Во время протестов с большим количеством насилия на улицах и в тюрьмах страдают все, вне зависимости от политических взглядов. Согласно теории буллинга, и жертва, и агрессор, и наблюдатели получают в этой ситуации психическую травму. В компаниях политическая турбулентность увеличивает риски конфликтов, учащаются случаи выгорания, нервного и физического истощения. Во время протестов в Беларуси с этим столкнулся международный стартап с бэк-офисом в Минске. Сотрудники компании находились в тяжёлом стрессе и нуждались в психологической поддержке. Пережить этот кризис помогала им компания deep mind consulting. Сейчас её опыт может быть полезен для российских компаний. Основатель deep mind consulting Максим Тимофеев написал для Inc., что нужно делать в ситуации кризиса, чтобы минимизировать ущерб для людей и компании и даже вывести команду на новый уровень сплочённости.
3 фактора психической дезинтеграции
В кризисной ситуации с силовыми действиями на ментальное состояние людей действуют сразу несколько факторов. Вот три ключевых из них.
1. Нестабильность. Когда конфликт усиливается, людей волнует неопределённость. Они перестают понимать, что конкретно происходит, кто побеждает и чем всё закончится. Как следствие, появляются сложности с любым планированием. У людей возникает ощущение, что земля уходит из-под ног. Это большой стресс для организма, который требует большого психического ресурса и может очень долго не заканчиваться.
2. Насилие и опасность. Акты насилия наносят психическую травму всем участникам событий, вне зависимости от их роли. Даже если мы не участвуем в митинге и просто смотрим видео про избиение людей дубинками, на телесном уровне происходит сильный отклик в виде зажатий или других индивидуальных реакций. Возникают страх, тревога, гнев. Чувство безопасности важно для адекватных решений, здоровой работоспособности и нормальных отношений в коллективе.
3. Потеря субъектности (ощущения авторства жизни). В Минске многие люди стали свидетелями ужасного насилия, но не понимали, как его можно прекратить. Если человек не находит формы участия, у него день за днем формируется состояние заморозки. Это когда, с одной стороны, больно, а с другой, кажется, что нет возможности выйти из этой боли. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к формированию психической травмы, которую можно также интерпретировать как выученную беспомощность.
Создаём как можно больше точек опоры
Все наши действия должны как минимум не усиливать, а в идеале — компенсировать факторы психической дезинтеграции. Но в первую очередь следует проверить состояние ваших сотрудников. Для этого есть надежный (хотя и трудоёмкий) способ: команда психологов говорит с каждым человеком и оценивает его устойчивость и ресурс по модели помощи в кризисных ситуациях Университета Дж. Хопкинса. Уже в рамках этих интервью испытывающие сильный стресс сотрудники получают точку опоры — они чувствуют внимание и заботу (лучше всего провести за счёт компании дальнейшие индивидуальные сессии с терапевтами).
Падение работоспособности — естественное следствие потери внешней стабильности. Для скорейшей адаптации команды нужно делать всё, что уменьшает неопределённость и увеличивает ясность. В идеале — постоянно мониторить состояние каждого сотрудника, чтобы можно было поддерживать их точечно (например в нужное время предоставить отпуск). А тем, кто переживает сильный стресс, желательно организовать психотерапевтическую помощь — иначе компания рискует потерять их надолго или навсегда.
Одна из важнейших точек опоры для команды — ясная позиция руководства по поводу происходящих событий. Наибольшей устойчивостью и способностью к адаптации обладают те компании, чья корпоративная культура построена на открытом диалоге, прозрачности, допустимости эмоций, разнообразия и инклюзивности. В любом случае руководству следует чётко дать понять, как оно относится к событиям, что собирается предпринять и как может поддержать команду. Если же лидеры компании станут подавлять инакомыслие и карать сотрудников за участие в политическом процессе, они лишь усугубят ситуацию в коллективе. У людей разовьются апатия и депрессивное состояние, возможен даже активный саботаж, что, конечно, не идёт на пользу производительности.
