Налоговая реформа-2026: что изменится для МСП и как это ударит по разным отраслям

Разобраться • 22 декабря 2025

Налоговая реформа — 2026: что изменится для МСП и как это ударит по разным отраслям

Налоговая реформа — 2026: что изменится для МСП и как это ударит по разным отраслям

Автор: Мария Гусарова, шеф-редактор «Инка».

Фото: Unsplash, Unsplash.


Налоговая реформа, которая начинает поэтапно вступать в силу с 2026 года, впервые за долгое время напрямую затрагивает массовый сегмент малого и среднего бизнеса. НДС из налога для крупных становится реальностью для компаний с относительно скромным оборотом.

Если раньше ключевым вопросом для предпринимателей была оптимизация налогов, то теперь звучат иные вопросы: оставаться ли на УСН, идти в экспериментальные режимы или перестраивать бизнес-модель. «Инк» с помощью бизнеса и экспертов разобрался, как меняется для МСП не только налоговая модель, но и логика ценообразования, работа с контрагентами и оборотным капиталом.

Налоговая реформа, которая начинает поэтапно вступать в силу с 2026 года, впервые за долгое время напрямую затрагивает массовый сегмент малого и среднего бизнеса. НДС из налога для крупных становится реальностью для компаний с относительно скромным оборотом.

Если раньше ключевым вопросом для предпринимателей была оптимизация налогов, то теперь звучат иные вопросы: оставаться ли на УСН, идти в экспериментальные режимы или перестраивать бизнес-модель. «Инк» с помощью бизнеса и экспертов разобрался, как меняется для МСП не только налоговая модель, но и логика ценообразования, работа с контрагентами и оборотным капиталом.

Зачем это государству

Повышение фискальной нагрузки через НДС — не точечное решение, а часть более широкой бюджетной логики российских властей.

Дмитрий Исаков, основатель и генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest, считает, что повышение НДС — во многом вынужденная мера.

«Сокращение нефтегазовых доходов и рост бюджетных расходов формируют дефицит бюджета, который в 2026 году оценивается примерно в 5,7 трлн руб. Учитывая, что НДС остается самым собираемым налогом, его повышение может принести бюджету до 1,7 трлн руб. Это выглядит менее рискованным решением, чем покрытие дефицита за счет эмиссии или резкой девальвации».

Для бизнеса это означает, что изменения носят не временный, а структурный характер, и адаптироваться к ним придется надолго.


Базовые изменения, которые затронут почти всех

НДС: выше ставка, ниже пороги

Ключевое изменение — повышение базовой ставки НДС с 20% до 22%. Одновременно снижается порог выручки, при котором бизнес обязан перейти на уплату НДС. Если раньше освобождение действовало до 60 млн руб., то с 2026 года порог будет поэтапно снижаться — сначала до 20 млн руб., а затем еще ниже.

Для МСП это означает, что значительная часть бизнеса, ранее работавшая без НДС, впервые столкнется с ним уже в ближайшие годы: с новой отчетностью, перерасчетом цен (и возмущением клиентов из-за их роста) и изменением договоров с покупателями и поставщиками.

Ирина Смирнова, налоговый консультант, бухгалтер, основатель и управляющий владелец компании «Центр защиты бизнеса», отмечает:

«Государство говорит о выравнивании условий, но на деле получается иначе. Вместо того чтобы дать крупному бизнесу больше льгот, у малого отнимают те немногие преимущества, что у него были. Это не выравнивание, а общее ужесточение, где малый бизнес проигрывает первым».


УСН: лимиты выросли, но не для всех это плюс

Формально условия применения УСН — режима налога на прибыль/доход — смягчаются: увеличиваются лимиты по выручке, активам и численности сотрудников, отменяются повышенные ставки. Однако для части небольших предпринимателей этот плюс нивелируется снижением порогов по НДС — косвенному налогу, который может применяться поверх любого режима. Исторически для малого бизнеса эти две оси почти совпадали: если ты на УСН — ты почти всегда без НДС. А реформа эту связку разрывает, и теперь бизнес может остаться на УСН, но все равно стать плательщиком НДС.

Это создает гибридную модель, к которой многие предприниматели не готовы ни методологически, ни технически.

Об этом говорит и Ирина Смирнова:

«Задумка с АУСН выглядит странно. Систему, созданную для самостоятельной работы предпринимателя, на практике без бухгалтера вести невозможно. Слишком много скрытых условий и рисков: при малейшей ошибке бизнес автоматически вылетает на общую систему налогообложения со всеми ее сложностями».

«Если говорить о цифрах, картина наглядная. Компания с выручкой 80 млн руб. и расходами 65 млн руб. на обычной УСН заплатит около 2,25 млн руб. налога.

