Экономить бизнесу нужно, чтобы не только выжить, но и стать эффективным. При этом экономить можно практически на всем, главное при этом — не ограничивать свои возможности, а открывать новые. Inc. собрал несколько самых очевидных (но от этого не менее ценных) советов — что и как оптимизировать, чтобы не расходовать ресурсы впустую.
Закупки и взаимодействие с поставщиками
Перед каждой новой закупкой ищите как минимум трех поставщиков подобных товаров и просите каждого сделать вам предложение. Так вы сможете не только выбрать лучшую цену, но еще и поторговаться, упоминая более выгодные предложения конкурентов.
Не стесняйтесь выяснять место поставщика в цепочке формирования стоимости. Очень важно понимать, кто он — производитель, эксклюзивный представитель или один из множества представителей. Чем ближе к изготовлению — тем ниже цена, поэтому старайтесь выходить на производителей и договариваться с ними напрямую.
Правильно распределяйте объем закупок между поставщиками одного и того же товара: компания с лучшей ценой должна поставлять больший объем.
Периодически проводите со своими поставщиками переговоры на тему снижения цен по причине кризиса. Мотивируйте стремлением к долгосрочному сотрудничеству, пугайте предложениями скидок от их конкурентов.
Мониторьте рынок, следите за колебаниями фактических закупочных цен. Если видите, что они упали и не восстанавливаются, а поставщик не снизил цену, — это повод связаться с ним и разобраться в причинах.
Аренда офиса
Когда обойтись без офиса не получается, самый очевидный вариант — снять место в коворкинге. Это не только дешево, но в большинстве случаев еще и удобно, так как не надо заморачиваться с мебелью, техникой и уборкой, — все уже включено в ценник.
Если коворкинг не вариант — не бойтесь экономить лишние метры, отправляя людей на удаленку. Так давно поступает бизнес по всему миру, и в последние годы к тренду присоединяется все больше российских компаний.
Даже если требуется общаться с клиентами в престижной обстановке, нет смысла снимать в центре большой офис. Можно арендовать помещение подороже только для тех сотрудников, которые отвечают за такие связи, а всех остальных разместить на более доступных площадях поближе к окраинам.
Если офис не должен быть роскошным, но все же необходимо снимать его именно в центре, ищите помещения не в бизнес-центрах, а в подвалах жилых домов и административных зданий. Такие предложения всегда значительно дешевле.
Неплохим выбором могут стать бизнес-парки, образованные на территории бывших промышленных предприятий, особенно если бизнесу требуются складские площади: на таких объектах их можно арендовать прямо вместе с офисом и получить экономию на логистике.
Сотрудники
Многие «побочные» задачи (как бухгалтерия и уборка) маленькая компания может отдать на аутсорс через удобный маркетплейс или поручить современным сервисам. С одной стороны, это позволяет не расширять штат без реальной необходимости, с другой — избавляет имеющихся сотрудников от излишней загруженности, высвобождая ресурсы для решения жизненно важных проблем.
Бухгалтеров и юристов молодой компании на первых порах могут заменить «Мое дело» и Doczilla.
Курьерскую доставку обеспечат такие сервисы, как «Достависта» или Take’N’Go.
Исполнителей практически для любой задачи — от уборки и ремонта до копирайтинга и разработки сайтов — можно найти на маркетплейсах YouDo и «Метнись кабанчиком».
Инновации
Они не всегда обходятся дорого, поскольку в конечном итоге позволяют экономить, например, на печати, от которой мы все до сих пор зависим. Ключевой совет — выбирать устройство для печати следует с учетом стоимости расходных материалов. Если вы много печатаете и у вас часто кончается картридж, подходящим выбором станут лазерные принтеры и МФУ НР Neverstop Laser без картриджа.
За счет использования технологии заправки тонера непосредственно в модуль печати эти устройства обеспечивают значительное снижение стоимости отпечатка — до 80% по сравнению c лазерными картриджами. Стартового запаса из коробки хватает на 5 тыс. страниц, что примерно в 10 раз больше, чем у лазерных принтеров с картриджами, аналогичных по ценовому классу. Благодаря удобным заправочным комплектам HP на 2,5 тыс. страниц заправка тонером занимает считанные секунды, и, что важно, испачкаться при этом невозможно.
Оборудование и ПО
Заключайте долгосрочные контракты с поставщиками — за счет объемов закупки и унификации процессов обслуживания типовой офисной техники вы не переплатите за мощные компьютеры на весь офис. Определитесь с нужными характеристиками и закупите у поставщика оборудование с обслуживанием.
Закупайте все оптом. Антивирус, например, — сразу на все устройства и на 3 года вперед. Если производители поднимут цены, вас это не коснется.
Налаживайте контакты с поставщиками. У продавцов «железа» часто можно добиться скидки (от 20% до 35%), а гарантия на ноутбуки у них дольше, чем в обычных магазинах, — не 1 год, а 3 года.
Выбирайте поставщиков сразу нескольких программных продуктов. Всегда просите скидку на дополнительные продукты, если одним вы уже пользуетесь.
Перенесите серверную в облако. Это позволит как угодно масштабировать мощности, потребляя ровно столько, сколько требуется. Облачные пакеты продают Amazon, IBM, Microsoft и другие.
Реклама
Разработайте и правильно настройте маркетинговую стратегию. Показывать только правильную рекламу только нужной аудитории и только через подходящие каналы — лучший способ добиться сокращения бюджета на маркетинг и сделать каждую его копейку максимально эффективной. Для этого потребуется уделить некоторое время исследованиям рынка, своей аудитории и бизнеса конкурентов, но результат многократно окупит эти трудозатраты.
Крупные компании с большими базами клиентов — в первую очередь банки, страховые, платежные системы — стараются повысить коммерческую отдачу клиентских данных. Они буду рады разослать по своим базам предложение вашего стартапа с промокодом, а комиссию возьмут на порядок меньше, чем рекламные сети.
Вы можете обращаться к работодателям, чтобы привлекать их сотрудников в качестве клиентов. Пошлите руководителю HR-службы или пиарщику имейл с описанием своего проекта, предложением скидки для их сотрудников и бесплатного теста для ответственного лица — остальное сделают за вас, создав вам приток клиентов.
Если у вас кофейня, физический магазин или любое другое публичное заведение, станьте бесплатной площадкой для выступлений, мастер-классов и прочих активностей. Вечера любителей литературы, встречи начинающих авторов с их аудиторией, семинары собаководов или даже тарологов повысят средний чек в дни проведения, но главное — помогут привлечь новых клиентов.
Корпоративы
Если штат компании невелик, ценник на человека в ресторане или развлекательном комплексе не может быть «оптовым», но это вовсе не повод лишать сотрудников корпоративов.
Можно хорошо экономить, проводя совместные корпоративы с подрядчиками и партнерами. Не стесняйтесь становиться инициатором таких мероприятий — это улучшит ваш имидж, принесет пользу всем и укрепит ваши отношения.
Полезно объединяться для таких целей еще и с профессиональным сообществом — это отличный способ серьезно прокачать ваши связи. Удобнее всего кооперироваться через группы в соцсетях: например, представители медийной тусовки общаются и помогают друг другу в группе Facebook «Пиарщики и маркетологи России», а специалисты в сфере ивентинга — в «EVENТЫ артисты/event специалисты/подрядчики».