• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Нотная грамота. Как использовать музыку в бизнесе и не нарваться на неприятности

Нотная грамота. Как использовать музыку в бизнесе и не нарваться на неприятности
Фото: Unsplash

Современный бизнес сложно представить без музыкального оформления: фоновая музыка играет в ресторанах, фитнес-клубах, магазинах, на АЗС… При этом далеко не все предприниматели задумываются о соблюдении авторских и смежных прав на проигрываемые в их заведениях треки. Как следствие, они рискуют нарваться на проверку со всеми вытекающими неприятностями. Генеральный директор стримингового аудиосервиса для бизнеса Muzlab Виктор Христенко рассказывает, как оформить свои отношения с правообладателями и почему нельзя просто включить в своем заведении радио (таким образом вы используете музыку в коммерческих целях, а значит, должны платить).


Как делать нельзя


За соблюдением авторских и смежных прав следит ОКУП (общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами). В него входят «Российское авторское общество» (РАО) и «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС) — именно их инспекторы проверяют законность использования музыки в общественных местах. Но проблемы у бизнеса, использующего музыкальное оформление, могут возникнуть и с государственными структурами — например полицией.

Самая распространенная ошибка владельцев заведений: просто включить радио. Предприниматели полагают, что все вопросы соблюдения авторских прав лежат на плечах радиостанции — она же работает для всех! Но это не так: включив радио в своем кафе, парикмахерской или любом другом заведении, вы используете музыку в коммерческих целях. А делать это, не заплатив правообладателям, ни в коем случае нельзя.


То же самое правило распространяется на различные стриминговые аудиосервисы, предназначенные только для частного использования. Их музыку вы можете слушать дома, в машине, на пробежке, но включать ее в кафе, магазине или любом другом коммерческом помещении нельзя  это прямое нарушение (даже если вы купили подписку).


И, конечно же, нельзя проигрывать собственную подборку треков, скачанных на торрентах, скопированных у друзей или добытых любым другим неофициальным методом, — все это считается нелицензионной музыкальной продукцией.

Нельзя расслабляться, даже если вы заключили договор с РАО и ВОИС. Дело в том, что некоторые музыканты намеренно отказываются от услуг этих общественных организаций и самостоятельно следят за соблюдением своих прав. Информация о таких исполнителях регулярно публикуется на сайтах РАО и ВОИС, но об изменениях вас персонально никто не уведомит. В такой ситуации правообладатель, чью музыку вы использовали в своем заведении, может прийти к вам с претензией — и окажется прав, а вам снова придется платить.


Как делать можно


Самый дорогой и сложный вариант — оформлять прямые договоры с правообладателями (с каждым исполнителем придется решать вопросы отдельно). Таким путем обычно идут только крупные бренды вроде Zara — они используют музыку еще и в рекламных целях.

На первый взгляд, самое очевидное решение — оформить договоры с РАО и ВОИС (с каждой организацией по отдельности), но это недешево. И здесь, как отмечалось выше, есть свои нюансы: одним махом снять со своих плеч все заботы о музыкальном оформлении не получится.

Наконец, можно оформить договор с каким-нибудь музыкальным оператором для бизнеса. У таких компаний обычно уже улажены все вопросы с РАО и ВОИС, и они сами отслеживают все изменения в работе этих общественных организаций (в частности, знают, кто из исполнителей решил отказаться от их услуг). Кроме того, операторы обычно предлагают услуги по формированию корпоративного радио и обладают нужной экспертизой по музыкальному оформлению бизнеса (например, могут научить приемам повышения продаж с помощью фоновой музыки).

Однако прежде чем заключить договор с музыкальным оператором для бизнеса, проверьте, действительно ли он имеет действующий договор с ОКУП. Запросите эти документы и проверьте их подлинность с помощью юриста. Этот несложный шаг обезопасит вас от серьезных проблем.


Что делать, если к вам пришли с проверкой


Чаще всего инспекторы РАО и ВОИС ведут себя доброжелательно, но бдительность терять не стоит. Если к вам пришли проверяющие, не стесняйтесь проверить их документы, а еще лучше — позвоните в ОКУП и убедитесь, что к вам направили проверку. Если все в порядке, вы должны предъявить инспектору договор с правообладателем.

Помните: если проверяющего что-то не устраивает, он должен составить претензию, — на нее нужно ответить в течение 30 дней. Инспектор не имеет права ничего конфисковать или требовать от вас оплаты штрафа. Все эти вопросы решаются только через суд.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России