Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruРазобраться • 26 марта 2025
Можно ли построить Bluesky в России? Разбираем соцсеть, куда перешло более 30 млн твиттерских
Можно ли построить Bluesky в России? Разбираем соцсеть, куда перешло более 30 млн твиттерских
Текст: Григорий Щеглов
Фото: Unsplash
Еще полгода назад социальная сеть Bluesky насчитывала не более 10 млн пользователей. С момента создания платформа несколько лет оставалась нишевым решением для энтузиастов, пока в 2024 году не случилась массовая миграция пользователей из западного сектора Twitter. Всего за шесть месяцев Bluesky утроил пользовательскую базу и стал основной площадкой для целого ряда популярных зарубежных актеров, компаний и политиков. Разбираемся, в чем секрет успеха соцсети и смогут ли она или ее аналог стать популярными в России.
Bluesky — это децентрализованная социальная сеть, которая изначально была задумана как эксперимент команды Twitter во главе с бывшим CEO компании Джеком Дорси. Впервые о проекте заговорили в 2019 году, а спустя три года он был открыт для публичного тестирования. Хотя Bluesky и разрабатывался при участии Дорси, это абсолютно самостоятельный проект с собственной технологической базой, который технически не связан с Twitter/X и развивается по своей собственной траектории.
Чем Bluesky отличается от других площадок
Bluesky — не первая (и не последняя) децентрализованная социальная сеть. До нее на этом рынке уже присутствовали Mastodon, PixelFed, PeerTube и другие более нишевые проекты. Они медленно, но стабильно набирали пользователей, однако пробиться на рынок «верхних» социальных сетей с устоявшимися игроками вроде Twitter, Snapchat и Instagram* — практически невыполнимая задача. Что изменилось?
Во многом массовый исход пользователей из X в Bluesky, Threads* и другие подобные платформы связан с трансформацией, которую соцсеть переживает с момента ее покупки Илоном Маском в конце 2022 года. В первые месяцы владения Twitter бизнесмен поменял все, что так нравилось пользователям, начиная с названия и заканчивая алгоритмами.
Первым шагом стало введение платной подписки Twitter Blue (позже X Premium), превратившей ранее бесплатные функции — верификацию, публикацию длинных видео — в привилегии для платящих. Параллельно с этим Маск провел беспрецедентные по масштабу сокращения персонала, существенно ослабил модерацию контента и ввел систему монетизации, поощряющую кликбейт и однотипные публикации. К тому же личное присутствие Маска на платформе и его активное использование X для продвижения собственных взглядов и проектов создало впечатление, что социальная сеть превратилась в персональный рупор миллиардера.
Все эти факторы вместе создали «идеальный шторм», который привел к тому, что миллионы пользователей начали искать альтернативы. Изначально счет шел на тысячи «мигрантов», потому что платформ, которые могли бы полноценно заменить X, попросту не существовало. Осложняло ситуацию и то, что перенести накопленных за годы подписчиков, друзей и знакомых в полном объеме невозможно.
Прорыв случился в сентябре 2024 года, когда в Бразилии заблокировали X. Официальными причинами для блокировки стали нежелание назначать представителя компании по юридическим вопросам и отказ удалить аккаунты ультраправых активистов. Тогда удобно вышедший из статуса Beta Bluesky всего за неделю получил миллион новых регистраций.
Бразильцы выбрали Bluesky вместо Mastodon из-за более похожего на старый Twitter интерфейса. Даже лого у новой социальной сети напоминает своим цветом ту самую голубую птичку. Переходить на визуально знакомую площадку среднестатистическому пользователю оказалось гораздо проще. Еще один потенциальный конкурент в лице Threads* так же, как и X, управляется миллиардером — Марком Цукербергом. А значит, и он может в одночасье сломать весь пользовательский опыт, не спросив чьего-либо мнения на этот счет.
Бразильский исход послужил примером для всех недовольных работой X: за октябрь число пользователей Bluesky увеличилось с 9 до 20 млн. Примерно в то же время в США проходила предвыборная гонка, в рамках которой Илон Маск и Дональд Трамп активно использовали X для агитации. Тогда к Bluesky массово начали присоединяться американцы, поддерживающие демократическую партию. Вслед за этим на платформе появились первые корпоративные аккаунты: Duolingo, Hulu, Netflix.