При переходе на АУСН с НДС налог с разницы составит около 750 тыс. руб., но появится обязанность администрировать НДС, сумма которого может достигать 13 млн руб.

Сэкономить можно только в том случае, если все поставщики — плательщики НДС и предоставляют корректные счета-фактуры».


Страховые взносы: рост нагрузки на фонд оплаты труда

Отмена льготных тарифов страховых взносов для большинства МСП означает рост нагрузки на бизнес с высокой долей зарплат. Особенно чувствительно это для сервисных, креативных и трудоемких отраслей. Так, для аккредитованных ИТ-компаний тариф повысится до 15%, для отдельных категорий МСП — до 30%.

По мнению Ирины Смирновой:

«самое болезненное — это демонтаж инструментов легализации. Льготу по страховым взносам оставили лишь для узкого перечня видов деятельности. Для остальных этот мостик в белую зарплату рухнул. Аргумент, что работать официально выгоднее, теряет силу».

Она добавила, что основная тяжесть реформы ложится на тех, кто и так работает прозрачно. Их налоговая нагрузка вырастет, в то время как нелегальный сектор сохранит конкурентное преимущество.

Как напомнила заместитель директора департамента юридического сопровождения и контроля компании «Адвирос» Александра Рыбакова, поскольку с 1 января на 20,7% увеличивается и МРОТ, это напрямую скажется на расчете окладов, отпускных, больничных и страховых взносов, нужны будут новые локальные нормативные акты и трудовые договоры.

«Кроме того, изменения касаются и порядка начисления взносов для руководителей: если их вознаграждение ниже МРОТ, взносы будут начисляться исходя из минимального размера. Это означает, что компаниям следует заранее оценить влияние новых ставок на фонд оплаты труда и корректировать бюджеты в соответствии с актуальной налоговой политикой».


Как реформа проявляется по отраслям

Ретейл и e-commerce

Ретейл — одна из первых отраслей, которая «упирается» в пониженные пороги по НДС. Даже относительно небольшие онлайн-магазины с оборотом 15–20 млн руб. в год рискуют стать плательщиками НДС уже в 2026 году.

По оценкам Дмитрия Исакова, повышение этого налога почти неизбежно приведет к росту розничных цен: в сегменте B2C он может составить 2,5–3%, особенно у компаний, не имеющих возможности возмещать налог. Это усилит давление на маржу небольших продавцов и онлайн-магазинов.

Дополнительную сложность создают маркетплейсы: комиссии, агентские договоры, разный момент признания дохода. Ошибка в учете выручки здесь может привести к неожиданному переходу на НДС и доначислениям.

Ирина Смирнова обращает внимание на контроль цепочки поставщиков, который становится ключевым для e-commerce. Если контрагент не платит НДС, бизнес теряет право на вычет, что делает сотрудничество экономически невыгодным. Для маркетплейсов с десятками поставщиков это кратно повышает налоговые и учетные риски.


Коммуникационные и креативные агентства: рост важнее налоговых льгот

Для агентского бизнеса налоговая реформа обостряет старую дилемму: минимизация налогов или задел на масштабирование.

Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect, говорит, что ее компания сознательно отказалась от идеи менять юридическую структуру или переходить на альтернативные режимы:

«Мы не рассматривали изменение юридической структуры бизнеса в связи с поправками в НК РФ. Многие компании сейчас думают о переходе на АУСН, но для нас это неподходящий вариант».

По ее словам, привлекательность АУСН носит, скорее, теоретический характер:

«Да, с точки зрения льгот этот режим выглядит интересно, но на практике он сильно ограничивает рост. Можно официально нанимать не больше пяти сотрудников, а верхняя планка дохода — 60 млн руб. в год. Для компаний, которые планируют масштабироваться, это тупик».

Отдельный риск — экспериментальный статус режима:

«АУСН действует до 2027 года, и непонятно, что будет дальше. Для бизнеса, который строит планы на несколько лет вперед, такая неопределенность — серьезный фактор».«Да, с точки зрения льгот этот режим выглядит интересно, но на практике он сильно ограничивает рост. Можно официально нанимать не больше пяти сотрудников, а верхняя планка дохода — 60 млн руб. в год. Для компаний, которые планируют масштабироваться, это тупик».


Общепит, бытовые услуги, ремесленные мастерские

Для общепита, салонов, сервисных компаний реформа бьет сразу по двум направлениям: рост взносов увеличивает фонд оплаты труда, а НДС — давление на цены. При этом платежеспособность клиентов в этих сегментах ограниченная.

Отдельная зона риска — дробление бизнеса и работа через несколько ИП или юрлиц.

Кроме того, для малого производства НДС может быть менее болезненным за счет вычетов по сырью, оборудованию и материалам. Но это повышает требования к первичной документации и качеству контрагентов.

