• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Коучинг в цифрах: сколько можно заработать на саморазвитии

Коучинг в цифрах: сколько можно заработать на саморазвитии
Фото: Michael Short/Bloomberg via Getty Images

Прошлый год можно по праву назвать годом тренингов, и не только из-за Тони Робинса, имя которого благодаря безумным ценам на билеты узнала и до сих пор еще не забыла вся страна. Для многих стало открытием, что люди готовы платить такие деньги за советы в стиле «как стать лидером своей жизни». Но, по данным Яндекс.Кассы, обрабатывающей платежи на тысячах сайтов по продаже мастер-классов, курсов и тренингов, россияне в принципе все больше тратят на обучение и развитие.


Если посмотреть на динамику оборота внутри отрасли, то результат будет вполне впечатляющим: рост в 1,5 раза относительно данных годичной давности. На развитие ума и укрепление духа россияне тратят больше, чем на тренировки тела. Так, например, оборот бизнеса по организации мастер-классов и тренингов за прошедший год в Яндекс.Кассе на 40% больше, чем в сфере спортивных мероприятий.


Рынок, свободный от монополии


Одна из основных особенностей рынка обучения и развития в России — низкая консолидация. Немного у нас в стране сегментов бизнеса, где нет доминирующих компаний и тенденции к монополизации, а вот в сфере тренингов даже самые крупные игроки имеют менее 5% от общего объема рынка. В результате явного лидера нет, порог входа в бизнес относительно невысокий, а значит, рынок доступен для новичков. Хорошая идея, попадающая в потребности аудитории, умелое продвижение в диджитале и грамотная организация онлайн-продаж — и компания имеет все шансы взлететь. Запуск проекта в сфере инфобизнеса не требует аренды офиса, а в последние годы даже аренды пространства для проведения тренингов: все чаще коучи и консультанты переходят в формат онлайн-сессий. С одной стороны, это требует большего профессионализма от ведущего, так как веб-камера все-таки снижает качество контакта и влияние харизмы тренера. С другой стороны, заметно расширяется потенциальная аудитория, ведь география перестает быть препятствием для продаж. Неудивительно, что совокупность этих факторов стимулирует рынок к росту. Так, за 2018 год число сайтов, подключивших оплату тренингов в онлайне, в 3,5 раза превысило число новых сервисов в другой набирающей оборот сфере — онлайн-продажах здорового питания.


Обучаем и развиваем. Дорого


Средний чек на оплату тренингов, мастер-классов и коуч-сессий составляет около 3,1 тыс. руб. Это примерно в 3 раза больше платежа за покупку в онлайн-магазинах одежды и обуви (самой популярной категории в онлайн-ретейле). При этом средний чек за тренинг не всегда равен его реальной цене, так как за обучение традиционно люди платят частями на протяжении нескольких месяцев. В итоге, средний платеж небольшой, но в совокупности прибыль от одного клиента за период сотрудничества в несколько раз выше.

Для оплаты тренингов и курсов люди значительно чаще готовы брать кредиты. Изучив данные за год о продажах в кредит через Яндекс.Кассу на более чем 8 тыс. интернет-площадок, мы увидели, что бизнес, связанный с обучением и развитием, занимает 2 место по доле оплат в кредит, уступая лишь магазинам товаров для дома и сада. Стоит отметить, что в долг люди покупают только дорогостоящие курсы. Так, средний чек при оплате мастер-классов и тренингов заемными средствами составляет около 30 тыс. руб. Возможность продаж в кредит стимулирует бизнес. У некоторых тренинговых компаний доля кредитных покупок, по данным Яндекс.Кассы, уже превышает 30% в общем объеме сделок.


Коучинг к осени хорош


Для инфобизнеса характерен не только высокий оборот, но и его стабильность. Драматическое падение наблюдается в январе, когда после праздников продажи в России снижаются практически у всех компаний, кто не торгует товарами повседневного спроса. Затем в течение года мы видим планомерный рост (отчасти связанный с ростом отрасли в принципе). Осенью (видимо, генетическая память о первом сентября, – не иначе) жажда знаний у населения начинает расти стремительно, и только в преддверии нового года спрос немного остывает.

«5 шагов к богатству», «10 мудростей настоящей женщины», «Навыки эффективного менеджера по продажам» — интерес к подобным курсам не зависит от времени года. Похоже, желание идти к успеху — состояние круглогодичное.

Стабильный спрос обеспечивает и стабильность бизнеса. За 2018 год ушли с рынка лишь 5% компаний в сфере организации тренингов.

Растущий оборот, относительно низкий порог входа, отсутствие компаний-монополистов делает рынок обучения и развития перспективным и привлекательным для новых участников. Конечно, тем, кто запускал компании в сфере тренингов и коучинга в предыдущие годы, повезло быть первыми из «оседлавших» тренд на инфобизнес. Однако спрос растет, так что место для новичков сохраняется.