52% менеджеров среднего звена регулярно испытывают стресс на работе. Руководство обычно не видит в этом проблемы, зато «эйчары» называют выгорание основной причиной увольнений. «Выгоревший» менеджер среднего звена снижает KPI отдела, «выгоревший» «топ» — капитализацию всей компании. Рассказываем, что такое профессиональное выгорание и как его предотвратить.
Термин «профессиональное выгорание» ещё в 1974 году ввёл психолог Герберт Фрейденбергер, а в 1986 году был разработан первый инструмент для выявления выгорания — так называемый Опросник Маслач: он выявляет три компонента в этом синдроме —эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
95% специалистов по персоналу считают выгорание серьёзной проблемой, 46% называют его основной причиной текучки кадров.
49% — регулярные задержки на работе
34% — работа в выходные дни
24% — однообразие задач
9% — регулярные командировки
7% — нереализованные амбиции
5% — плохие отношения в коллективе
5% — отсутствие карьерных перспектив
4% — низкая заработная плата
2% — боязнь ответственности
2% — зависимость от мнения начальства
В этих факторах — признаки азиатской и западной корпоративных культур. На Востоке главная причина выгорания сотрудников — монотонность офисной жизни (в Японии термин Karoshi обозначает смерть от переработки — и есть давняя традиция неоплачиваемых сверхурочных), а на Западе — погоня за недостижимым результатом.
В России на одного сотрудника приходится 1985 рабочих часов в год и в среднем (с учётом работающих на полставки) 38 часов в неделю (в Германии — 1366 часов в год, во Франции — 1473 часа) при крайне низкой производительности труда. 32% россиян регулярно задерживаются на работе, а в ряде сфер (таких как PR или шоу-бизнес) работа круглосуточная по умолчанию.
Опросник Маслач состоит из 22 утверждений о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Респондент оценивает, как часто он их испытывает; результаты распределяются на три шкалы. Но выгорающий сотрудник виден и без специальных методик, по следующим признакам:
1
Истощение, постоянная усталость.
2
Низкая мотивация, стремление снять с себя ответственность, редукция профессиональных обязанностей («бегает от работы»).
3
Неадекватные эмоциональные реакции, экономия эмоций, отстранённость.
4
Высокомерие, цинизм, конфликты с коллегами.
5
Ухудшение когнитивных способностей.
6
Снижение рабочих показателей.
7
«Запущенность» — усугубление вредных привычек, изменение пищевого поведения, неряшливый внешний вид.
8
Постоянная сосредоточенность на работе (даже вне рабочего времени).
9
Проблемы со здоровьем.
64% российских начальников предлагают выгоревшим сотрудникам взять короткий отпуск за свой счет, а в 30% случаев советуют оставить свои психологические проблемы дома. Профессиональной профилактикой выгорания в России занимаются только крупные корпорации — РЖД, Сбербанк, Вымпелком (хотя для небольшой компании выгорание сотрудника критичнее).
Например, c лета 2016 года несколько тысяч сотрудников «Билайна» могут выбирать удаленную работу с комфортным графиком. Полупустые офисы телеком-гиганта похожи на тихие коворкинги. До конца 2017 года 70% персонала — около 9000 человек — уйдут на удаленку.
1
Поддерживать комфорт на рабочем месте. В Google, «Яндекс» и Facebook «пижамные» условия работы (в их офисах домашная атмофсера, можно приходить хоть в тапочках), — берите с них пример.
2
Помочь расставить приоритеты. От выгорания чаще других страдают менеджеры среднего звена, из-за двойного стресса — от начальства и клиентов.
3
Ставить реалистичные задачи. Если потребовалось сверхусилие — дайте сотруднику возможность восстановиться.
4
Следить за атмосферой в команде. Жалобы, лень и «подставы» могут быть вызваны выгоранием одного сотрудника, но навредят всем.
5
Дать сотрудникам почувствовать их ценность. Одобряйте их действия, сильные стороны. Деньгами нельзя заменить чувство значимости и вклада в общее дело компании.
6
Поощрять активность сотрудников вне работы. Увлечения побеждают стресс.
7
8
Предлагать помощь. Обучение, курсы стресс-менеджмента — вплоть до консультаций психолога.