На книжном рынке сливаются крупные издательства и магазины. Что изменится для мелких игроков?

На книжном рынке сливаются крупные издательства и магазины. Что изменится для мелких игроков?
Фото: ТАСС

Московская сеть книжных «Читай-город» объединяется с петербургским «Буквоедом»: ключевыми процессами в этих сетях уже сейчас управляют московские менеджеры. Правда, там не все гладко: столичная команда настаивает на оптимизации и смене формата магазинов, а питерцы готовы разве что сократить нерентабельные площади. Слияние лидеров книжной розницы Москвы и Санкт-Петербурга повлияет на мелких торговцев: новый гигант уже объявил об экспансии в города за пределами двух столиц. Это очередной виток стремительной трансформации российского книжного рынка: в этом году говорили о схватке между «Эксмо-АСТ» и «Просвещением» за учебники, владельцы комиксшопов пошли войной на издательство «Комильфо». Свой путь ищут и маленькие издательства, которые много лет страдали: гиганты просто перекупали их звездных авторов за большие деньги, — a теперь каждое ищет свою очень узкую нишу, где нужна ручная работа. Inc. выяснил, что ждет маленькие книжные магазины, издательства — и как им жить дальше.


«Читай-город» и «Буквоед» — крупные сети, которые после объединения станут настоящим гигантом рынка. Истории слияния уже 10 лет, но все эти годы компании были заняты ростом: они поставили рекорд на российском книжном рынке, открыв на двоих 100 магазинов в 2017 году. «Фонтанка» со ссылкой на источники писала, что именно агрессивная экспансия сказалась на финансовых показателях «Буквоеда», который открыл 24 точки и закончил год снижением выручки до 128 млн рублей против 206,6 млн рублей в 2016 году. «Читай-город» открыл 76 магазинов, но даже такие темпы не устраивают компанию, она готовится к рывку на рынок Белоруссии. Сейчас объединенная розничная сеть насчитывает около 600 магазинов по всей России: в 2018 году открыто 44 книжных магазина и готовятся к открытию еще 10, рассказали Inc. в «Читай-городе».

Объединение двух сетей идет не очень гладко: московская сторона настаивает на жесткой оптимизации с возможностью закрытия некоторых магазинов «Буквоеда» и смены ассортимента: москвичи хотят видеть в магазинах больше книг. В петербургском офисе нервничают из-за такого рвения — «Буквоед» готов лишь к сокращению избыточных площадей.

Расширение объединенной сети может создать проблемы для маленьких книжных в регионах. В ноябре 2017 года гендиректор «Читай-города» Михаил Иванцов признавался, что в регионах сеть зарабатывает больше, чем в Москве, и продолжит развитие по всей России. «Конечно, когда открывается магазин сетевого формата, с отработанными процессами, с большими ресурсами, в том числе логистическими, и хорошими контрактами с поставщиками, магазинам приходится нелегко, особенно в маленьких городах. Для независимых книготорговцев это очередной вызов», — соглашается основатель петербургского независимого книжного «Подписные издания» Михаил Иванов.

Больше, чем сетевики, независимым магазинам мешает все-таки государство. Чтобы поддерживать рост, сети вынуждены оптимизировать старые объекты и открывать новые: это нормально, и сети должны существовать, говорит Иванов из «Подписных изданий». Независимый книжный бизнес чувствует себя «не очень хорошо», признает он, но демонизировать крупные сети не стоит. «Это в целом система книгораспространения в стране, система поддержки государством книжной торговли, это возможность льготных площадей, налоговых льгот, пропаганда чтения. Книжным нужно внимание со стороны государства: не контроль, а именно внимание. У нас есть льготный НДС на книги, но в других странах, где книжный рынок чувствует себя хорошо, НДС на них нет вообще», — объясняет он. А малый бизнес — скорее друг для сетей-гигантов, поскольку новые идеи и тренды исходят именно от него, напоминает предприниматель.

И крупные сети, и маленькие магазины сейчас либо борются за выживание, либо сокращают издержки. Они существуют в сложных условиях, говорит президент торгового дома «Библио-глобус» Борис Есенькин. Сейчас россияне, как и весь остальной мир, читают со смартфонов и электронных ридеров, поэтому продавать книги стало сложнее. Государству следует создать лучшие условия для книжных и пропагандировать чтение и печатные книги, уверен он. Объединение — это тренд на рынке, и решение «Читай-города» и «Буквоеда» в каком-то смысле оздоровит рынок и поможет издательствам, которые в последнее время не знают, куда податься.

Несмотря на экспансию гигантов, издательства идут к малому бизнесу. «Эксмо-АСТ», крупнейшее издательство в России, не может справиться с изданиями, в работе над которыми нужно внимание к деталям. Много лет ситуация выглядела так: маленькие издательства искали авторов, работали с ними, раскручивали, растили и вкладывали деньги. А только-только взошедших звезд потом перекупало «Эксмо-АСТ», которое может предложить больше денег. Маленькие издательства стали придумывать собственные ниши и выбирать такие специализации, куда гигант просто не может залезть. Последние 2 года авторы постепенно уходят из «Эксмо-АСТ» к мелким игрокам, потому что не хотят быть частью конвейера и ждут индивидуального подхода, объяснил Inc. владелец книжных магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов.

Ниши небольших издательств

Ad Marginem Press

зарубежный non-fiction об актуальных проблемах современного искусства и теории культуры

Издательство Ивана Лимбаха

классическая проза

Grundrisse

книги о развитии современного искусства, литературы, музыки и философии

«Кучково поле»

историческая литература, мемуары

«Гилея»

книги о литературном авангарде

Зато в 2017 году российский книжный рынок впервые за несколько лет вырос в физическом выражении, а не в денежном. По итогам 1 полугодия  2018 года он показал рост на 5% к аналогичному периоду 2017 года. Рост стал возможен благодаря борьбе с пиратством, развитию федеральных книжных сетей и росту интернет-канала продаж. Австрийский аналитик  Рюдигер Вишенбарт в ежегодном обзоре за 2017 год отметил, что мировой книжный рынок тоже чувствует себя неплохо. Правда, России в числе лидеров нет. 30% мирового рынка — приходится на США, на 2 месте, с 17%, — Китай, на 3 (8%) — Германия, а потом Япония, Великобритания и Франция (5%, 4% и 3% соответственно).