VR в сфере недвижимости на каждом рынке занимается несколько компаний, — конкуренция высокая, а клиентов не так уж много. В России VR пока охватывает только элитный сегмент.
Российская компания GEO CV занимается оцифровкой помещений с помощью сенсоров, которые скоро появятся во всех топовых моделях телефонов. Полученную 3D модель можно показать клиенту через очки VR. С помощью украинского приложения ARhouse можно сделать презентацию конструкции и строительных проектов в 3D формате. Например, возведение новостройки, за которым ее будущие жильцы пристально наблюдают в VR.
VR используется в маркетинге как новый способ дарить людям эмоции. Окупаются ли вложения в подобные активации, пока не ясно.
McDonaldʼs и Coca-Cola использовали примерно одинаковую идею: коробка Happy Meal или упаковка от 12 банок Coca-Cola трансформируется в очки виртуальной реальности — пара линз и смартфон. Если в Coca-Cola предлагалось использовать VR-приложения с iOS или Android-маркетов, то в McDonalds придумали 3D игру, которая повышает внимание детей на горнолыжных склонах. Сыгравший успешно получает очки, и в следующий раз за них предоставят скидку.
Marriott Hotels установил в Нью-Йорке специальную будку, где в очках виртуальной реальности можно побывать на гавайском пляже, на вершине лондонского небоскреба, а между делом — и в номере отеля Marriott.
Volvo устроила презентацию нового автомобиля на конференции с VR-очками: изображение в очках нескольких сотен человек можно синхронизировать.
Aliexpress и Ebay используют VR-шоппинг. В IKEA вы можете до покупки примерить любую мебель к своей квартире с помощью VR.
Это очень интересный и емкий рынок, но в России «с улицы» на него не попасть.
Рынку дизайн-продукта и производства в VR уже 20–30 лет. Визуальное прототипирование сложных систем (с сотней и более деталей) серьезно снижает затраты и потому используется большинством крупных международных компаний.
В промышленности VR используется также для обучения. Как правило, это все же AR, а не VR. Boeing таким путем обучает сотрудников правильно соединять кабели при сборке сложнейших систем самолетов.
AR существенно ускоряет складские процессы, указывая оптимальный путь для погрузчика.
VR применим для обучения и в энергетике. Очень дорого обходится остановка энергоподстанции, но можно обучать с помощью VR и не расходовать средства на остановку.
Армия США снабжает пилотов AR-шлемами с «подсказками», стоимостью от 20 до 50 тысяч долларов.
Это крупный, бурно развивающийся рынок для VR. В Китае исследовали, как обучение в VR влияет на успеваемость. Непосредственно после такого обучения успеваемость была на 25% выше, чем в группе традиционного обучения, через две недели по-прежнему наблюдался эффект, но сниженный до 15%.
VR-образование в бизнесе снижает арендные и транспортные расходы — на перевозку оборудования и разъезды тренеров (хотя может заменить далеко не всех).
Компания «СИБУР», чтоб не возить по всей стране оборудование ценой $1 млн, обучает сотрудников на виртуальном компрессоре.
Широко использует VR и Корпоративный университет Сбербанка: здесь учат выступать перед аудиторией, симулируя различные нестандартные ситуации. Есть программа обучения эмпатии с пожилым человеком в типичном отделении банка.
Быстрое развитие VR-обучения в России возможно в секторе частного образования (детских садов и школ).
VR в медицине частично пересекается с рынком образования. Тренажеры-симуляторы на базе технологий виртуальной реальности — их используют во многих учебных учреждениях и клиниках — существенно повышают качество обучения врачей, сокращают затраты и снижают количество врачебных ошибок.
Технология VR успешно используется в США и в Европе для реабилитации больных после инсультов, ожогов и травм.
Например, установка MindMaze отслеживает и отображает движения человека на дисплее. Стараясь выполнить предлагаемые задания, мозг постепенно восстанавливает и перестраивает нарушенные нейронные связи.
VR используется для борьбы с фобиями, посттравматическим синдромом и даже для помощи аутистам.
Самый горячий рынок VR в мире. В США, в штате Юта открылся парк развлечений в виртуальной реальности The Void. где используются физические локации, соответствующие виртуальной реальности.
В одном из топовых парков Диснейленда 17 млн посетителей в год, а средний чек семьи — $220–350, без учета проживания в отеле. Но в России возможности этого рынка не слишком велики. Емкость всего рынка индустрии развлечений в России — 50 млрд рублей. Тем не менее, в России хватает желающих попасть на этот рынок: это создатели костюмов для погружения в виртуальную реальность, разработчики квестов и разнообразных игр и аттракционов. По информации РБК, на начало 2017 года в России было около 150 таких компаний.
VR позволяет просматривать номера гостиниц при бронировании и насладиться предчувствием путешествия в его промо-VR-версии. Виртуальные презентации есть у многих отелей, однако полноценной системы букинга на VR пока нет.
Дополненная реальность широко используется во многих музеях мира, а также для воссоздания исторического облика улиц или каких-то деталей объекта, подробных описаний и т.п. Этим грешит даже Парк Горького.
Симуляция игровых (в футболе, баскетболе, бейсболе и прочих игровых видах) или боевых спортивных ситуаций — обычное дело. Симуляторы локаций — например, будущих олимпийских стадионов, — позволяют спортсменам снять часть психологической нагрузки от новизны места. Фитнес-клубы, в том числе в России, дают возможность проехать по известной велотрассе или скатиться по горнолыжному склону в Австрии, не выезжая из своего района.