Ошибки в вычетах, работа с поставщиками без НДС или с «разрывами» в цепочке становятся критичными.

«Для сегментов с эластичным спросом — общепита, бытовых услуг — повышение НДС почти неизбежно приведет либо к росту цен, либо к снижению маржи…», — предупреждает Исаков.


ИТ, креативные индустрии, консалтинг

В ИТ и консалтинге обсуждение налоговой реформы часто сводится к страхам перед дроблением бизнеса. Однако на практике ситуация развивается в противоположную сторону.

Виталий Янко, управляющий партнер инвестбутика SPBF Global x SoftwareLead, отмечает, что рынок уже проходит стадию укрупнения, а не фрагментации:

«В консалтинге мы видим переток клиентов: мелкие компании отваливаются, пытаясь просто выжить, а средние, наоборот, укрупняют проекты. Поэтому ни о каком дроблении из-за появления НДС говорить не приходится — ни в консалтинге, ни в ИТ-разработке».

По его словам, в ИТ-секторе сейчас происходит обратный процесс — закрытие «лишних» юридических лиц, даже если они формально имеют право на льготы:

«Многим ИТ-компаниям приходится закрывать ненужные юрлица. Особенно это касается ИТ-дочек внутри крупных холдингов: аутсорсинг разработки в структуре группы становится налогово невыгодным, потому что не освобождает от НДС».

Отдельная проблема — положение небольших подрядчиков, которые находятся в конце корпоративной цепочки:

«Малыши, которые обслуживают ИТ-инфраструктуру или консультируют крупные корпорации, видят странную картину: заказчики в лице ИТ-дочек сокращаются или закрываются. В итоге сложнее всего тем, кто не делает продукт для конечного потребителя, а лишь поддерживает большие структуры».


Логистика: самозанятые, маршруты и налоговые риски

В логистике ключевые налоговые и правовые риски для МСП связаны не столько с выбором налогового режима, сколько с форматом привлечения исполнителей на разных этапах доставки.

Гендиректор сервиса для автоматизации работы с самозанятыми Qugo Елена Усачева поясняет, что возможность работать с самозанятыми напрямую зависит от маршрута следования груза.

«На “первой миле” — доставке товара со склада до основного распределительного склада — самозанятые работать не могут. Здесь допустимы только штатные сотрудники или крупные логистические компании по договорам грузоперевозки.
На “средней миле”, когда товар на грузовых машинах едет из распределительного центра в регионы, можно работать только с плательщиками НПД с оформленным ИП.
С самозанятыми доставщиками — пешими курьерами, курьерами на велосипедах и легковых авто — чаще всего сотрудничают при доставке от регионального центра до двери покупателя, на “последней миле”, хотя и ИП на этом маршруте также можно привлекать».

Она также обращает внимание на обязательные требования государства при работе с самозанятыми в логистике: регистрацию в приложении «Мой налог», заключение договора ГПХ с четко прописанной услугой, сроками и суммой вознаграждения, а также предоставление закрывающих документов — чека и акта выполненных работ.

Отдельный источник рисков — признаки фактических трудовых отношений. К ним относятся одинаковые выплаты с фиксированной периодичностью, оплата за время, а не за результат, отсутствие актирования, подчинение внутреннему распорядку компании, предоставление рабочего места и инструментов, контроль процесса работы и зависимость от одного заказчика. Кроме того, с бывшими сотрудниками в статусе самозанятых можно работать только по истечении двух лет после увольнения.

Практические сценарии для МСП: чек-лист действий на 2026 год

1. НДС как фактор договоров.

  • Проверить и обновить договоры с клиентами и поставщиками на предмет условий по НДС.
  • Обсудить с контрагентами возможность принятия НДС к вычету и ответственность за изменение цен.

2. УСН + НДС — новая сложность учета.

  • Внедрить контроль первичных документов и счетов-фактур.
  • Организовать регулярную проверку учета выручки, особенно по авансам и агентским договорам.

3. Рост нагрузки на фонд оплаты труда.

  • Проанализировать структуру зарплат и бонусов, оптимизировать численность персонала.
  • Рассмотреть варианты перевода части функций на подрядчиков или самозанятых с учетом рисков.

4. Работа с самозанятыми и ИП.

  • Определить этапы цепочки, на которых можно легально привлекать самозанятых.
  • Усилить контроль за оформлением договоров, чеками и актами выполненных работ.

5. Отказ от дробления бизнеса.

  • Оценить риски и расходы на содержание нескольких юрлиц и связанную отчетность.
  • Рассмотреть упрощение структуры для снижения административной нагрузки.

6. Планирование налоговой модели на среднесрочную перспективу.

  • Построить несколько сценариев налоговой нагрузки на два-три года вперед.
  • Заложить повышение налогов в ценовую политику и стратегию роста компании.