Не так страшен арт. 5 способов заработать на искусстве

Не так страшен арт. 5 способов заработать на искусстве
Фото: Claire Doherty/In Pictures via Getty Images

По прогнозу Hiscox, глобальный рынок онлайн-продаж предметов искусства будет расти на 15% в год и к 2023-му составит $8,4 млрд. При всех его очевидных преимуществах, инвестирование в арт-объекты всё еще мало распространено в России — и связано это с многочисленными мифами в массовом сознании. Рассказываем, как можно заработать в этой нише (если вы не профессиональный арт-дилер), и развеиваем наиболее распространенные заблуждения.


Инвестиции


За последние 40 лет стоимость произведений искусства увеличилась на 1 000% и продолжает стабильно расти на 25% в год. Неудивительно, что доходность от покупки арт-объектов за последние 10 лет составила около 226%.

Помимо большой потенциальной прибыли, вложения в искусство имеют и ряд других преимуществ перед «стандартными» вариантами инвестирования:

  • на цену произведения не влияют колебания рынка;
  • актив физический — он рядом, и вы полностью его контролируете;
  • объект искусства доставляет инвестору эстетическое удовольствие;
  • социальная значимость: спрос на работы молодых художников помогает им продвигаться на арт-рынке.

Одно из главных заблуждений среди россиян — инвестировать в искусство могут только очень богатые люди. На самом деле это давно не так: входной порог для новичков на арт-рынке может быть невысоким — иногда достаточно и 5-10 тысяч рублей. При этом стоимость работ современных художников может за 10 лет вырасти в несколько раз (так случилось, например, с картинами Анатолия Зверева).

От инвестирования в искусство многих отпугивает также страх быть «обманутым». Чтобы не попасть впросак, достаточно соблюдать элементарные правила безопасного инвестирования и тщательно исследовать биографию художника и его предыдущие сделки. Попробуйте оценить, способен ли автор работы построить карьеру и сделать имя. Изучите само произведение и получите сертификат подлинности либо разузнайте всё об авторских и имущественных правах на него. Не лишним будет также собрать всю информацию о предыдущих сделках дилера и его финансовых успехах.


Аукцион


Те, кто обладает долгим опытом работы на арт-рынке и чутьем на перспективные арт-объекты, могут открыть свой аукцион. Если же вы новичок в этом деле — воспользуйтесь помощью профессионального галериста-куратора: он отберет для вас действительно подающих надежды художников.

Для организации торгов можете попробовать переманить профессионала с командой из «Гаража», выпускников Института «База» или ИПСИ. Если позволяют финансы — обратитесь к зарубежным специалистам с опытом работы на ведущих площадках вроде Sotheby’s (это добавит очков к карме вашего аукциона).

На аренду помещения тратиться необязательно: как и всё вокруг, торги смещаются в веб (к примеру, в 2014 году онлайн-продажи дома Christie’s выросли на 27%). Зарабатывают аукционы на комиссии — обычно продавец выплачивает 20% от итоговой стоимости лота.

Яркий российский кейс — аукцион VLADEY Владимира Овчаренко, который существует всего 6 лет, а уже достиг популярности. На каждых его торгах уходит около 75% выставленных работ: это впечатляющие цифры даже для международного арт-рынка.


Онлайн-галерея


Еще каких-то пять лет назад российские онлайн-галереи можно было пересчитать по пальцам. Сегодня число только самых значимых из них переваливает за двадцать (ArtBrut Moscow, Oily Oil, Art-Space, Art Online 24, Whitewalls.gallery, BORSH, Surok.gallery, KK-Editions, Artmajeur, Art-Icon и многие другие). Более того — все офлайн-площадки стараются выйти в интернет. Оно и понятно: осуществление сделок в онлайн-режиме значительно упрощает и ускоряет процесс.

У онлайн-галерей множество преимуществ перед их офлайн-предшественницами: покупатель получает доступ к максимально широкому спектру арт-объектов, а дилер не тратится на обслуживание помещения и обеспечение систем безопасности для произведений. Интернет-площадке совсем необязательно обзаводиться большой командой. Однако есть и минус — отсутствие пассивного дохода: брать деньги за входной билет не получится.

По мнению экспертов ARTinvestment, главный тормоз для российского арт-рынка — его «непрозрачность». Поэтому стоит обзавестись поддержкой профессиональных кураторов — ведь даже одной переоцененной работы хватит для того, чтобы навсегда похоронить репутацию.

Заработать уважение среди профессионального сообщества помогут имиджевые проекты: просветительские мероприятия, меценатство, ориентация на развитие эстетического вкуса пользователей, а не на легкую прибыль. Однако уходить с головой в «высокие материи» тоже не стоит: идеальным соотношением коммерческих и некоммерческих арт-проектов считается 60% на 40%.

При всё нарастающей конкуренции на рынке важно определиться и с нишей. Выставлять принты, как это делает KK-Editions или продвигать скульптуру и предметы интерьера подобно Artsy.net? Специализироваться на живописных работах молодых художников или развивать какое-то конкретное направление современного искусства?

И не забудьте придумать какие-то свои «фишки» для клиентов. Например, на площадке Oily Oily можно найти подходящую для интерьера картину с помощью настроек цветовой гаммы в поисковике, Smart Gallery предоставляет возможность «сжиться» с арт-объектом и оставить его дома на целых два дня, а Rise Art предлагает выборку работ по результатам тестирования вкусов пользователя.


Школа искусств


Традиционно художественные и искусствоведческие школы Москвы и Санкт-Петербурга работают при государственных университетах и музеях. Однако ничто не мешает открыть подобное учреждение любому желающему.

Появившиеся в последние годы независимые образовательные проекты уже заработали настолько высокую репутацию в профессиональных кругах, что сертификат об их окончании стал настоящим «знаком качества». Среди них — «Школа коллекционеров и экспертов», Masters, «Школа Вероники Калачевой», Образовательная платформа при аукционном доме Phillips, Школа-студия «Рукав», Op Pop Art и многие другие.

Для открытия собственного образовательного проекта, прежде всего, нужно определиться с категорией потенциальных учеников, форматом обучения и формой ее регистрации. Также большое внимание требуется уделить помещению и его жизнеобеспечению, обучающим пособиям и качественным материалам для занятий. Ну и конечно, успех любой школы на 99% генерируют талантливые педагоги.


Онлайн-сервис


На арт-рынке всё больше укрепляются в позициях новые игроки — приложения и сервисы, которыми пользуются как дилеры, так и клиенты. Первые с их помощью проводят презентации, вторые — ищут нужные арт-объекты и получают информационную поддержку.

Любой потенциальный инвестор при покупке произведения проходит несколько этапов: первичный выбор, установление подлинности, подписание договора, оплата, транспортировка, страхование и организация хранения. Цифровизация арт-рынка помогает упростить каждый из этих этапов. Так, с помощью AR-приложения Vivart можно виртуально «примерить» картину в интерьере собственного дома и окончательно определиться с выбором. А с установлением подлинности фотографий коллекционерам поможет основанный на технологии блокчейна проект Artex. С его помощью покупатели могут оценить «прозрачность» сделки: получить достоверную историю снимка и его тиража, узнать всю информацию о произведении и его авторе, а также проверить имущественные и авторские права.

Чтобы придумать новый полезный сервис, не обязательно обладать глубокой компетенцией в арт-среде: технологии и привлеченные эксперты позволят вам реализовать практически любую идею. Если она, конечно, действительно полезна участникам рынка — инвесторам, коллекционерам, дилерам, художникам и просто любителям искусства.