Сегодня на платформе активно постят Марк Хэмилл, Стивен Кинг, Барак Обама и многие популярные новостные издания вроде CNN, Reuters и The New York Times. По последним данным, в марте количество пользователей Bluesky перевалило за отметку 32 млн.
Конечно, до X и Threads* платформе еще далеко: у соцсети Илона Маска около 588 млн пользователей, а у аналога от Meta* — 275 млн. Тем не менее X стабильно теряет в этом показателе. Так, еще год назад количество активных аккаунтов в месяц превышало 611 млн. Threads*, в свою очередь, имеет большое преимущество в виде удобной регистрации при наличии аккаунта в Instagram*, что объясняет объем в 275 млн пользователей.
Несмотря на стремительный рост Bluesky, говорить, что платформе удалось закрепить свои позиции, еще рано. Сегодня соцсеть существует во многом благодаря начальному финансированию и поддержке ее основателя — Джека Дорси. В октябре 2024 года Bluesky привлекла $15 млн от фонда Blockchain Capital, но этих средств явно будет недостаточно для продолжения работы при текущем темпе роста пользовательской базы.
Отсутствие рекламы и монетизации — это одновременно и преимущество, и потенциальная уязвимость платформы. Текущая модель не может быть долгосрочной без четкого плана генерации дохода.
В декабре 2024 года Bluesky анонсировали планы по введению платных подписок на платформе. По словам CFO компании Роуз Ванг, строить социальную сеть на доходах от рекламы, как это было в X, проект не планирует. Вместо этого Bluesky будет монетизироваться за счет комиссий при покупке платных подписок по модели Patreon, а также предлагая пользователям дополнительные возможности кастомизации за деньги.
Помимо этого, компания рассматривает два перспективных направления: продажа доменных имен в экосистеме Bluesky и создание маркетплейса, где разработчики смогут продавать свои уникальные алгоритмы формирования лент.
Сейчас платформа находится в критической точке: она накопила достаточно пользователей, чтобы быть заметной, но еще не доказала способность конкурировать с решениями Марка Цукерберга и Илона Маска. Чтобы сделать это, Bluesky нужно будет показать, что новая модель монетизации — без рекламы, но с подписками — работает.
А пока это происходит, Threads* и X тоже не стоят на месте, экспериментируя с децентрализацией и внедрением ИИ. Впрочем, конечный выбор все равно будет за пользователями.
Стоит отметить, что в России Bluesky не заблокирован, однако для регистрации на платформе нужен иностранный номер.
Здесь самое время вспомнить, что AT Protocol открыт для создания новых сайтов на его основе. То есть технически запустить аналогичную соцсеть в России возможно, но практически это не реализуемо из-за особенностей местного рынка и законодательства.
Во-первых, российский рынок социальных сетей и мессенджеров уже практически полностью поделен между крупными игроками — VK и Telegram фактически не оставляют места для новых участников. Более того, сам формат Twitter никогда не был настолько же популярен в России. Продать пользователю такую социальную сеть, да еще и со сложно объяснимой особенностью в виде децентрализации было бы непросто.
Во-вторых, создателям социальной сети пришлось бы столкнуться с законами. Согласно статье 18 ФЗ-152, персональные данные граждан России должны храниться на серверах внутри страны, а децентрализованная архитектура AT Protocol этого не предусматривает. При этом речь в документе идет о традиционных соцсетях с серверами — возможно, после того как федеративные платформы станут широко известны, текст закона пополнится уточнением на их счет.
Показательно, что пока в США люди массово мигрируют на децентрализованные платформы, в России идет обратный процесс. Так, стало известно, что VK планирует запуск собственной цифровой платформы Max, которая будет российским аналогом китайского WeChat. Это наглядно отражает тенденции местного рынка, который уже несколько лет стабильно берет идеи из стран Азии, а не Запада.
Несмотря на то что прямо перенести соцсеть на российские реалии не получится, из истории Bluesky можно вынести несколько полезных уроков.
*Продукт компании Meta, признана запрещенной и экстремистской в Российской Федерации