В сложных ситуациях как никогда важна качественная обратная связь. Отлично, если компания заранее озаботилась внедрением специальных безопасных и конструктивных фреймворков для получения фидбека. Недостаток информации от коллег о своей работе способен вызвать у сотрудника не меньший стресс, чем внешние события. Этот фактор необходимо свести к минимуму.
На индивидуальном уровне точки опоры создаются за счёт стабильного режима дня. Руководству компании стоит как минимум обратить внимание сотрудников на необходимость правильного питания, сна и физической активности. А как максимум — найти специалистов, которые с этим помогут. На самих лидеров компании тоже ложится огромная стрессовая нагрузка. Они в обязательном порядке должны работать с психологами и специалистами, которые помогут им поддерживать ясность ума.
Проявляем эмпатию и гибкость
При виде насилия на улицах многим людям становится эмоционально плохо. В результате они полностью теряют способность работать, причём иногда — на длительный срок. Это связано с индивидуальной отложенной реакцией на травматичные события — ресурс психики для адаптации ограничен, его можно быстро израсходовать.
В первую очередь следует признать проблему. Если на улицах вашего города происходит насилие, это может действовать на сотрудников, вне зависимости от их политических взглядов и степени гражданской активности. В компании должны осознать, что наступает время заботы друг о друге на всех уровнях.
Чтобы сотрудники справились с психическими травмами, предложите им помощь психологов. Если бюджет вашей компании ограничен, можно воспользоваться услугами онлайн-сервисов, которые предоставляют психологическую поддержку. Как минимум организуйте несколько сессий для наиболее нуждающихся в помощи сотрудников.
Компания также может легитимизировать снижение производительности — чтобы не усугублять его чувством вины у сотрудников. Проговорите и признайте тот факт, что в период острого кризиса работать как раньше не получится. Доверие к сотрудникам в кризисный момент послужит для них ещё одной точкой опоры.
В качестве дополнительной меры рекомендуйте людям дозировать просмотр новостей и выделить для этого конкретное время в своём графике. Ещё лучше — уйти от просмотра новостных лент и ограничиться чтением саммери. Стоит также воздерживаться от контента с насильственным содержанием.
Увеличиваем субъектность
Когда почва уходит из-под ног, стоит фокусироваться на тех задачах и сферах жизни, которые мы можем контролировать. Это необходимо, чтобы перестать чувствовать беспомощность, наблюдая за событиями, как повлиять на которые, мы не знаем. Хорошо обсудить с командой, что и почему мы делаем, и добиться общего понимания.
Компания может позаботиться о быстром обучении сотрудников навыкам работы со стрессом и своими паттернами в турбулентных ситуациях (большинству из нас их не хватает). Внедрите групповые практики и форматы для развития стрессоустойчивости, регулярно устраивайте совместное обсуждение состояния команд. Особенно полезно поработать с темой заботы: мы склонны фокусироваться на других и мало беспокоиться о себе, а это не совсем верная стратегия в кризис. Исправить эту ситуацию помогут фасилитаторы, психотерапевты, эмбодимент-специалисты или преподаватели осознанности.
Опять же, с помощью приглашённых специалистов полезно сформировать коллективный rescue-guide. Это обобщённая информация об оптимальных действиях, которые обеспечат безопасность в случае тех или иных рисков: что делать с деньгами, документами, как подготовиться к возможной эмиграции, и т. д. Вдвойне полезно будет подключить к созданию такого гайда всех желающих сотрудников — так они объединят свои усилия над решением задачи, которая полностью в их власти.
Никто не может определить степень силы событий, которая окажет существенное влияние на вашу компанию. Все мы разные, с разным уровнем ресурсов и вовлечённости. Важно реагировать и готовиться к ситуации как можно быстрее и качественнее. Лучше всего сработает комплекс мер и искренняя забота: честный диалог, профессиональная поддержка, помощь с конкретными жизненными обстоятельствами. Это может помочь компании пережить трудные времена, сплотиться и продолжить рост.