противоположном, особенно в контексте современного понимания капитализма.

Потому что у тебя может быть огромное количество средств производства и земли, но ты с ними ничего не можешь сделать, пока нет бизнес-идеи, — ты просто владеешь спящим ресурсом. Да еще, скорее всего, платишь немалые деньги на содержание этих «активов» и налоги с них. Предприниматель же — тот, у кого появляется идея, помноженная на волю. Тот, кто понимает, что можно сделать для усовершенствования существующих правил игры, для создания новых продуктов, которые ещё не существуют, но точно будут приняты рынком. Предприниматель не знает покоя, он видит возможность и использует ее.

Поэтому я считаю, что предприниматель — это не род деятельности, а, скорее, черта характера. Он склонен создавать, и не важно, идёт ли речь о простом бизнесе, социальном предпринимательстве, передовой общественной деятельности, фундаментальной науке или о чём-то еще. Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Сергей Королёв — все они были предпринимателями, хотя, конечно, лица имели физические, а не юридические. Если же говорить строго о бизнесе, то предприниматель — человек, который лучше всего реализуется именно в создании новых коммерческих предприятий. По-английски предприниматель — entrepreneur, а предприятие — enterprise. То есть это человек, который может задумать, осмыслить и создать предприятие, а затем привести его к успеху.

Возражение менеджера

Вы вообще видели этих лохматых создателей и идеологов, которые постоянно путаются в бумажках и не могут найти два одинаковых носка, — настолько они погружены в высокие материи?

Ответ на возражение

Да, очень важно понимать, что создание чего-то нового и управление этим новым — две разные функции. Менеджер хорошо выполняет поставленную задачу. А предприниматель может быть очень плохим менеджером, и, кстати, часто так и происходит. Его задача не обязательно состоит в том, чтобы переродиться в менеджеры самому, а в том, чтобы осознать свой недостаток и найти для своего предприятия эффективного менеджера.

Правило

В большинстве успешных бизнесов есть фигура предпринимателя и есть фигура сильного менеджера. Если проследить историю наиболее известных стартапов со времени их создания до момента, когда они становятся успешной фирмой, мы обнаружим эту закономерность. К примеру, Google, где фаундеры уступили руль Эрику Шмидту.

Исключения

Редко, но бывают. Пожалуй, самое яркое из них — история Стива Джобса, который неплохо, хотя и с оговорками, управлял своим бизнесом. Да, он и создал Apple, и развил, пускай менеджмент и выгонял его по дороге. Но повторюсь: это скорее исключение. Обычно же в какой-то момент приходят профессиональные управленцы, которые настраивают процессы и руководят ими. А предприниматель может посмотреть и сказать, как сделать лучше, быстрее, по-новому. Он — животворящая бактерия, не дающая среде заснуть. Его менеджеры — качественные консерванты, их задача — среду стабилизировать.

Возникает только один вопрос: а инвестор в этой вселенной кто? Он вроде как и устремлён в будущее, и занимается работой со смыслами, но одновременно он и про деньги, юридические вопросы и прочее?

Для меня инвестор — подвид предпринимателя, который может, оценивая имеющийся набор идей, понять, какие из них являются более перспективными и какие он готов поддержать. То есть для меня инвестор — это предприниматель 80-го уровня. У него выкристаллизовалась квинтэссенция своего опыта, поведения, и он работает с идеями. Он как геолог, ищущий золото. Когда ты нарабатываешь какой-то опыт, связи, имя, у тебя возникает большой поток проектов, которые нужно понять, отформатировать, безжалостно отбросить или, наоборот, резко схватить. Моя предприимчивость заключается именно в том, что я оцениваю фигуру предпринимателя и его идею, способность довести её до успешной реализации.

Главный совет

Старайтесь ставить перед собой глобальные цели и стремиться к созданию лучших продуктов и технологий. Перспектива революционных изменений — основа успешного венчурного проекта.